Семинарское занятие № 13 . Понятие просвещения
Текст для самостоятельного изучения: Кант "Ответ на вопрос: что такое просвещение?"
Вопросы и задания к тексту:
1. В чем причина того, что человек часто не выходит из состояния несовершеннолетия?
2. Покажите преимущества человека, находящегося в состоянии несовершеннолетия
3. Революция и эволюция: соотношение понятий.
4. Приведите примеры использования своего разума публичным и частным образом.
5. Что Кант называет преступлением против человеческой природы.
6. Почему человек не может отказаться от просвещения?
7."Век просвещения" и "просвещенный век": соотношение понятий.
8. Объясните смысл последнего абзаца текста.
ТЕМА № 6 ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Семинарское занятие № 14 . Марксистская концепция истории.
Тексты для самостоятельного изучения: Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие, Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т.3 С.18-26,31-33.
Дополнительная литература: Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Гл.5.
Вопросы и задания к текстам:
1. Сформулируйте принцип, лежащий в основе марксистского понимания истории.
2. Структура общества по Марксу. Понятие общественно-экономической формации. Марксистское понимание государства.
3. Понятие истории у Маркса. Основной исторический закон. Понятие социальной революции.
4. Оценка марксизма Бердяевым.
Семинарское занятие № 15 . Русская идея.
Текст для самостоятельного изучения: Чаадаев П. Я.:"Первое Философическое письмо"
Дополнительная литература: Чаадаев П. Я." Апология сумасшедшего "
Вопросы и задания к тексту:
1. Объясните смысл эпиграфа к "Философическому письму"
2. Чаадаев о роли религии в жизни отдельного человека и общества.
3. Отношение Чаадаева к теории " официальной народности"
4. Россия и Запад: сравнительная характеристика
5. Основные особенности русской культуры и истории.
6. Задачи и будущее России в свете взглядов Чаадаева.
Семинарское занятие № 16 . Проблема судьбы.
Текст для самостоятельного изучения: Соловьев В. Судьба Пушкина
Вопросы и задания к тексту:
1. Определите основную идею текста.
2. Какие определения понятия "судьба" встречаются в тексте?
3. Почему в качестве примера действия судьбы Соловьев обращается к судьбе А.С. Пушкина?
4.Соотношение идеала и действительности. Пути разрешения противоречия.
5. Какие расхожие стереотипы развенчивает Соловьев в своей статье?
6. Сравните взгляды Лермонтова М. Ю. ("Смерть поэта") и Соловьева на смерть Пушкина. Попробуйте их соединить, используя диалектический метод.
7. Мантика и астрология в свете статьи Соловьева.
Семинарское занятие № 17. Назначение философии.
Текст для самостоятельного изучения: Соловьев В. Исторические дела философии
Задания к тексту:
1.Составить сложный план к тексту.
2. Изложить основные идеи автора по составленному плану.
Семинарское занятие № 18. Итоговое занятие.
Основные проблемы философии, методы познания мира, онтологические модели, антропологическая проблематика.
Проведение самоконтроля готовности к сдаче итогового экзамена. Вопросы для подготовки к экзамену по философии.
Экзамен по философии проходит в устной форме. Экзаменационный билет содержит три вопроса. Первый вопрос по истории философии: учение, школа или философские идеи отдельного мыслителя. Это материал лекционных занятий. Второй вопрос касается проблем, которые решались на семинарских занятиях. Это вопрос по текстам, которые студент прорабатывал в течение года или семестра. Третий вопрос по философским категориям, которыми овладел учащийся в ходе занятий. На этом, заключительном этапе изучения курса философии студент может обратиться к учебникам по философии.
В результате изучения философии студент должен:
- понимать сущность философии и знать структуру философского мышления;
- понимать смысл историко-философского процесса, давать характеристику его этапов и называть представителей;
- давать характеристику основных подходов к бытию, раскрывать эти подходы на примерах учений и школ в истории философии;
- иметь навык работы с философскими текстами.
Примерные вопросы по лекционному курсу
Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
Мифология и философия. Специфика философского знания.
Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе.
Объективный идеализм Платона. Теория идей.
Античная атомистическая философия.
Философское учение Аристотеля.
Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии.
Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона.
Рационализм Р. Декарта. “Рассуждение о методе”.
