Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд // Избранное.
«Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.
…К термину или понятию бессознательного мы пришли… путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, … которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными. … здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов.
…Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление. Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении».
? В каком соотношении, по мнению З. Фрейда, находятся сознательное и бессознательное?
Контроль знаний |
1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Каковы главные идейные основания формирования постклассической философии и кто ее родоначальники?
2. Чем отличается классическая философия от неклассической?
3. Каковы основные направления постклассической философии XIX – начала XX в.?
4. В чем заключается критика классической философии и ее иррационализация Шопенгауэром и Ницше?
5. Что объединяет авторов, развивающих такое философское направление, как «философия жизни»?
6. Каковы идейные предпосылки и основные положения марксистской философии?
7. В чем проявляется социально-критическая направленность философии марксизма?
8. В чем заключается специфика позитивистской философии и каковы ее исторические формы?
9. Каково соотношение философии и науки с точки зрения философии позитивизма?
10. Кто является представителями философии постпозитивизма?
11. Какую роль понятие «бессознательное» играет в психоанализе З. Фрейда?
12. Какое место занимает религиозная философия в современной европейской культуре?
13. Каковы основные положения неотомизма как важнейшего религиозно-философского течения современного католицизма?
14. Каковы характерные черты современной неопротестантистской философии?
2. Тесты(второй уровень самоконтроля):
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
Термин | Определение |
1. Классическая философия | 1*. Философский принцип мышления, направленность на культивирование ценностей науки, ее методов и решений |
2. Постклассическая философия | 2*. Философский принцип, ориентация на выявление закономерностей во взаимосвязи объективных явлений с их последующим логическим анализом и аргументацией |
3. Неклассическая философия | 3*. Исторический этап развития философии, связанный с переходом от принципов и познавательных установок классической философии к выработке новых моделей, методологии и проблемного поля философского знания во второй половине XIX – начала XX в. |
4. Рационализм | 4*. Период развития философской мысли, характеризующийся ориентацией на науку, строгую логику мышления, стремление построить завершенную систему знаний о мире, обществе и человеке |
5. Объективизм | 5*. Принцип философского мышления, стремление к осмыслению и познанию мира в разнообразии его проявлений как единого, целого универсума, выявление общих законов его развития и изменения |
6. Субстанциализм | 6*. Иррационалистическое, идеалистическое направление в философии, полагающее волю основой всего сущего, высшим принципом бытия |
7. Логоцентризм | 7*. Новейший историко-философский период, отличающийся от классического новым образом философского мышления |
8. Сциентизм | 8*. Философский принцип, утверждающий безусловный приоритет разума в познании мира и построении системы знаний |
9. Универсализм | 9*. Философский принцип, ориентация на выявление неизменных, фундаментальных основ бытия, мышления, природы и культуры |
10. Иррационализм | 10*. Гносеологическая установка, выражающая приоритет и значимость противостоящего исследователю (субъекту познания) изучаемого объекта (явления, процесса), понимаемого как объективно существующего феномена |
11. Деэссенциализм | 11*. Направление в философии, утверждающее первичность интуитивно постигаемой сущности жизни, которая предшествует всем формам природного и социального бытия |
12. Антисциентизм | 12*. Центральное понятие иррационалистической постклассической философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, иррациональная основа мира |
13. Релятивизм | 13*. Принцип философского мышления, связанный с отказом от поиска сущностных основ вещей и явлений |
14. Философия жизни | 14*. Философско-мировоззренческая позиция, основанная на широкой критике науки и переосмыслении статуса рациональности в культуре |
15. Пессимизм | 15*. Одно из центральных понятий философии Ф. Ницше, определяющее качества человека будущего |
16. Воля | 16*. Образ философской мысли, заключающийся в признании относительности, условности, субъективности познания, а также отрицании объективной истины, непреложности этических норм и правил |
17. Волюнтаризм | 17*. Методологическая установка марксистской философии в изучении исторической реальности с позиций определяющего значения базиса в анализе общественно-экономических формаций |
18. Вечное возвращение | 18*. Философское направление, исходящее из признания того, что подлинное, «положительное» знание есть совокупный результат усилий специальных, конкретных наук, а не метафизики и умозрительной философии |
19. Сверхчеловек | 19*. Принцип философского мышления, течение в философии, акцентирующее внимание на феноменах и вопросах, недоступных логическому осмыслению |
20. Марксизм | 20*. Предметно-материальная преобразующая общественно-историческая деятельность, совокупность активных материальных действий людей |
21. Диалектический материализм | 21*. Субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, разработанное в начале XX в. Э. Махом и Р. Авенариусом |
22. Исторический материализм | 22*. Направление постклассической философии, в наибольшей степени выражающее ее социально-критическую направленность, акцентирующее внимание на вопросах материального производства, социальных антагонизмах, приводящих к смене общественно-экономических формаций и движению истории |
