Современной философии Запада на рубеже XX – XXI вв
Направления | Представители | Объект исследования и проблематика |
Социально-критическое направление | 1) Неомарксизм: А. Грамши (1891 – 1937), Д. Лукач (1885 – 1971), К. Корш (1886 – 1961), Л. Альтюссер (1918 – 1990); 2) франкфуртская школа: М. Хоркхаймер (1895 –1973), Т. Адорно (1903 – 1969), Г. Маркузе (1898 – 1979), Э. Фромм (1900 – 1980); 3) феминистское направление: С. де Бовуар (1908 – 1986), К. Миллетт (р. 1934) | Объект исследования: общество. Представители данного направления в той или иной степени раскрывают социально-критический потенциал марксистского учения для анализа современных проблем, с современных научных позиций оценивают мировоззренческое содержание марксизма, используют его методологию в критике постиндустриальной цивилизации и западной культуры |
Экзистенциально-феноменологическое направление | 1) Феноменология: Э. Гуссерль (1859 – 1938); 2) немецкий экзистенциализм: К. Ясперс (1883 – 1969), М. Хайдеггер (1886 – 1976); 3) французский экзистенциализм: Ж. П. Сартр (1905 – 1980), А. Камю (1913 – 1960) | Объект исследования: человек и его существование в мире. Представители данного направления с помощью разнообразных средств искусства исследуют проблемы человеческого существования и критикуют роль и возможности разума в разрешении смысложизненных проблем; актуализируется уникальность человеческого существования; проблемы философской антропологии объявляются главными в философии; в связи с этим разрабатывается класс новых философских категорий (экзистенциалы), с помощью которых (а не логическими средствами) постигается экзистенция (существование) человека и его сущность |
Аналитическая философия | Л. Витгенштейн (1889 – 1951), Г. Фреге (1848 – 1925), Б. Рассел (1872 – 1970), А. Тарский (1902 – 1984), Дж. Остин (1911 –1960), Дж. Серль (р. 1932) и др. | Объект исследования: язык как феномен бытия человека и культуры. Для всех представителей данного направленияхарактерен «лингвистический поворот», ориентация на логический анализ языка науки, интерес к структурам научного знания, его теоретико-познавательным, онтологическим и социокультурным основаниям |
Современная философия Запада на рубеже XX – XXI вв. | 1) Философская герменевтика: Х.-Г. Гадамер (1900 – 2002), П. Рикёр (1913 – 2005) и др.; 2) структурализм и постструктурализм: К. Леви-Стросс (1908 – 2009), Р. Барт (1915 – 1980), М. Фуко (1926 – 1984) и др.; 3) философия постмодернизма: Ж. Бодрийяр (1929 – 2007), Ж. Деррида (1930 – 2004), Ж.-Ф. Лиотар (1924 – 1998) и др. | 1) Объект исследования: феномен понимания. Герменевтика – философское учение, в котором центральное место занимает проблема понимания и искусство толкования текстов; понимание их объявляется целью и смыслом человеческого бытия, а задачей философии – анализ языковых основ межчеловеческой коммуникации, способов понимания текста и культуры в целом. 2) Объект исследования:структура как устойчивая связь элементов целого. Структурализм связан с анализом языка и мышления как знаковых систем и обнаружением в их основе универсальных структур, свойственных как первобытному мышлению, так и современному; методологическими принципами структурализма являются: приоритет структуры над элементами целого (например явлениями культуры); приоритет структур, а не субъектов, означающего (язык, знак) по отношению к означаемому (реальному объекту) и др. 3) Объект исследования: современная культура и ее технологии. Постмодернизм сформировался под воздействием многих неклассических идей, занимающих критическую позицию по отношению к классической философии. В постмодернизме это выражается прежде всего в онтологических постулатах о несуществовании реальности без субъекта. Отказ от объективной реальности замещается новым представлением о реальности при помощи главного понятия – симулякра |
2. Учебная литература
Мотрошилова, Н. В. Дискуссии в социальной философии и этике / Н. В. Мотрошилова // История философии : Запад – Россия – Восток. – М., 1999. – Кн. 4-я : Философия XX в. – С. 421 – 422.
«Другой важной предпосылкой выхода на новые рубежи социально-философских обобщений стал новый синтез подходов и методов на почве самой философии. Синтез, в частности, предполагал объединение прежде разрозненных логико-лингвистических, аналитических, феноменологических, герменевтических, экзистенциально-персоналистских методов, концепций и подходов философии, а также междисциплинарное объединение философских, социологических, психологических, лингвистических исследований. Стремление к синтезу сопровождалось небывало активным участием многих, и особенно крупных философов, в критическом размежевании с наиболее влиятельными позициями и подходами и прошлого, и современности. Понятия «коммуникация» и «дискурс» не случайно сделались центральными в современной философии. Это отражает решающую тенденцию философии конца XX в., которая состоит в осмыслении традиционных проблем знания, познания, истины в контексте коммуникации, взаимодействия индивидов, в объединении проблематики субъективности с темами интерсубъективности, диалога, широкого обсуждения коренных проблем современного человечества. Конструктивный спор, соревнование позиций в пространстве демократически организованного дискурса мыслится одновременно и как способ разрешения социально-политических проблем, и как форма научно-теоретического, в том числе философско-этического, диалога».
? Почему, по мнению Н. Мотрошиловой, понятия «коммуникация» и «дискурс» являются центральными в современной философии?