Ясперс, К. Истоки истории и ее цель / К. Ясперс // Смысл и назначение истории.
«Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец. Основные идеи греческих, индийских, китайских философов и Будды, мысли пророков о Боге были далеки от мифа. Началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа (логоса против мифа) … .
Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением: твердые изначальные устои жизни начинают колебаться, покой полярностей сменяется беспокойством противоречий и антиномий. Человек уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что узнает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чем до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал. Неслыханное становится очевидным. Вместе с ощущением мира и самого себя человек начинает ощущать и бытие, но не полностью: этот вопрос остается.
Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они ни отличались друг от друга по своей вере, содержанию и внутренней структуре своего учения. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвысится над миром и над самим собой. …
Это – подлинный человек, который, будучи связан и скрыт плотью, скован своими влечениями, лишь смутно осознавая самого себя, стремится к освобождению и спасению и действительно способен обрести его уже в этом мире в порыве вознесения к идее, в несокрушимом спокойствии души, в медитации, в понимании того, что он сам и весь мир есть атман, в состоянии нирваны, в единении с дао или в покорности воле Божьей [мистическое единство]. По своей настроенности и по содержанию веры эти пути к спасению сильно отличаются друг от друга, но общее здесь то, что человек выходит за пределы своего индивидуального существования, сознавая свое место в целостности бытия, что он вступает на путь, пройти который он должен в качестве данной индивидуальности. Он может отказаться от всех мирских благ, уйти в пустыню, в лес, в горы; став отшельником, познать творческую силу одиночества и вернуться в мир обладателем знания, мудрецом, пророком. В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью».
? Что означала, по мнению К. Ясперса, борьба логоса против мифа?
Контроль знаний |
1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Что такое философия?
2. Каковы цели философии и ее значение в жизни общества и отдельного человека?
3. Что является предметом философии?
4. Какие проблемы изучает философия?
5. Как соотносятся философия и мировоззрение?
6. Что входит в структуру мировоззрения?
7. Каковы исторические типы мировоззрения?
8. Чем философия отличается от мифологии и религии?
9. Какова структура философского знания?
10. Какой вопрос в философии называют основным?
11. Чем отличаются материализм и идеализм?
12. Что означают понятия «монизм», «дуализм», «плюрализм»?
13. Каковы основные методы философского познания?
14. Какие функции в культуре выполняет философия?
2. Тесты(второй уровень самоконтроля):
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
Термин | Определение |
1. Философия | 1*. Мировоззрение, приписывающее сверхъестественные свойства вещам или стихиям |
2. Мировоззрение | 2*. Мировоззрение, приписывающее животным сверхъестественные качества |
3. Культура | 3*. Система взглядов, идей, ценностей, убеждений человека, определяющих его понимание мира и жизненные позиции |
4. Миф | 4*. Духовное содержание цивилизации; способ организации жизнедеятельности человечества, представленный в продуктах материального и духовного труда |
5. Анимизм | 5*. Философское мировоззрение, противоположное рационализму, ограничивающее или отрицающее возможности разума в познании человеком мира и в организации его жизнедеятельности |
6. Тотемизм | 6*. Исторический тип мировоззрения, основанный на принципах креационизма и откровения |
7. Фетишизм | 7*. Учение о мире, человеке и их взаимосвязях |
8. Религия | 8*. Учение, признающее единую основу всего существующего |
9. Онтология | 9*. Философское мировоззрение, признающее разум основой познания и поведения людей |
10. Гносеология | 10*. Философское мировоззрение, отрицающее возможность адекватного познания мира |
11. Аксиология | 11*. Мировоззрение, связанное с одушевлением неживой природы |
12. Праксеология | 12*. Метод мышления, противоположный диалектике, абсолютизирующий постоянство мира, обособленность вещей друг от друга, игнорирующий противоречивый характер развития и его источники |
13. Основной вопрос философии | 13*. Фундаментальная характеристика философского мышления, обеспечивающая оценку и развитие философского знания, обновление его содержания и познавательных средств |
14. Монизм | 14*. Фантастическая легенда или сказание о явлениях природы или общества |
15. Дуализм | 15*. Философское учение о всеобщей взаимосвязи и противоречивости развития; метод критической дискуссии |
16. Плюрализм | 16*. Учение, признающее множественность начал бытия |
17. Материализм | 17*. Тип философского мировоззрения, признающий материальные явления первичными, а духовные – вторичными |
18. Идеализм | 18*. Философское мировоззрение, подвергающее сомнению возможность адекватного познания мира |
19. Метод | 19*. Тип философского мировоззрения, признающий духовные явления первичными, а материальные – вторичными |
20. Диалектика | 20*. Учение, признающее существование двух первоначал – материального и духовного |
21. Метафизика | 21*. Фундаментальная характеристика философского мышления, выражающая способность человека думать о самом себе, осознавать свои мысли и действия |
22. Скептицизм | 22*. Вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи |
23. Агностицизм | 23*. Учение о ценностях |
24. Рационализм | 24*. Учение о познании мира человеком |
25. Иррационализм | 25*. Учение о бытии, т. е. о мире самом по себе и его законах |
26. Рефлексивность | 26*. Учение о человеческих действиях и их социальной значимости |
27. Критичность | 27*. Совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности |
2.2. Закончите определения:
«Философия – это эпоха, схваченная …».
«Философия – живая душа …».
«Философия – … мера цивилизованности человека».
«Мировоззрение – обобщенная система знаний, …».
«Историческими типами мировоззрения являются … и философское».
Вопрос для дискуссии |
Возможно ли мифологическое мировоззрение в XXI в.?
► Подумайте о смысле изречений:
ü «Многознание уму не научает» (Гераклит).
ü «Многого знатоками должны быть любомудрые мужи» (Гераклит).
Дополнительная литература к теме:
1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль I, тема 1.1.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа : http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.
2. Абаньяно, Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни / Н. Абаньяно. – СПб., 1998.
3. Бибихин, В. В. Язык философии / В. В. Бибихин. – М., 1993.
4. Вольф, Р. П. О философии / Р. П. Вольф. – М., 1995.
5. Гарин, И. И. Что такое философия? Что такое истина? / И. И. Гарин. – М., 2001.
6. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М., 1991.
7. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М., 1991.
8. Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. – М., 1994.
9. Хайдеггер, М. Что такое философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993. – №8.