23. Материалистическое понимание истории | 23*. Один из основополагающих принципов «философии жизни» Ф. Ницше, выражающий его взгляд на развитие жизни как вечное повторение ее проявлений, возврат к идеалам прошлого |
24. Практика | 24*. Философское учение о материальном единстве и развитии мира, его познания и изменения человеком в социальных действиях |
25. Позитивизм | 25*. Философское мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее |
26. Эмпириокритицизм | 26*. Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса, обосновывающая материалистическое понимание истории |
27. Неопозитивизм | 27*. Гносеологический принцип неопозитивизма, согласно которому научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом произвольного соглашения между учеными в соответствии с соображениями простоты и удобства |
28. Постпозитивизм | 28*. Совокупность установок, принимаемых научным сообществом в течении определенного времени в качестве модели, образца постановки и решения конкретных задач |
29. «Закон трех стадий» | 29*. Направление современной западной теологии («диалектическая теология»), получившее распространение в первой половине ХХ в., акцентирующее внимание на диалектическом взаимодействии божественного и человеческого |
30. Верификация | 30*. Наиболее влиятельное течение в современной философии католицизма, придерживающееся принципа гармонии веры и разума |
31. Конвенционализм | 31*. Термин, обозначающий ряд философских концепций современной философии науки, возникший в 50-х – 70-х гг. ХХ в. в процессе критики неопозитивизма и исследующий механизм развития науки и парадигм научного знания |
32. Парадигма | 32*. Обозначение О. Контом стадий эволюции человека и человечества |
33. Прагматизм | 33*. Базовое понятие философии З. Фрейда, понимаемое как совокупность психических процессов, не артикулированных в сознании мыслящего индивида |
34. Неотомизм | 34*. Этап развития философии позитивизма, связанный с появлением математической логики и интересом к формальной стороне познания и верификации теоретического знания |
35. Неопротестантизм | 35*. Гносеологический принцип логического позитивизма, означающий проверку истинности знаний на опыте путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, фактическими данными |
36. Бессознательное | 36*. Психологическое учение, основанное в начале ХХ в. З. Фрейдом, в центре внимания которого – анализ патологических бессознательных психологических процессов и мотиваций |
37. Психика | 37*. Присущая животным и человеку форма образно-эмоционального отражения объективной реальности |
38. Психоанализ | 38*. Постклассическое философское направление, рассматривающее науку как комплексный социокультурный феномен, ее динамику, развитие и влияние на различные стороны общественной жизни |
39. Философия науки | 39*. Философское учение, отождествляющее истину и пользу и основанное на понимании практического действия, а также трактующее философию как общий метод решения проблем, встающих перед людьми в различных жизненных ситуациях и ориентирующее человека на идею полезности и утилитарный характер его знаний |
2.2. Закончите определения:
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы … его» (К. Маркс).
«Я учу вас о Сверхчеловеке. … есть нечто, что должно преодолеть» (Ф. Ницше).
«Расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался … и как он должен продолжать образовываться» (П. Тейяр де Шарден).
«Знать, чтобы мочь, думать, чтобы … » (О. Конт).
«Большинство людей в действительности не хотят …, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит» (З. Фрейд).
Вопрос для дискуссии |
Дополняет или разрушает постклассическая философия классическое философское наследие?
► Подумайте о смысле изречений:
ü «Наш долг – это право, которое другие имеют на нас» (Ф. Ницше).
ü «Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется» (А. Бергсон).
ü «О человеке нельзя судить по тому, что он сам о себе думает» (К. Маркс).
ü «Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить – одно и то же» (Л. Фейербах).
ü «Философия науки без истории науки пуста, а история науки без философии науки слепа» (И. Лакатос).
ü «Для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне его объединения с другими людьми» (П. Тейяр де Шарден).
Дополнительная литература к теме:
1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 2.4.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа : http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.
2. Малик, Э. Г. Иррационалистическая школа философии (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) : учеб.-метод. пособие / Э. Г. Малик. – Ростов н/Д., 2007.
3. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. / А. Шопенгауэр // Собр. соч.: в 5 т. – М., 1992. – Т. 1.
4. Ницше, Ф.Воля к власти : опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше; пер. с нем.; под общ. ред. О. Зелинского [и др.]. – М., 1995.
5. Бергсон, А.Творческая эволюция / А. Бергсон; пер. с фр. В. А. Флеровой. – М., 1998.
6. Мах, Э. Механика: историко-критический очерк ее развития / Э. Мах. – Ижевск : Ред. журнала «Регулярная и хаотическая динамика», 2000.
7. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи / К. Маркс // Социология: сб. / Ин-т социологии РАН, Московская высш. шк. соц. наук, Центр фундаментальной социологии. – М., 2000.
8. Фрейд, З. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд. – Минск, 1990.
9. Витгенштейн, Л. Философские работы. Ч.1 / Л. Витгенштейн; пер. с нем. М. С. Козловой, Ю. А. Асеева. – М., 1994.
10. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун; пер. с англ. И. З. Налетова. – Благовещенск, 1998.
11. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.