Т. Гоббс и Д. Локк о государстве и естественных правах человека.
Основные идеи философии Просвещения XVIII в.
Этическое учение И. Канта.
Объективный идеализм Г. Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Формирование и основные проблемы философии марксизма.
Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли.
Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии.
Практически-нравственная ориентация русской философии.
Философия русского космизма.
Основные черты философии экзистенциализма.
Проблема человека и смысла жизни в европейской философии XX века.
Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение.
Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.
Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.
Понятие эстетического, его связь с духовным опытом человека.
Познание как взаимодействие двух систем — субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.
Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.
Знак, его природа и роль в информационной деятельности.
Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления, — рассудок и разум.
Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.
Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и вненаучное (обыденное, художественное, религиозное).
Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
Соотношение действительности и мышления.
Исторические типы рациональности, логика и язык.
Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика.
Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Понятие прогрессивного и регрессивного развития.
Понятие общества. Специфика социального познания.
Социальная сфера жизни общества, ее структура.
Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности.
Целеполагание в человеческой деятельности.
Универсальные ценности и особенности ценностного сознания в зависимости от конкретной эпохи.
Роль насилия и ненасилия в истории, в человеческом поведении.
Материально-производственная сфера общества, ее структура. Собственность как основа экономической сферы бытия.
Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.
Общество и глобальные проблемы XX века.
Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
Культура и цивилизация. Перспективы развития на рубеже тысячелетия.
Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре.
Вопросы по семинарским занятиям.
1. Этапы формирования психики. (Ильенков Э.В. «Откуда берется ум»)
2. Стадии развития ума (Ильенков Э.В. «Учиться мыслить»)
3. Формы чувственного и рационального познания (Мень А. «Познание мира»
4. Лосев А.Ф. «О мировоззрении» (Общая характеристика текста)
5. Платон «Апология Сократа» (Общая характеристика текста)
6. Чему учил Сократ и в чем видел свое призвание.? Мудрость Сократа.
7. Платон «Федон» (Общая характеристика и этические выводы.)
8. Первое и второе доказательства бессмертия души. (Платон «Федон»)
9.Третье и четвертое доказательства бессмертия души. (Платон «Федон»)
10. Учение Платона о любви (Платон «Пир»)
11.Миф о пещере и его философская интерпретация (Платон «Государство»)
12. «Идолы разума» и их критика. (Бэкон Ф.«Новый Органон»
13. Принцип сомнения и понятие «субстанции» (Декарт Р. «Первоначала философии»)
14. Понятие «символ» (Лосев А.Ф. «О мировоззрении»)
15. Гносеологические идеи текста Платона «Федон»
16. Кант И. «Ответ на вопрос: что такое просвещение. (Общая характеристика текста)
17. Чаадаев П.Я. «Первое философическое письмо» (Общая характеристика текста)
18. Соловьев В. «Судьба Пушкина» (Общая характеристика текста)
19. Соотношение идеала и действительности (Соловьев В. «Судьба Пушкина»)
20. Соловьев В. «Исторические дела философии» (Общая характеристика текста)
1. Культура и цивилизация. 2. Виды человеческих потребностей. 3. Предмет, цель и метод философии. 4. Философская категория. 5. Онтология, гносеология, антропология. 6. Обыденное сознание и рефлексия. 7.Формы чувственного познания 8. Формы рационального познания.
9. Истина и мнение. 10. Развитие и диалектика. 11. Часть и целое 12. Предрассудок и рефлексия 13. Метафизика. 14. Рационализм и эмпиризм. 15. Материализм и идеализм. 16. Символ. 17. Бытие и становление. 18. Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм. 19. Социолизация и интериоризация. 20. Диалектическое мышление.
Литература.
Основная литература (учебники и учебные пособия)
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М,: Проспект, 2009
2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.
3. Марков Б.В. Философия — СПб.: Питер, 2009
4. Налетов И.З. Философия. — М.: Инфра-М, 2007.
5. Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008
6. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009
7. Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008
Методическая литература.
1. Ивашкин И.Ф. Типы философского мышления. Методологическая методика. Вологда-Молочное, 1999 г.
2. Ивашкин И.Ф. Типы философского мышления. Учебные задания. Вологда-Молочное, 1999 г.
3. Ивашкин И.Ф. Понятие как методологическое средство. Методологическая методика. Вологда-Молочное, 2000 г.
