Философия в системе культуры
ТЕМА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СУТЬ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ
Ключевые слова и понятия: философия, диалектика, метафизика, теософия, теургия, индукция, дедукция, трансцендентальный, религия, эстетика, наука, культура.
Введение
Настоящее пособие представляет собой первый выпуск хрестоматии–практикума по курсу «Философия». В него вошли фрагменты статей и монографий выдающихся западноевропейских и русских философов конца 19 и 20 веков. Все работы, вошедшие в первый выпуск, объединяет общая философская проблематика. В центре внимания авторов – размышления о философии и ее предмете, о специфике философии как особой сферы выражения духовных поисков человека и значении философии в истории европейской и мировой культуры.
Данное пособие имеет учебно–методические цели и оно может быть рекомендовано для самостоятельной работы студентов технических и гуманитарных факультетов всех форм обучения. Его могут использовать преподаватели философии, студенты и магистранты дневной, заочной, ускоренной форм обучения как при подготовке и проведении семинарских занятий, так и при написании контрольних работ.
Как представляется, изучение основ философских знаний предполагает не только освоение базового понятийно-категориального апарата и круга проблем, которые охватывают предмет философии, но прежде всего встречу с особым миром философии; включение в разговор о человеческой мудрости и различных подходах к ее пониманию, о которых ведется спор уже более двух тысяч лет.
Очевидно, единственно возможный путь к философии пролегает через диалог с оригинальными философскими текстами. Более того, знакомство с первоисточниками - это необходимое условие, при котором встреча с миром философии может действительно сосотояться. И это не только важный для преподавания методический принцип, но и ключ к успешному освоению современнымы студентами такой непростой учебной дисциплины как «философия».
Выбор текстов для первого выпуска хрестоматии осуществлялся с точки зрения значимости и актуальности идей и концепций, предложенных каждым из авторов, а также отсутствием этих материалов в имеющихся и доступных для студентов учебных пособиях. Порядок расположения представленных работ связан с логикой изучения курса философии и авторской концепцией преподавания данного курса. Последовательность текстов и методических рекомендаций к ним обусловлена развертыванием основних вопросов темы «Гуманистическая суть философских проблем», разработанной коллективом кафедры философии ДонНАСА под руководством профессора В.Г.Попова. Последовательность расположения текстов не может рассматриваться как обязательное требование осваивать их только в предложенном порядке. В зависимости от поставленных задач, возможны разные подходы к работе с пособием: последовательное движение от вопроса к вопросу, от автора к автору; выделение отдельных проблем и анализ различных способов их решения, изучение и анализ взглядов отдельных авторов и представляемых ими научных концепций. Все работы даны в сокращении или представлены отдельными фрагментами. Обучающие цели хрестоматии обусловили структуру пособия: каждая статья сопровождена вопросами и заданиями, которые направлены на то, чтобы выявить основные проблемные узлы и наиболее важные для понимания моменты каждой из работ.
Несколько замечаний практического характера: все сокращения в текстах указаны - <…>. Часть сносок, принадлежащим авторам или редакции цитируемого издания, опущена в целях облегчения работы с материалом. Авторский курсив сохранен. Тексты русских авторов приведены на русском языке, а работы зарубежных философов даны в русском переводе с языка оргинала.
Входная информация.
Изучение темы «Гуманистическая суть философских проблем» предполагает знакомство с наиболее актуальными подходами к пониманию предмета философии, которые представлены в работах современных философов, но органически связаны с истоками формирования основных фундаментальных философских проблем. Изучение данной темы является необходимым для понимания путей становления интеллектуальной истории человечества, духовных истоков европейской и восточнославянской культуры, мировой цивилизации в целом; а также зарождения и эволюции научных знаний, понятийно-категориального аппарата современной философии и науки.
Приступая к изучению данного раздела курса философии, важно вспомнить все то, что известно о философской культуре из школьных курсов истории, мировой и отечественной литературы, мировой художественной культуры, курса «Человек и общество» и др., а также цикла гуманитарных дисциплин, которые начинают изучаться на первом и втором курсах академии. Например, для студентов архитектурного факультета – это курс «История архитектуры», «Культурология», для студентов экономических специальностей – «Религиоведение», «Логика», «История экономических учений», «Политология».
Содержание темы
2.1 Предмет философии и различные подходы к его пониманию;
2.2 Специфика философского знания:
2.2.1 Философия и наука;
2.2.2 Философия и искусство;
Философия и религия.
Философия в системе культуры.