Литературные и мифологические персонажи


Авраам — согласно библии, родо­начальник евреев. — 658.

Агасфер — легендарная личность, еврей, обреченный на вечное странствование («Вечный жид») в наказание за тяжкий проступок против бога; образ средневековых сказаний, немецкой народной книги о Вечном жиде; встречается в литературе многих европейских народов. — 537.

А поллон (Феб) — в древнегреческой мифологии бог света, искусств и

пророчеств. — 55, 60, 232, 491, 532, 558.

Аргус — в древнегреческой мифо­логии стоглазый страж. — 532.

Атлант — в древнегреческой ми­фологии титан, державший на своих плечах небесный свод. — 191, 227.

Афина Паллада — в древнегрече­ской мифологии дочь Зевса, боги­ня войны, победы и мудрости. — 110, 156, 488, 530.



УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН



Ахилл — в древнегреческой мифо­логии храбрейший из греческих героев, осаждавших Трою, один из главных героев «Илиады» Го­мера. — 465.

А яке (Большой или Великий) — в древнегреческой мифологии сын Теламона, отличался большой си­лой и мужеством; сражался в Троянской войне. — 523.

Венера — в древнеримской мифоло­гии богиня любви и красоты; изо­бражалась в виде прекрасной женщины. — 487.

Веста — древнеримская богиня до­машнего очага и огня. — 131.

Гавриил, архангел — в христиан­ской мифологии один из 7 высших «ангелов», посредник между бо­гом и людьми. — 483, 507.

Гектор — один из главных героев эпоса «Илиада» Гомера. — 67.

Геракл (Геркулес) — популярней­ший герой древнегреческой мифо­логии, известный своей атлетиче­ской мощью и богатырскими по­двигами. — 80, 156.

Гермес — в древнегреческой мифо­логии бог пастбищ и стад, дорог, торговли, гимнастики и красно­речия, сын Зевса и Майи. — 154.

Геро — героиня античного мифа о Геро и. Леандре. — 530.

Глостер — персонаж из драмы Шекспира «Король Лир». — 274.

Грета (Маргарита) — героиня трагедии Гёте «Фауст». — 490.

Давид — полулегендарный иудей­ский царь (конец XI в. — ок. 950 до н. э.), победитель филистим­лян. — 488.

Данаиды, — в древнегреческой ми­фологии дочери царя Даная, в наказание за убийство своих му­жей осужденные вечно наполнять водой бездонную бочку. — 73, 199.

Девкалион — в древнегреческой ми­фологии сын Прометея; основа­тель нового человеческого рода после потопа. — 109.

Деметра — в древнегреческой ми­фологии богиня плодородия. —

Диана — персонаж из пьесы Море-то. — 656.

Долль Тершит — персонаж пьесы Шекспира «Король Генрих IV». Ч. 2. - 293.

Ева — согласно библии, жена Ада­ма, сотворенная богом из ребра Адама. — 658.

Елена — в древнегреческой мифо­логии дочь Зевса и Леды, супруга спартанского царя Менелая; сла­вилась необыкновенной -красо­той. — 535.

Зевс — верховный бог в древнегре­ческой мифологии, сын бога Кро­на. — 86, 100, 110, 126, 154, 464, 488, 530, 558.

Иисус Навин (Иегошуа бен Нуп) — библейский горой; по преданию, разрушил стены города Иерихона звуками священных труб и кли­чем своих воинов. — 532.

Иисус Христос — мифический осно­ватель христианства. — 111—113, 130, 202, 241, 242, 306, 308, 488, 501, 507, 590—593.

Икар — в древнегреческой мифоло­гии сын легендарного строителя и художника Дедала; погиб во вре­мя полета на искусственных крыльях. — 464.

Иксион — согласно древнегрече­ской мифологии, царь лапифов, за фамильярность по отношению к богине Гере в аду был прикован к вращающемуся огненному ко­лесу. — 125.