4. Ивашкин И.Ф. Категория как форма мышления. Методологическая методика. Вологда-Молочное, 2002 г.
5. Ивашкин И.Ф. Семиотика. Программа курса. Вологда-Молочное, 2002 г.
6. Ивашкин И.Ф. Герменевтика. Программа курса. Вологда-Молочное, 2002 г.
7. Ивашкин И.Ф. Семиотическая структура образовательного текста. Методические рекомендации. Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2004 г.
8. Ковров Э.Л. Философия. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов экономического факультета. Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2004 г.
9. Ковров Э.Л. Философия. Методические материалы для студентов (экстернат).
Дополнительная литература
1. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.
2. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001
3. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.
4. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.
5. Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.
6. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Библиотеки и отдельные страницы на сайтах, где можно скачать учебник, справочник, энциклопедию, учебное пособие и другие книги по философии.
1. academtext.com – библиотека "AcademText", раздел "Философия": в Учебниках – 21 книга, Дополнительная лит-ра - 3.
2. anthropology.ru – очень большое кол-во статей по филосовской антропологии и культурологии (практически только отечественных авторов).
3. auditorium.ru – гуманитарная библиотека на auditorium.ru. Выбрать раздел (справа) "Философия". Всего публикаций 664 (включая на иностр. яз.)
4. filosof.historic.ru – "Электронная библиотека по философии" Всего более 2.000 работ, учебников - 15. Есть тематический и алфавитный указатели. Кроме этого на сайте есть Философский словарь (on-line).
5. gumer.info – ( только читать) библиотека Гумер, раздел "Философия" (более 250 книг и статей).
6. gumfak.ru – электронная библиотека для студентов Гуманитарных специальностей. В разделе Философия 101 работа (учебники, учебные пособия, лекции, хрестоматии, словари, дополнительные материалы). Для скачивания нажимать левой кнопкой мышки, открывается в новом окне, как правило, это заархивированные файлы doc.
7. lib.ru – раздел "Философия" в библиотеке М. Мошкова. Античная философия, Западные философы, Русские философы.
8. magister.msk.ru – раздел Философия в библиотеке Магистра. В основном множество статей. Авторы: Булгаков, Флоренский, Шестов, Соловьев, Розанов, Бердяев, Федоров, Устрялов, Рерих, Платон и др.
9. philos.msu.ru – Библиотека философского факультета МГУ. Всего 8 разделов. Книг не очень много. Учебников нет. Только первоисточники.
10. philosophy.ru – Электронная Библиотека на сайте под названием "Философия в России".
11. philosophy.allru.net – сайт "Золотая Философия" – 347 работ известных авторов, чаще не большие; их можно как читать, так и скачать.
Глоссарий
Агностицизм(лат. а — отрицание, gnosis — знание) — понятие, согласно которому утверждается, что человек ограничен в своих возможностях познания мира. Сторонники А., например, отрицали возможность доказательства существования Бога. Термин был вовлечен в научный оборот Т.-Х. Хаксли (1825—1895) — английским биологом, сторонником теории эволюции.
Аксиология(греч. ахia — ценность, logos — учение) — учение о ценностях, обладающее статусом философской дисциплины. Ценности могут иметь разнообразные предметные значения. Например, «добро», «зло», «справедливость» и т.п. — нравственные ценности. «Прекрасное», «безобразное» и т.п. — эстетические ценности. «Мудрость», «истина» и т.п. — ценности познания и т.д. Люди могут наделять вещи, свойства, отношения самыми различными ценностными градациями («больше», «меньше» и т.п.), ценности общества или отдельного человека можно упорядочить в виде иерархических организаций. На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно производит переоценку ценностей в зависимости от того возраста, в котором он находится (детство, отрочество, юность, зрелость, старость).
Аналитическая философия —одно из направлений современной философии. Своими корнями А. ф. уходит в традиции британской эмпирической философии. А. ф. сформировалась в конце XIX — начале XX в. и прошла в своем развитии различные фазы (например, логический эмпиризм, лингвистический анализ, теория речевых актов и др.).
