Происхождения мироздания и его устройства
Индия
Вайшешика (религ.фил.система) признавала присутствие Бога в космогоническом процессе. Однако Бог – Ишвара не творит мир из ничего. Он скорее осуществляет «надзор» на стихиями, которые так же вечны как он сам. Толчком к движению атомов служат адришты, воплощающие не просто божественное желание, но неумалимый «закон кармы». Великие стихии – махабхуты
Земля, вода, огонь, воздух, акаша.
Для индийской антропологии характерно отделение человека его религиозностью, наличием души, разума.
Китайскаяантропология – человек это одна из 10 000 вещей, но в тоже время он наиболее ценная из всей мирской «тьмы вещей».
Человек – существо, обладающее пятью природными задатками, человеколюбие, справедливость, благопристойность, мудрость и искренность.
Типичным для конфуцианства является представление о существовании небесного «замысла» в отношении всего сущего и в первую очередь человека.
Согласно даосскому учению, человек обладает как бы двумя натурами. Одна – естественная, порождаемая и детерминируемая Дао-Единым (а потому истинная), другая – искусственная, порождаемая и детерминируемая страстями, свойственными человеческому эго (оттого ложная).
Арабо-исламская антропология. В мусульманской культуре жесткая нормативность «социальной» модели добродетельного человека зиждется на фаталистических представлениях о полной зависимости всего сущего от верховного Абсолюта.
Кадаритыотстаивали свободу воли человека и его ответственность за свои действия перед Аллахом.
Сторонниками учения о свободе воли выступали и богословы – мутазилиты.
Суфии:
ü Человек в значении рода – самое совершенное бытие универсума. Всякое другое бытие – отражение одного из бесчисленных атрибутов Абсолюта, человек же синтезирует в себе все формы Божественного проявления, в нем объединено все сущее, все реальности мира.
ü В системе вахдат ал вуджуд человек – микрокосм, своего рода мера всего дольнего мира – макрокосма.
ü Более того, человек – это посредствующее звено между Богом и миром, которое обеспечивает единство космического бытия и бытия земного.
ü Стремление совместить всемогущего Бога и свободу воли человека.
ü Суфии пытаются разъяснить, что, хотя добро и зло объективны, человек свободен сделать между ними выбор.
Пути постижения Истины: Индия
Источников знания (паманы):
ü Восприятие,
ü Умозаключение,
ü Шабда-прамана.
Шабда-прамана – свидетельство принимаемое на веру.
Три источника шабда-праманы:
ü Веды,
ü Традиция смрити («запоминаемое», т.е передаваемая по памяти традиция), включающая дхармашастры, итихасы, пураны,
ü Духовный опыт «совершенных», «компетентных», бесстрстных»
Пути постижения истины: Китай.
Нумерология представляет собой формализованную систему, состоящую из математических и математикоподобных объектов, связанных между собой символически, ассоциативно, эстетически. Остов нумерологии – три вида графической символизации: геометрические формы – «символы», цифры «числа»..
Познавательная деятельность:
ü Сюэ (изуение),
ü Сы (размышление рефлексия),
ü Чжи (знать, предвидеть)
Пути постижения истины: арабо-исламская философия.
Знание в исламе рассматриваются в качестве одной из наиболее важных духовных ценностей.
Ашаритская доктрина
Знание разделяется на две категории: на вечное знание Бога и временное знание тварей, способных познать (к ним относятся люди, ангелы, джины). Последнее делится на знание необходимое или интуитивное, и дискурсивное.
Суфии, хотя и полагают, что Истина-Бог до конца непостижима, допускают вероятность максимального приближения к ней.
Сердце, а не разум, по убеждению суфиев, является главным органом познания.
2.09.16
Автор учебника ЛЕГА Виктор Петрович История Западной Философии
Античная Философия
(греко-римская философия)
Начинается 6-7 веках до Р.Х заканчивается в 5 веке по Р.Х
АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ
- предпосылки генезиса и периодизация ан.фил.
ü Милетская школа
ü Пифагорейцы
ü Гераклит
ü Элеаты
ü Физики-плюралисты и физики-эклектики
1.ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ АН.ФИЛ.
ü Социогенная концепция
ü Психогенная концепция
ü Мифорелигиозная концепция
ü Гносеологическая концепция
Способствовало развитие греческой поэзии.
Гомер (между 12-до7 века до Р.Х) «Иллиада, «Одиссея»
Гесиод (7-6 вв. до Р.Х) «Труды и дни», «Теогония»
ПЕРИОДИЗАЦИЯ АН.ФИЛ.
ü Ранняя классика (6-5 вв до Р.Х)
ü Зрелая классика (4 век до Р.Х)
ü Поздняя классика Эллинизм (3 век до Р.Х – 6 век по Р.Х)
Милетская школа
ФАЛЕС из Милета 625-545 гг. до Р.Х
· Вода
· Гилозоизм – вещество, материя, жизнь.
Анаксимандр (ученик) 610-546 гг. до Р.Х
Дает первоначалу новый термин - Апейрон – греч. «беспредельный»
Анаксимен 585-525 гг. до Р.Х. берет за первоначало образ «Воздух»
Пифагорейцы
Пифагор Самосский570 -490 гг. до Р.Х. За первоначало считалось «число» - оно все определяет, им все можно исчислить
Эфесская школа
Гераклит Эфесский (темный) ок. 544/540 – 480 гг. до Р.Х. за первоначало «огонь» = «логос». касается проблемы бытия.
Элеаты
Школа малой Азии. Предтечей этой школы был Ксенофан из Колофона ок. 570(92г). опровергает олимпийских богов, т.к они плод человеческой фантазии.
Парменид Элейский ок. 540-480 гг. до Р.Х. Бытие - единое, вечное, неизменное.
Зенон Элейский. Апория.
Мелис из Элеи 5 век до Р.Х