Иоанн — в христианской мифоло­гии один из двенадцати апостолов Христа; согласно традиции, автор Откровения Иоанна (Апокалип­сис), одного из евангелий и трех посланий. — 523, 532, 590—593.

Иона — согласно библии, один из двенадцати малых пророков. — 241—243.

Исайя — древнееврейский пророк, живший в VIII в. до н. э., под его именем в библии известна осо­бая книга, представляющая бога­тый материал для ознакомления с состоянием еврейского и других народов. — 653.

Иуда Искариот (из Кариота) — согласно евангельской легенде,

УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН




один из двенадцати апостолов Христа, предавший своего учителя за 30 сребреников; имя Иуды стало символом предательства. — 306, 308.

Куикли — персонаж пьес Шекспи­ра: «Виндзорские проказницы», «Король Генрих IV» (ч. 1,2). — 293.

Купидон — в древнеримской мифо­логии бог любви. — 274.

Лир — герой трагедии Шекспира «Король Лир». — 274.

Лука — согласно христианской ми­фологии, автор одного из еван­гелий. — 242.

Лукреция (VI в. до н. э.) — по
римской исторической тради­
ции знатная римлянка, символ
добродетельной супруги. —

535.

Марк — согласно христианской ми­фологии, автор одного из еванге­лий. — 242.

Марс — в древнеримской мифоло­гии бог войны. — 525, 526.

Марсий (миф.) — фригийский си­лен, дерзнувший состязаться с Аполлоном в игре на флейте; победивший Аполлон содрал с не­го кожу. — 532.

Матфей — согласно христианской мифологии, один из двенадцати апостолов Христа, автор одного из евангелий. — 241, 529.

Мефистофель — образ беса, демо­на, спутника Фауста в старинной немецкой народной легенде, по­служившей материалом для мно­гочисленных литературных обра­боток; особенно известен образ Мефистофеля, воплощенный в трагедии Гёте «Фауст». — 508, 529.

Моисей — по библейскому преда­нию, пророк и законодатель, освободивший древних евреев из египетского пленения идавший пм законы. — 490, 533.

Молох — бог солпца в религии Древней Финпкип и Карфагена, поклонение которому сопровож­далось человеческими жертвопри­ношениями; впоследствии имя Молоха стало олицетворением

свирепой всепоглощающей си­лы. — 232.

Мусей — в древнегреческой мифо­логии певец ипредсказатель. — 131.

Орфей — мифический поэт и певец Древней Греции. Согласно ми­фам, пение его очаровывало не только людей и животных, но даже камни. — 131.

Ори (Горы) — в древнегреческой мифологии богини, ведавшие сме­ной времен года, порядком в при­роде. — 467.

Павел — согласно христианской ми­фологии, один из апостолов, автор целого ряда посланий, входящих в Новый завет. — 130, 159, 202.

Пистоль — персонаж пьес В. Шекс­пира: «Виндзорские проказницы», «Король Генрих IV» (ч. 2), «Ко­роль Генрих V». — 293.

Посейдон — в древнегреческой ми­фологии бог моря, а также всей водной стихии. — 86.

Прометей — в греческой мифоло­гии один из титанов, богоборец и защитник людей. — 153, 154.

Сато Панса — персонаж романа Сервантеса «Дои-Кихот», оруже­носец Доп-Кнхота. — 240.

Сивилла — одна из странствующих
«прорицательниц» древности;

приписывавшиеся ей прорица­ния, собранные в так называемых «Сивиллииых книгах», пгралн большую роль в религиозной жиз­ни Древнего Рима. — 293.

Сизиф — согласно мифологии, царь Коринфа, приговоренный за об­ман богов вечно вкатывать на гору камень, скатывавшийся об­ратно. — 125.

Соломон, царь иудейский. — 241, 242, 536.

Телегой — в древнегреческой мифо­логии сын Одиссея и Кирки, по одной из версий отцеубийца. — 466.