Антропология философская –одно из направлений современной философии, изучающее природу человека, человеческих свойств и отношений. А. ф. принимает во внимание результаты исследований человека различными науками: биологией, психологией, историей, науками о культуре и обществе. В качестве относительно самостоятельного направления философии А. ф. сформировалась в конце XIX – начале XX в. Основной задачей А. ф. является разработка целостного учения о происхождении и развитии человека, об особенностях человеческого образа жизни, месте и роли человека в мире, его познавательных, коммуникативных и творческих возможностях.
Антропоморфизм(греч. аnthropos — человек, morphe — форма, вид) — мировоззренческое, культурологическое и философское понятие, выражающее способности людей уподоблять явления живой и неживой природы (планеты и созвездия, растительный и животный мир, мифологические персонажи) себе, своим свойствам и отношениям. Согласно принципу А., космос, любые явления природы наделяются биологическими и психическими качествами человека. Им приписываются человеческие свойства действовать, жить, умирать, переживать, общаться, рассуждать. Например, «небо хмурится», «звезда со звездою говорит».
Антропоцентризм(греч. аnthropos — человек, лат. сentrum — центр) — один из философских и мировоззренческих принципов, в соответствии с которым понятие о человеке используется в качестве «системы отсчета». Согласно А., человек помещается в центр мира, приобретая тем самым свой онтологический статус. Человек рассматривается не только в значении высшей цели эволюции мира, но и как творческий субъект, созидатель. Он играет ключевую роль в его познании мира и изменении. Принцип А. получал рационалистическое, религиозное или атеистическое толкование.
Атомизм(греч. atomos — атом, неделимый) — первоначально представляет собой одну из концепций древнегреческой философии, сформулированную Демокритом. Согласно ему, происхождение и строение мира связывается с понятием об атоме как его первооснове (предельной и далее неделимой основе мира). Поначалу А. представлял одну из натурфилософских гипотез. Затем идеи А. приобретают естественнонаучное значение в химии и физике. Дальнейшее развитие философии и науки показало, что А. стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с этим можно говорить, например, об атомизме в современной химии и физике. Особое значение приобрела атомная физика как одна из ведущих научных дисциплин в познании микромира.
Бессознательное— понятие, характеризующее совокупность глубинных процессов и явлений психики, неосознаваемых человеком. Различие бессознательной и сознательной психики не исключает их взаимодействия и воздействия друг на друга. Образ поведения людей зависит не только от осознаваемых действий, но и в значительной мере обусловливается неосознаваемыми, Б. факторами психики. Так же как и сознание, Б. — это способ психического отношения человека к миру, к другому человеку и к самому себе. Специфика Б. связана с глубинными уровнями и механизмами организации человеческой психики (в противоположность уровням и механизмам организации сознательной психики).
Бытие— ключевое понятие философской онтологии, выражающее идеи сущего, сущности и существования. Утверждение Б. в качестве сущего означает постановку вопроса о смысле Б. вообще, в целом. Представление о Б. как сущности ассоциируется с поиском первооснов, или первопричин, мира. Определение Б. как существования подразумевает разнообразие способов существования природы, человека и Бога. При анализе Б. многое зависит от того, о бытии чего или бытии кого идет речь. Речь идет об естественных (природных), сверхъестественных (божественных), общечеловеческих, культурно-исторических или индивидуально-личностных особенностях бытия как сущего, сущности или способов существования.
Вера— способ выражения принципиальной заинтересованности человека в отношениях с Богом. Смысл В. заключается в намерении человека предпочитать Бога как высший идеал, высшую норму и высшую ценность жизни. В. означает акт доверительного отношения человека к Богу как высшей истине.
Власть— центральное понятие в политической философии. Этимология слова В. коренится в латинском слове potentia с присущими ему значениями «потенция», «сила», «мощь» и т.п. В. выражает потенциальные свойства силы или мощи, которые характеризуют волевую способность человека. Феномен В. возникает в отношениях между людьми тогда, когда они взаимодействуют друг с другом по поводу чего-либо или кого-либо. Поэтому В. часто определяют как возможность навязывания воли одних людей другим, оказывая на них свое силовое давление и преодолевая их сопротивление. Политический смысл В. иногда определяют как способность людей, социальных групп или институтов добиваться согласованных действий общества.
Воля— интегральная способность сознания, регулирующая и мотивирующая поведение людей, позволяющая преодолевать препятствия, определять цели, осуществлять выбор, принимать и реализовывать решения на протяжении всей их жизни.
