Сознательное, предсознательное, бессознательное
Всю сферу психического Фрейд разграничивал на три области: сознательное, предсознательное и бессознательное. Он действует подобно топографу, наносящему на карту те или иные участки местности, открывающиеся его наблюдению, поэтому получившаяся картина психики человека получила название топической (пространственной) модели. При этом важнейшей задачей Фрейда было не просто объективное описание психических процессов, а обоснование реальности "бессознательного психического" и преодоление того философского предрассудка, что "психическое" есть синоним "сознательного".
Работа "Я и Оно" (1923 г.) относится к позднему периоду творчества Фрейда, когда он, по его собственным словам, "дал волю долго подавляемой склонности к спекуляциям", т.е. чисто теоретическим построениям. Вместе с тем, в основе этих, во многом гипотетических, построений лежал опыт почти тридцатилетней практики психоанализа. Поэтому содержание этой работы представляет интерес с двоякой точки зрения. Важна, во-первых, итоговая формулировка топической (или картографической) модели психики и, во-вторых, впервые выдвинутая в "Я и Оно" структурно-динамическая модель человеческой индивидуальности.
Быть сознательным — это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие.
Опыт показывает нам и то, что психический момент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, состояние осознанности быстро проходит; представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период — мы не знаем. Можно сказать, что оно было латентным (скрытым), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает с латентным или потенциально сознательным. Правда, философы возразили бы нам: нет, термин "бессознательное" не может здесь использоваться, — пока представление находилось в латентном состоянии, оно вообще не было психическим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.
Мы к термину или понятию бессознательного пришли другим путем, путем переработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы узнали, т.е. вынуждены были признать, что существуют весьма сильные душевные процессы или представления, которые могут иметь для душевной жизни и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя сами в действительности не являются сознательными. Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживающая его, ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление.
Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, что есть два вида бессознательного: латентное, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным. Латентное бессознательное, являющееся бессознательным только в описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным. Термин "бессознательное" мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному. Таким образом, мы имеем теперь три термина: "сознательное" (bw), "предсознательное" vbw) и "бессознательное" (ubw), смысл которых уже не только чисто описательный. Предсознательное (Vbw) предполагается нами стоящим гораздо ближе к сознательному (Bw), чем бессознательное, а так как бессознательное (Ubw) мы назвали психическим, мы тем более назовем так и латентное предсознательное (Vbw).
Таким образом, мы с большим удобством можем обходиться нашими тремя терминами: bw,vbw и ubw, если только не станем упускать из виду, что в описательном смысле существуют два вида бессознательного, в динамическом же только один.
Во время анализа мы наблюдаем, как больной при работе по методике свободных ассоциаций испытывает затруднения, его ассоциации прекращаются, как только они должны приблизиться к вытесненному. Тогда мы говорим ему, что он находится во власти сопротивления, но сам он ничего о нем не знает.
1 bw - - сокращенное от немецкого bewuflt (сознательное), vbw - от vorbewufit (предсознательное), ubw — unhewujit (бессознательное). Заглавная буква в начале сокращения означает существительное, а строчная — прилагательное.
И даже в том случае, когда, на основании чувства неудовольствия, он должен догадываться, что в нем действует какое-то сопротивление, он все же не умеет ни назвать, ни указать его. Но так как сопротивление, несомненно, исходит из его Я и принадлежит последнему, то мы оказываемся в неожиданном положении. Мы нашли в самом Я нечто такое, что тоже бессознательно и проявляется подобно вытесненному бессознательному, т.е. оказывает сильное действие, не переходя в сознание. Следствием такого наблюдения для психоаналитической практики является то, что мы попадаем в бесконечное множество затруднений и неясностей, если хотим свести явление невроза к конфликту между сознанием и бессознательным. Исходя из нашей теории структурных отношений душевной жизни, мы должны такое противопоставление заменить другим, а именно, связному Я противопоставить отколовшееся от него вытесненное.
Однако следствия, вытекающие из нашего понимания бессознательного, еще более значительны. Знакомство с динамикой внесло первую поправку, структурная теория вносит вторую. Мы приходим к выводу, что Ubw не совпадает с вытесненным: остается верным, что все вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненное. Даже часть Я (один Бог ведает, насколько важная часть) может быть бессознательной и, без всякого сомнения, является таковой. И это бессознательное в Я не есть латентное в смысле предсознательного, иначе его нельзя было бы сделать активным без осознания и само осознание не представляло бы столько трудностей. Когда мы, таким образом, стоим перед необходимостью признания третьего, не вытесненного Ubw, то нам приходится признать, что свойство бессознательности становится многозначным качеством, не позволяющим широких и непререкаемых выводов, для которых нам хотелось бы его использовать. Тем не менее свойство бессознательности или сознательности является единственным лучом света во тьме глубинной психологии.
