А. Адлера, К. Хорни и Э. Фромма
Концепцию З. Фрейда разделяли не все, стараясь уйти от его биологизации в сторону социальных аспектов тревоги. А. Адлер считал, что чувство неполноценности, переходящее в стремление к компенсации, является фундаментом, на котором строятся все человеческие тревоги. Из физической слабости ребенка, его несамостоятельности и неуверенности в себе, потребности в поддержке и подчиненного положения формируются ощущения собственной ущербности, проявляющиеся у него на протяжении всей последующей жизни. Чувство неполноценности запускает внутренний механизм, компенсирующий недостатки и стремящийся перейти к превосходству, что в совокупности позволяет победить тревогу. «Это чувство неполноценности вызывает постоянную тревогу ребенка, жажду деятельности, поиск ролей, желание сравнить свои силы с другими, предусмотрительность, стремление к физическому и психическому совершенствованию»[25].
А. Адлер, в лучших традициях психоаналитической теории признавал, что тревога возникает в раннем детстве и имеет ярко выраженный невротический характер, который оказывает существенное влияние на психику и характер человека в его дальнейшей жизни. Нужно отметить, что избавление от невроза и тревожности в теории А. Адлера переплетено не только с высокими достижениями индивидуума, но и с развитием чувства общности с другими людьми. Интеграция индивида в общество, в социальную среду есть условие преодоления чувства неполноценности и сопутствующей ему и тревоги.
К. Хорни также солидарна с А. Адлером в том, что социальные аспекты страха играют важную роль в формировании чувства тревожности людей. К. Хорни подробно занималась изучением возникновения и дальнейшего развития страхов. Она подчеркивала, что ее концепция значительно отличается от теорий З. Фрейда. К. Хорни доказывала, что сексуальные проблемы не имеют ничего общего с возникновением тревоги. По ее мнению, тревога способна возникнуть в результате любого нервного напряжения, которое в сознание человека вызывает мысли об опасности. Следовательно, специфическим фактором возникновения страхов является враждебность.
Враждебные мысли могут стать причиной страхов лишь тогда, когда они представляют непосредственную угрозу для интересов и планов личности, мешают удовлетворению основных потребностей. Это способствует замещению чувства враждебности на чувство беззащитности и беспомощности. Личность нуждается в устранении внутренней угрозы в форме аффективного состояния сознания, которое появляется в процессе вытеснения и приводит к формированию проекции. Другими словами, посредством описанных выше механизмов защиты личность переносит свою агрессию на другую личность или посторонний объект, а чувство беспомощности и беззащитности возрастают. Так и появляется чувство тревоги и страха. Вытеснению способствует также возникновению чувства бессилия и беззащитности перед трудно устранимой внешней угрозой.
К. Хорни, в отличие от З. Фрейда, полагала, что страхи взрослого не имеют связи с инфантильными переживаниями, а являются следствием дальнейшего развития детских страхов. Именно в связи с этим К. Хорни такую важную роль предает изучению роли первых детских впечатлений, которые в будущем способствуют развитию тревог и страхов взрослого. Одним из важнейших источников страхов она считает взаимоотношения между детьми и родителями. Если между ребенком и матерью с детства складываются негативные отношения, в будущем это приводит к развитию личности, склонной к тревогам и страхам. При этом тревожность и неуверенность в себе проявляются даже при отсутствии объективных внешних причин для их возникновения. Для этого понятия К. Хорни ввела термин «базальная тревожность», которая приводит к враждебности и недоверию к другим людям.
Одним из основных различий теорий К. Хорни и З. Фрейда являются их понимание невротической и реальной тревоги. К. Хорни считала, что реальную тревогу обусловливает культура. Все люди принадлежащее к данной культуре испытывают тревогу. Она подчеркивает, что в данной ситуации личность со здоровой психикой способна побороть тревогу. А невротическая личность, в свою очередь, не способна справиться с беспокойством, что связана с индивидуальными особенностями психики. Но здоровые люди также способны испытать чувство невротической тревоги в зависимости от обстоятельств. К таким обстоятельствам, психоаналитик относила: «соперничество и враждебность, конфликтующие в человеке с любовью и человечностью; противоречие между силой потребностей и условиями, ограничивающими их удовлетворение; противоречие между свободой и ее ограничениями»[26].
В итоге, К. Хорни подошла к проблеме страха и тревоги с социальной стороны. Она доказала, что основной причиной для развития «базальной тревожности» служат негативные отношения между детьми и родителями.
Проблема влияния социальных условий на возникновение и развитие тревоги характерна и для учения Э. Фромма. С одной стороны, Э. Фромм связывал возникновение тревоги с природой человека, с экзистенциальными потребностями, вытекающими из условий его существования. Тревога – это результат экзистенциального конфликта, противоречия между инстинктами и самосознанием, между природой и свободой. Человек, лишенный возможности успешно взаимодействовать с природой, вынужден, преодолевая тревогу и беспомощность, искать новые формы взаимодействия с миром, в котором он ищет безопасность и покой. В то же время в традициях марксизма Э. Фромм развивал мысль о социально-исторической обусловленности духовной атмосферы, эмоциональных переживаний и в том числе тревоги.
В исследовании влияния капитализма на человека Э. Фромм доказывал, что, начиная с эпохи позднего средневековья, в западноевропейском обществе происходили изменения психологической атмосферы. В процессе становления капитализма усиливалась нестабильность социально-экономического положения представителей разных слоев, возрастало отчуждение друг от друга, изолированность человека и его одиночество. «Индивид стал одиноким; все теперь зависело не от гарантий его традиционного статуса, а от его собственных усилий»[27]. В условиях капитализма человек приобрел свободу, которой не было в средневековом обществе, но потерял уверенность в завтрашнем дне. Окружающий мир стал враждебным, появились новые силы, угрожающие одинокому человеку – рынок и капитал. В этих условиях свобода принесла человеку неуверенность, бессилие, сомнение, одиночество и тревога. Поэтому возникла противоположное стремление – избавиться от свободы. Механизмами бегства от свободы, одиночества и тревоги становятся авторитаризм, стремление к разрушению и конформизм.
Таким образом, последователи фрейдистского учения считали тревогу не столько следствием конфликта между элементами психической структуры личности, сколько результатом взаимодействия личности и социальных условий ее жизнедеятельности.