Восприятие— целостно-связная совокупность чувственных способностей человека, поставляющая ему информацию и знания о чем-либо или ком-либо. Структуры и процессы В. интегрированы с другими структурами и процессами сознания. В. связано с возможностями соответствующих органов тела. Обычно выделяются органы осязания, вкуса, обоняния, зрения и слуха. Если способности осязания и вкуса позволяют извлекать информацию при установлении контакта с объектами, то обоняние, зрение и слух воспринимают информацию на расстоянии. Принцип работы всех систем чувственного В. заключается в активном уподоблении информационно-познавательного образа объекту. Интегральный образ В. отличается признаками обобщенного и целостно-связного воспроизведения информации об объекте.
Вульгарный материализм— понятие, закрепившееся философской традицией изучения сознания и психики, согласно которой их свойства, структуры и функции отождествляются со свойствами, структурами и функциями человеческого мозга, поведения или уподобляются работе механических или вычислительных устройств. Квинтэссенцией В. м. стал весьма известный в конце XIX — начале XX в. тезис Л. Бюхнера (1824—1899) и Я. Молешотта (1822— 1893), наглядно демонстрирующий причинную зависимость сознания от мозга — «мозг выделяет сознание, так же как печень выделяет желчь».
Врожденные идеи— понятие, получившее систематическую разработку в философии Р. Декарта. В своей классификации идей он наряду с классом В. и. обсуждает классы приобретенных и изобретенных идей. Если В. и. выражают изначальную сущность человеческой природы и независимы от опыта, то приобретенные идеи люди извлекают из опыта, а изобретенные идеи конструируют сами в процессе познания. Согласно Декарту, примерами В. и. могут быть идеи добра, блага, справедливости и т.п. В. и. обладают порождающей (творческой) способностью, благодаря которой они продуцируют разнообразие логико-лингвистических форм (понятий, суждений, предложений).
Герменевтика(греч. hermeneutiros — толкование, объяснение) означает искусство или теорию истолкования (интерпретации) древних текстов (рукописей, памятников, библии и т.п.). Существуют давние связи Г. с логикой, риторикой, поэтикой и другими дисциплинами, средствами которых осуществляется истолкование текстов, памятников культуры, высказываний. Начиная со средних веков формировались богословская, юридическая и филологическая Г. Интенсивное развитие Г. получила в Новое время, когда возникла острая необходимость в интерпретации и понимании культурного наследия древнейших культур и цивилизаций. Систематическая разработка философской Г. начинается во второй половине XX в.
Гносеология(греч. gnosis — знание, logos — учение) — раздел философского знания, изучающий природу человеческого познания, так называемая «теория познания». Основными вопросами любой теории познания на протяжении ее развития были: «Что познается?» и «Как возможно познание?». Г. изучает природу познавательных способностей человека, разнообразные виды и способы (методы, средства, формы) познания. Задачами Г. являются анализ предельных, необходимых и всеобщих условий познания, отношений знаний и реальности, проблемы истины, взаимосвязи познания и общения, познания и практической жизни людей.
Государство— основная политическая система общества, управляющая его внутренней и внешней жизнедеятельностью. Г. регулирует экономические и социальные отношения, обладает исключительным правом на издание законов и норм, обязательных для всех граждан общества, взимает налоги, осуществляет контроль и реализует многие другие внутренние функции. Реализуя внешние политические функции, Г. защищает свои национальные интересы в разнообразных отношениях международного сообщества (экономических, политических, демографических и т.п.), сотрудничает и вступает в союзы с другими государствами.
Движение— одна из основных категорий философского знания, появившаяся в работах античных философов. Д. означает способ существования чего-либо или кого-либо. Д. — изменение вообще или изменение природы вещей, их свойств и отношений, а также изменение образно-чувственных и понятийно-логических форм представления о них.
Дедукция(лат. deductio — выведение) — один из логических способов рассуждений. Дедуктивный строй развертывания рассуждений отличается своей направленностью от общих посылок (принципов, аксиом) к частным следствиям, которые извлекаются из них в соответствии с логическими правилами дедуктивного вывода. Отношения в Д. между общими посылками и частными следствиями, извлекаемыми из них, отличаются свойствами всеобщности и необходимости.