Фрейд З.Я и Оно
Структурно-динамическая модель человеческой индивидуальности.
В структурно-динамической модели психика человека разделяется на три относительно самостоятельных, динамически взаимодействующих и конфликтующих между собой части (инстанции): Я, Оно и Сверх-Я.
Под Оно (id) понимается наиболее архаичная, безличная часть психики, которая образована совокупностью бессознательных влечений, берущих начало в телесной организации и стремящихся к немедленному удовлетворению — устранению или ослаблению напряженности. Оно лишено контактов с реальностью, поэтому не знает ограничений с ее стороны и подчиняется исключительно принципу удовольствия.
Я (Ego) —- часть психики, в процессе развития отделившаяся от Оно для установления связей с внешним миром и другими элементами психики, а также для посредничества в отношениях реальности с Оно и Сверх-Я. Я следует принципу реальности и значительную часть энергии расходует на сдерживание бессознательных влечений с помощью защитных механизмов. Наряду с сознательными функциями, такими как восприятие, память, мышление, целеполагание, Я выполняет и бессознательные функции (защита от Оно и Сверх-Я).
Защитные механизмы, т.е бессознательные процессы, охраняющие Я от давления различных сил, включают вытеснение (бессознательное возвращение влечений в Оно, устранение их из сознания), регрессию (возвращение к более ранним ступеням психического развития), проекцию (перенесение вытесненных влечений вовне, прежде всего на окружающих людей), рационализацию (бессознательная подмена подлинных, но запрещенных совестью побудительных мотивов ложными, однако приемлемыми для нее), символизацию (замещение объекта влечения символом и перенесение на него отношения к объекту), сублимацию (переключение энергии влечений, прежде всего либидо, на более возвышенные цели, с происходящей при этом заменой объекта влечения и формы его удовлетворения).
Особое значение в структурно-динамической модели придавалось Сверх-Я (Super-Ego) — той части психики, которая является порождением комплекса Эдипа и формируется в раннем детстве в результате интроекции (перевода во внутренний план) запретов и предписаний родителей. Если Оно предопределено генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то Сверх-Я — продукт влияний, исходящих от других людей. С одной стороны, Сверх-Я содействует Я в овладении бессознательными влечениями, с другой — оказывает на него давление, вызывая в Я страх, чувство вины.
Функционируя отчасти сознательно, отчасти бессознательно, Сверх-Я
а) поддерживает систему моральных и религиозных ценностей человека, интегрируя их в осознанный идеал-Я;
б) создает поведенческие установки и контролирует их выполнение;
в) посредством укоров совести и чувства вины препятствует противоречащим ему установкам и формам поведения.
Подобная характеристика структуры психики создает впечатление о личности как "несчастном Я", постоянно раздираемом внутренними конфликтами. Тем более, что Фрейд сравнивает ситуацию Я с ситуацией всадника на лошади.
Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно (id), но в противовес Сверх-Я то испытает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку Сверх-Я черпает энергию от id, постольку оно часто действует жестоко, даже садистски. Но если Я слишком туго натянет поводья, то лошадь может сбросить всадника, возникнет невроз.
Однако мы не поймем Фрейда, если не будем учитывать, что ситуация "несчастного Я" характерна только для инфантильной личности невротика. Зрелая личность вполне способна примирять влечения Оно с требованиями реальности и ценностями Сверх-Я. Здесь возникает прямая аналогия с функцией психоаналитика. Цель психоанализа — превращение бессознательных содержаний психики в сознательные: "Там, где было Оно, должно стать Я" — писал Фрейд. И сознательное Я пациента выступает естественным союзником психоаналитика. Поэтому Фрейд предъявляет определенные требования к личности пациента. Проходящий аналитическую терапию должен обладать достаточным интеллектом и образованием, чтобы включиться в совместную с врачом "работу анализа", понять и принять интерпретацию собственного внутреннего мира. К тому же он должен быть интересен для аналитика, представлять определенную ценность как личность.
Структурно-динамическая модель позволила разграничить понятие о Я -— и о сознании, понять Я как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий свою собственную роль в организации поведения.
Вот как приходит к этому выводу Фрейд: "Из наших анализов мы узнаем, что существуют люди, у которых самокритика и совесть оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки. То, что сопротивление в анализе остается бессознательным, не является, следовательно, единственной ситуацией такого рода. Далее, бессознательное чувство вины играет в большинстве неврозов экономически решающую роль и создает сильнейшее препятствие выздоровлению. Возвращаясь к нашей оценочной шкале, мы должны сказать: не только наиболее низменное, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным".