Научное познание, его структура и динамика

Специфика научного познания.

Эмпирическое познание, его основные методы и формы знания.

Теоретическое познание, его основные методы и формы знания.

Учащиеся должны знать:

Понятия (познание, знание, субъект и объект познания, истина, заблуждение, чувственное и рациональное познание, научное познание, эмпирическое и теоретическое познание);

Явления и закономерности (основные варианты решения вопроса о познаваемости мира, структура и динамика процесса познания, специфика научного познания, его структура, основные формы научного знания);

Причинно-следственные связи многообразия видов познания их значения в жизни человека, активности субъекта в познании и постижения истины;

Уметь:

Использовать научно-теоретические знания темы для решения разноуровневых задач;

Планировать учебную деятельность;

Работать со справочной литературой;

Анализировать и систематизировать знания;

Формировать

Объективное и рационально-критическое отношение к процессу.

Тема 4. Философия человека

Вопросы для изучения и обсуждения

Проблема человека в философии и науки.

Человек как предмет философского анализа.

Социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности. Профессиональная деятельность.

Индивид. Индивидуальность. Личность.

Философские концепции происхождения человека.

Религиозная, эволюционная, трудовая концепция происхождения человека.

Основные подходы к философскому анализу проблема сознания. Структура сознания.

Учащиеся должны знать:

Понятия (человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез, сознание);

Явления и закономерности (основные подходы к пониманию человека в философии и науке, социокультурные и этические нормы профессиональной деятельности, философские концепции происхождения человека);

Причинно-следственные связи возникновения языка, сознания и социальной жизни;

Уметь:

Использовать научно-теоретические знания темы для решения разноуровневых задач;

Осуществлять самостоятельный подбор материала по заданной теме;

Интегрировать данные для решения конкретной задачи;

Организовывать собственную учебную деятельность;

Формировать:

Самоуважение;

Ответственное отношение к собственному выбору;

Навыки здоровьесбережения.

Тема 5. Философия общества

Вопросы для изучения и обсуждения

Основные философские проблемы, понятия и подходы к исследованию общества

Предмет и функции философии общества.

Основные концепции в обществознании.

Характеристика общества как системы

Основные черты общества. Типы социальных структур. Социальные общности Беларуси.

Природа и функции социальных противоречий и конфликтов.

Культура и цивилизация. Функции культуры.

Учащиеся должны знать:

Понятия (общество, социальная система, социальная структура, формация, культура, цивилизация);

Явления и закономерности (основные концепции философии общества, специфические черты общества как системы, социальные общности Беларуси);

Причинно-следственные связи типов общества и особенности их функционирования;

Уметь:

Использовать научно-теоретические знания темы для решения разноуровневых задач;

Представлять учебный материал;

Вести диалог;

Формулировать вопрос;

Формировать:

Цивилизованное отношение к культуре.

Раздел 2. Социология о человеке и обществе

Тема 6. Личность и общество

Вопросы для изучения и обсуждения

Человек как биосоциальная система

Человек как биосоциальная система. Процесс формирования личности. Социальные типы личности.

Социальное действие и социальное взаимодействие

Деятельность и социальное действие личности. Признаки социального действия, его сущности. Социальное взаимодействие (интеракция): понятия, сущность, значение. Формы взаимодействия (сотрудничество, конкуренция, конфликт). Социальное взаимодействие: статусы и роли.

Социальные статусы и роли

Социальный статус: понятие, виды. Статусный набор. Личный статус. Несовпадение статусов: понятие, причины, последствия. Статус и социальное отношение.

Социальная роль как динамическая, поведенческая сторона статуса. Социальные нормы.

Ролевой набор. Способы эффективного выполнения социальных ролей и разрешения ролевых конфликтов.

Социализация личности

Понятие социализации. Особенности и стадии социализации. Формы социализации.

Социокультурные ориентации молодежи Беларуси.

Общественные и личные интересы. Десоциализация и ресоциализация.

Социальный контроль

Понятие социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: норы и санкции. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля. Способы реализации социального контроля.

Понятие девиантного поведения. Особенности молодежной девиации. Двойственность роли социальных отклонений в поведении людей: деструктивное и положительное. Полезные культурные образцы в поведении личности и групп людей.

Учащиеся должны знать:

Понятия (социальное действие, социальное взаимодействие (интеракция), социальные нормы, социальный статус, социальная роль, социализация, десоциализация, ресоциализация, социальный контроль);

Явления и закономерности (социальные типы личности, взаимосвязи социального статуса и социальных ролей, социальные связи и отношения, социальные нормы в регулировании социальных отношений, юношеская социализация);

Причинно-следственные связи и возможные последствия явлений (неустойчивого социального взаимодействия и развития общества, несовпадение статусов и социальных отношений, неуспешная социализация личности и социальный контроль);

Уметь:

Использовать научно-теоретические знания темы для решения разноуровневых задач;

Ясно и однозначно излагать свои выводы;

Подготовить таблицу или схему по учебному материалу;

Формировать:

Ответственное отношение к социальным ролям;

Навыки социального взаимодействия;

Социальные самоограничения.

Наши рекомендации