Диалектика(греч. dialektike — искусство спора, беседы) — система принципов и понятий, метод философского познания. Д. как система понятий позволяет рассматривать мир в процессе развития, раскрывая свойства его противоречивости, изменяемости, стадиальности, преемственности и направленности.
Душа (греч. psyche — душа) — одно из основных понятий философской антропологии, часто соотносимое с понятием о человеческом теле (см. ст. «Тело»). Д. традиционно рассматривалась в оппозиции телу. Издавна анимизм (от лат. anima — душа) как всеобщая одушевленность природы означал, что каждое природное явление обладает своей душой. Поэтому Д. была движущей силой природы. С ее помощью люди общались с природой, вслушивались, всматривались, осязали. На протяжении всего развития истории философии Д. приобретает различные значения. Д. как совокупность психических (сознательных и бессознательных) способностей человека. Д. как совокупность уникальных, неповторимых и индивидуальных черт личности. Метафоры Д. часто используются в различных контекстах истории, культуры и общества.
Жизнь— одно из самых распространенных понятий не только в философии и науке, но и в повседневном общении людей. С философской точки зрения Ж. отождествляют с понятием бытия. Тем самым в философии ставится и обсуждается один из наиболее трудоемких вопросов — вопрос о смысле жизни. Среди важнейших сторон понятия о человеческой жизни обычно выделяют социальную, культурную, историческую и индивидуально-личностную стороны с весьма разнообразными признаками, которые характерны для каждой из них.
Измерение— способ опытного познания, позволяющий определить количественные свойства изучаемых явлений. И. производится не только в процессах наблюдений и экспериментов, но и широко распространено в самых разнообразных сферах человеческой жизнедеятельности. В методологии науки под И. обычно понимают процедуру сравнения реальной (действительной) величины с существующими эталонными единицами измерения.
Индукция (лат. induction — наведение) — один из логических способов рассуждения. И. называют такой процесс рассуждения, при котором на основании суждений, извлеченных из опыта, получают новое суждение. Суждения, извлеченные из опыта, играют роль исходных (известных) посылок. С помощью индуктивного способа рассуждений осуществляется расширение и углубление наших знаний, переход от известного знания к неизвестному. Как и процесс дедуктивного развертывания рассуждений (см. ст. «Дедукция»), И. развертывается по определенным правилам. Строй индуктивных рассуждений характеризуется признаками случайности, предположительности, приобретая тем самым значения большей или меньшей вероятности.
Иррационализм— этот термин обычно употребляют в смысле, противоположном значениям рациональности. Как правило, за И. скрываются философские учения, признающие, что определяющими факторами познания являются чувства, эмоции, воля, бессознательные процессы. С И. ассоциируется определенное убеждение в неспособности интеллекта, разума охватить все искомое богатство и разнообразие мира. Тем самым понятие И. по своим признакам противостоит понятию Р. (см. ст. «Рационализм»).
Истина— одно из важнейших понятий философской онтологии и теории познания. Понятие И. выражает характер соответствия наших знаний явлениям, свойствам и отношениям действительного мира.
История— гуманитарная научная дисциплина, изучающая особенности развития общества и человека. И. как познание предполагает, прежде всего, определение места (пространства) и времени своих объектов исследования, а также характер изучаемого объекта, прояснение места и времени его появления (происхождения) и последующего развития (существования).
Категории— наиболее общие понятия философского знания. Предельные значения К. выражают разнообразные явления природы, общества, истории, культуры, личности, познания, общения и повседневной жизнедеятельности людей. Философские К. воплощают в себе опыт человеческой жизни, познания и общения на протяжении их длительного культурно-исторического пути развития. Познавательный статус К. отличается всеобщностью и необходимостью их свойств. К. всегда «открыты» для новых значений и познавательных изменений.
Кинизм— учение, основателем которого был древнегреческий мыслитель Антисфен (ученик Сократа). Свое название К. получил по тому месту, где находилась философская школа киников. Сторонники К. отвергали нравственную культуру и общественные нормы отношений между людьми, проповедуя естественный (природный, животный) образ жизни и поведения.
Коммуникация— понятие, характеризующее разнообразные способности людей к общению и обмену информацией, знаниями, опытом. В распоряжении людей находятся самые разные системы К. Причем если учесть их культурно-исторический аспект развития, то число К. систем прогрессирует и постоянно увеличивается. Современный этап развития средств К. характеризуется богатством информационно-коммуникационных технологий в так называемых процессах массовой К.