Телеф — в древнегреческой мифоло­гии мизийский царь; был ранен Ахиллом и исцеленим же. — 465.

Терсит — персонаж из пьесы Шекс­пира «Троил и Крессида». — 523.



УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН



Уленшпигель — герой фламандских и немецких народных преданий. — 241.

Фальстаф — персонаж ряда произ­ведений Шекспира. — 250, 293.

Фауст — герой немецкой народ­ной книги и одноименной тра­гедии Гёте. — 54, 489, 490, 508, 529, 621.

Фаэтон — в древнегреческой мифо­логии сын Гелиоса. Управляя солнечной колесницей, Фаэтон чуть было не сжег Вселенную; разгневанный Зевс пронзил его молнией и сбросил в реку. — 463.

Феб — см. Аполлон.

Цербер — в древнегреческой мифо­логии трехглавый пес, охраняв-

ший выход из подземного цар­ства. - 73, 74, 125, 199.

Эдип — герой фиванского цикла древнегреческих мифов, главное действующее лицо трагедии Со­фокла; согласно легенде, убил своего отца и стал мужем своей матери Иокасты. — 466.

Эол — в древнегреческой мифо­логии повелитель ветров. — 420.

Юнона — в древнеримской мифоло­гии верховная богиня, супруга Юпитера. — 131.

Юпитер — в древнеримской мифо­логии верховный бог, соответ­ствующий греческому богу Зев­су. — 123,131.

«Aachener Zeitung» — см. «Stadt-Aachener Zeitung».

«Allgemeine Königsberger Zeitung» — см. «Königsberger Allgemeine Zei­tung».

«Allgemeine Preußische Staats-Zei­tung» («Всеобщая прусская госу­дарственная газета») — основана в Берлине в 1819 г. В 40-х годах XIX в. газета являлась полуофи­циальным органом прусского пра­вительства. — 296.

«Allgemeine Zeitung» («Всеобщая га­зета») — немецкая ежедневная консервативная газета, основана в 1798 г.; с 1810 по 1882 г. выхо­дила в Аугсбурге. — 244, 245, 265, 270-275, 293, 294, 655.

«Archiv für Philologie und Pädago­gik» («Архив по филологии и пе­дагогике») — выходил с 1831 по 1855 г. в виде приложения к жур­налу «Neue Jahrbücher für Philo­logie und Pädagogik». — 215.

«Athenäum» — сокращенное назва­ние журнала младогегельянцев «Athenäum für Wissenschaft, Kunst und Leben. Eine Monats­schrift für das gebildete Deutsch­land» («Атенеум по вопросам нау­ки, искусства и жизни. Ежеме­сячник для образованпой Герма­нии»), который издавался в

1838-1839 гг. в Нюрнберге. В 1841 г. «Athenäum» выходил в Берлине в виде еженедельника под названием: «Athenäum. Zeit­schrift für das gebildete Deutsch­land» («Атенеум. Журнал для образованной Германии»). — 20.

«LeВienpublic» («Общественное бла­го») — орган умеренных буржуаз­ных республиканцев; выходил с августа 1843 по декабрь 1848 г. (сначала в Маконе, с мая 1848 г. в Париже), основателем и со­трудником этой газеты был Ла-мартин. — 314.

«Correspondent» — см. «Staats-und Gelehrte Zeitung des Hamburgischen unpartheiischen Correspondenten».

«Démocratie pacifique» («Мирная демократия») — ежедневная га­зета фурьеристов, выходившая в Париже в 1843—1851 гг. под ре­дакцией В. Консидерана — 314.

«Deutsch-Französische Jahrbücher» («Немецко-французский ежегод­ник») — издавался в Париже под редакцией К. Маркса и А. Руге на немецком языке. Вышел в свет только первый, двойной выпуск в феврале 1844 года. В нем был опубликован ряд произведений Маркса и Энгельса. — 313, 658,

УКАЗАТЕЛЬ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИИ

[ 721

Наши рекомендации