Научное познание, его структура и динамика
Специфика научного познания.
Эмпирическое познание, его основные методы и формы знания.
Теоретическое познание, его основные методы и формы знания.
Учащиеся должны знать:
Понятия (познание, знание, субъект и объект познания, истина, заблуждение, чувственное и рациональное познание, научное познание, эмпирическое и теоретическое познание);
Явления и закономерности (основные варианты решения вопроса о познаваемости мира, структура и динамика процесса познания, специфика научного познания, его структура, основные формы научного знания);
Причинно-следственные связи многообразия видов познания их значения в жизни человека, активности субъекта в познании и постижения истины;
Уметь:
Использовать научно-теоретические знания темы для решения разноуровневых задач;
Планировать учебную деятельность;
Работать со справочной литературой;
Анализировать и систематизировать знания;
Формировать
Объективное и рационально-критическое отношение к процессу.
Тема 4. Философия человека
Вопросы для изучения и обсуждения
Проблема человека в философии и науки.
Человек как предмет философского анализа.
Социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности. Профессиональная деятельность.
Индивид. Индивидуальность. Личность.
Философские концепции происхождения человека.
Религиозная, эволюционная, трудовая концепция происхождения человека.
Основные подходы к философскому анализу проблема сознания. Структура сознания.
Учащиеся должны знать:
Понятия (человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез, сознание);
Явления и закономерности (основные подходы к пониманию человека в философии и науке, социокультурные и этические нормы профессиональной деятельности, философские концепции происхождения человека);
Причинно-следственные связи возникновения языка, сознания и социальной жизни;
Уметь:
Использовать научно-теоретические знания темы для решения разноуровневых задач;
Осуществлять самостоятельный подбор материала по заданной теме;
Интегрировать данные для решения конкретной задачи;
Организовывать собственную учебную деятельность;
Формировать:
Самоуважение;
Ответственное отношение к собственному выбору;
Навыки здоровьесбережения.
Тема 5. Философия общества
Вопросы для изучения и обсуждения
Основные философские проблемы, понятия и подходы к исследованию общества
Предмет и функции философии общества.
Основные концепции в обществознании.
Характеристика общества как системы
Основные черты общества. Типы социальных структур. Социальные общности Беларуси.
Природа и функции социальных противоречий и конфликтов.
Культура и цивилизация. Функции культуры.
Учащиеся должны знать:
Понятия (общество, социальная система, социальная структура, формация, культура, цивилизация);
Явления и закономерности (основные концепции философии общества, специфические черты общества как системы, социальные общности Беларуси);
Причинно-следственные связи типов общества и особенности их функционирования;
Уметь:
Использовать научно-теоретические знания темы для решения разноуровневых задач;
Представлять учебный материал;
Вести диалог;
Формулировать вопрос;
Формировать:
Цивилизованное отношение к культуре.
Раздел 2. Социология о человеке и обществе
Тема 6. Личность и общество
Вопросы для изучения и обсуждения
Человек как биосоциальная система
Человек как биосоциальная система. Процесс формирования личности. Социальные типы личности.
Социальное действие и социальное взаимодействие
Деятельность и социальное действие личности. Признаки социального действия, его сущности. Социальное взаимодействие (интеракция): понятия, сущность, значение. Формы взаимодействия (сотрудничество, конкуренция, конфликт). Социальное взаимодействие: статусы и роли.
Социальные статусы и роли
Социальный статус: понятие, виды. Статусный набор. Личный статус. Несовпадение статусов: понятие, причины, последствия. Статус и социальное отношение.
Социальная роль как динамическая, поведенческая сторона статуса. Социальные нормы.
Ролевой набор. Способы эффективного выполнения социальных ролей и разрешения ролевых конфликтов.
Социализация личности
Понятие социализации. Особенности и стадии социализации. Формы социализации.
Социокультурные ориентации молодежи Беларуси.
Общественные и личные интересы. Десоциализация и ресоциализация.
Социальный контроль
Понятие социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: норы и санкции. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля. Способы реализации социального контроля.
Понятие девиантного поведения. Особенности молодежной девиации. Двойственность роли социальных отклонений в поведении людей: деструктивное и положительное. Полезные культурные образцы в поведении личности и групп людей.
Учащиеся должны знать:
Понятия (социальное действие, социальное взаимодействие (интеракция), социальные нормы, социальный статус, социальная роль, социализация, десоциализация, ресоциализация, социальный контроль);
Явления и закономерности (социальные типы личности, взаимосвязи социального статуса и социальных ролей, социальные связи и отношения, социальные нормы в регулировании социальных отношений, юношеская социализация);
Причинно-следственные связи и возможные последствия явлений (неустойчивого социального взаимодействия и развития общества, несовпадение статусов и социальных отношений, неуспешная социализация личности и социальный контроль);
Уметь:
Использовать научно-теоретические знания темы для решения разноуровневых задач;
Ясно и однозначно излагать свои выводы;
Подготовить таблицу или схему по учебному материалу;
Формировать:
Ответственное отношение к социальным ролям;
Навыки социального взаимодействия;
Социальные самоограничения.