Лингвистическая философия —одно из основных направлений современной философии. Сторонники Л. ф. обсуждали философские проблемы в зависимости от возможностей того языка, на котором они были сформулированы. Другими словами, они ставили успехи философского познания мира, человека, общества, истории и культуры в зависимость от того, насколько их можно выразить, представить в форме языка.
Личность— социальное качество человека, которое конкретизируется в совокупности его ролевых назначений, исполняемых им в обществе. Носителем Л. является человек как индивид в биологическом смысле слова. Как носителя мужского или женского пола любого человека можно назвать индивидом. Если мы по отношению к конкретному индивиду используем слово «личность», то тем самым обращаем внимание на индивидуальные качества его жизни, индивидуальность его жизненного мира. Осознание человеком собственной Л. и индивидуальности достигается только благодаря отношениям между людьми, благодаря конкретному обществу, конкретной социальной группе или социальному институту. «Индивидуальность» выражает значения внутреннего мира человека, его духовный потенциал, реализуемый в условиях конкретной культуры и определенной исторической эпохи. Л. и индивидуальность выражают неповторимость и уникальность человека в сочетании его социальных и культурно-исторических особенностей.
Логика— философская дисциплина, изучающая законы и особенности человеческих рассуждений. Обычно различают индуктивные и дедуктивные рассуждения (см. ст. «Индукция» и «Дедукция»). Инструментарий Л. является эффективным средством формализации понятий, теорий, знаний (см. ст. «Формализация»).
Милетская школа— одна из школ древнегреческой философии, известная по названию античного города Милета. Ее представители главным образом изучали философию природы. В частно сти, они пытались определить первоосновы происхождения мира природы.
Мифотворчество(греч. mythos — миф, предание, сказание) — способность людей создавать, выдумывать мифы. Под мифом обычно подразумевают сюжеты, повествующие о богах, духах или демонах, легендарных героях, рожденных от богов. С исторической точки зрения, миф оказался первоначальным способом культурного творчества человека, проявлением способности народов к вымыслу. Миф всегда был выражением ответа на вопросы о происхождении и устройстве мира или каких-либо конкретных явлений природы, общества и культуры. Мифологическое сознание человека не выделяет его из мира природных, социальных и культурных явлений. Строй такого сознания нагружен чувствами и эмоциями, его отличает нерасчлененность понятий-образов, их синкретизм. Мир природы одушевляется, на природные явления переносятся свойства людей (антропоморфные черты природы) и животных (зооморфные черты природы).
Моделирование— способ познания, с помощью которого удается заместить и представить изучаемый объект его моделью. В процессе М. модель способна замещать, представлять и воспроизводить объект познания таким образом, что ее изучение позволяет извлекать новое знание (новую информацию) о нем.
Мораль(лат. moralis — нравственный) — важнейший способ регуляции поведения человека в обществе с помощью сложившихся в нем принципов, норм, правил и ценностей. М. является предметом изучения этики как философской дисциплины. Этика изучает не только природу поведения людей в обществе, но и нравственные ценности (добро, зло, справедливость и т.п.), а также и особенности нравственного сознания.
Мышление— совокупность рациональных способностей сознания, извлекающих и преобразующих информацию и знания о чем-либо и о ком-либо средствами логики и языка. Мыслительные процессы в отличие от способностей восприятия характеризуются взаимодействием языковых (речевых), понятийно-логических и наглядно-образных механизмов.
Наблюдение— целенаправленный способ познания объектов (явлений, свойств, отношений) без вмешательства в естественные условия их существования (нахождения).
Наука— вид человеческой деятельности по приобретению знания о природе, об обществе и человеке, их культуре и истории. Н. не только особая познавательная деятельность, но и социальный институт, сформировавшийся на определенном этапе культурно-исторического развития человека. Познавательная работа в науке определяется: 1) идеалами и нормами опытного и теоретического познания, в первую очередь идеалами описания и объяснения; 2) идеалами и нормами доказательности, обоснованности и истинности научных знаний; 3) идеалами дисциплинарного строения Н., характерного, прежде всего, для ее современного состояния.