Объем дисциплины и виды учебной работы. (для студентов очной формы обучения)
(для студентов очной формы обучения)
Очная форма обучения
Таблица 2
Вид учебной работы | Трудоемкость | ||
зач. ед. | час. | по семестрам | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 3 з.е. | ||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Семинары или практические занятия | |||
Самостоятельная работа(СРС) | |||
Форма промежуточной аттестации | экзамен |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | ||
зач. ед. | час. | по семестрам | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 3 з.е. | ||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Семинары или практические занятия | |||
Самостоятельная работа(СРС) | |||
Форма промежуточной аттестации | экзамен |
Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Тема 1. «Философия права как наука».
Смысл права, его сущность и место в мире, его ценность и значимость, его роль в жизни человека, общества и государства.
Официально- властная данность позитивного права и проблемы общетеоретического, философского профиля.
Самостоятельный статус философии права наряду с ТГП, социологией права, ИГП и другими дисциплинами. Место философии права в философии и юриспруденции.
Объект, предмет и структура философии права.
Типология философских концепций права: философско-правовой идеализм, философско-правовой материализм, философско-правовой рационализм, философско-правовой иррационализм, философско-правовой позитивизм, философско-правовой либерализм.
Функции философии права.
Тема №2. «Развитие идей философии права в античную эпоху».
Справедливость как правовой критерий у Гомера и Гесиода. Взаимосвязь справедливости и права в творчестве античных философов. Пифагорейская школа. Учение Гераклита. Противопоставление естественного и искусственного в творчестве Демокрита.
Объективно-божественное и субъективно-человеческое в творчестве софистов. Творчество Протагора, Горгия, Гиппия.
Антифонт о равенстве всех людей по природе. Концепции естественного права и государственного общения.
Сократ о соотношении права и закона. Идеальное государство в учении Платона. Справедливость в учении Аристотеля.
Основные ценности эпикуровской этики: свобода, удовольствие, «атараксия» - безмятежное спокойствие духа. Свобода человека. Цель государства. Договорной характер справедливости. Принцип справедливости. Законы, соответствующие справедливости.
Судьба как управляющее и господствующее начало. Причины наличия в общении людей справедливости. Понятие «долга». Космополитические представления о человеке (Плутарх, Сенека). Соответствие человеческих (государственных) законов общему закону (естественному праву).
Творчество юристов классического периода (Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин). Положение римских юристов о делении права на публичное и частное. Частное право и его составные: естественное право, право народов и цивильное право. Право как равная справедливость и справедливое равенство. Концепция различения права и закона.
Тема №3. «Философия права в Средневековье».
Учение о законе и праве. Естественный закон как проявление вечного закона, выражающего божественный разум и общемировое направляющее начало. Смысл естественного закона. Человеческий закон как принудительная санкция. Общее благо как цель человеческого закона. Несправедливые законы. Христианско-теологический вариант юридического правопонимания.
Юриспруденция Павийской школы. Школы глоссаторов и позитивное право. Соотношение права и закона в трактовке Луллия. Гуманистическое направление в юриспруденции. Филологические и исторические подходы к источникам римского права. Юридическое и легистское правопонимание средневековых юристов.
Тема №4. «Идеи философии права в эпоху Нового времени».
Идея справедливости как необходимого признака права. Право естественное и волеустановленное. Внутригосударственное право как договорная концепция государства. Научная система права как научная основа системы законодательства.
Волеустановленное право в широком и узком смысле. Доказательство бытия в естественном праве. Право подданных об ограничении власти государства и господстве права и правового закона в условиях правового государства. Право войны и мира. Идея единого международного правопорядка.
Проблема «всеобщей справедливости». Позитивистский метод в юриспруденции. Основные требования к закону. Концепция различения права и закона в теории позитивного права.
Естественное право и естественный закон. Справедливость как обладание собственностью. Государство и гражданская власть. Философия морали. Договорная теория возникновения государства. Абсолютный характер власти в любой форме государства. Неотчуждаемые права человека. Этатистский подход к закону. Концепция буржуазного юридического позитивизма.
Поиск «духа законов», то есть закономерного в законах. Естественные законы и свойства человеческой природы. Историческая школа права и ее воззрения о «народном духе». Три формы правления (республиканская, монархическая, деспотическая) и их влияние на законы.
Система разделения властей. Соотношение права и закона как соотношение «духа законов» и позитивного законодательства. Законотворческое значение «духа законов».
Строй всеобщей свободы и равенства как естественное состояние в учении Руссо. Общественный договор в проекте «исправления» истории. Выравнивание имущественного положения граждан в социально-экономической концепции Руссо. Господство общей воли в государстве. Общая воля и воля всех. Неограниченная власть государства и суверенитет народа. Идеальная модель политического организма. Свобода и равенство как цель системы законов. Законодательная власть – «сердце Государства».
Вопросы должного и правильного в философии Канта. Теоретический и практический разум. Кантовская этика. Право, требуемое идеей разума. Моральное учение о праве. Либеральная теория правового государства. Идея равенства между преступлением и наказанием. Соотношение права и морали. Право как «ограниченное условие» политики.
Объективный дух как идеальная правовая действительность. Диалектика свободной воли. Три формы свободы: абстрактное право, мораль, нравственность. Гегель о государстве как идее разума. Разделение властей. Концепция различения права и закона, их непротивопоставление. Историческая обусловленность права в учении Гегеля.