Из книги «мемуары р. левассёра»
Дантон, — стр. 60, 61, 62.
Первые два декрета собрания, принятые по предложению Дантона: 1) «Не может быть конституции, не принятой народом» *. 2) «Неприкосновенность личности и собственности под охраной государства». По предложению Грегуара единогласно [декретировано]. 3) Упразднение королевской власти.
Жирондисты начинают борьбу. — стр. 63.
24 сентября Керсен, ссылаясь на опасности, грозящие Конвенту в столице, предложил вызвать вооруженные силы из департаментов (стр. 63). Жирондисты — против Коммуны, которая с 10 августа сводила на нет их влияние, а также против Дантона, который господствовал в Исполнительном совете (стр. М). До созыва Конвента почти все депутаты от Парижа входили в состав Коммуны, созданной 10 августа (стр. 63).
Отсюда озлобление жирондистов «против этой опасной Коммуны и, в частности, против депутатов от Парижа» (стр. 63, 64).
Итак, очевидно: жирондисты хотели отомстить за свое поражение и за свою жалкую роль во время междуцарствия, начавшегося 10 августа.
Жозеф Эгалите, [герцог] Орлеанский и Жан Поль Марат. — стр. 64, 65.
«Такой человек» (Марат) «никогда не оказал бы ни малейшего влияния, если бы жирондисты, преследуя в его лице сам принцип энергии, не приумножили его значение и не предоставили ему возможности продемонстрировать, по меньшей мере, спокойствие, выдержку, хладнокровие и презрение к оскорблениям, — качества, которые характеризуют подлинную убежденность и самоотверженность» (стр. 65).
24 сентября косвенное обвинение Коммуны и ряда депутатов от Парижа «в стремлении к установлению диктатуры».
25 сентября. Барбару и Ребекки обвиняют Робеспьера. Дантон проповедует примирение. — стр. 66, 67. Жирондисты продолжают выдвигать обвинения, Верньо против Марата. — стр. 67.
Марат, — стр. 68, 69 ш.
Столкновения продолжаются ежедневно: «разрыв между министрами Роланом и Дантоном, обвинения Коммуны Парижа в неправомерных действиях, афиши Марата были предлогами для этих бесполезных стычек» (стр. 69). Победа почти всегда, по-видимому, на стороне жирондистов (стр. 70). Еще не организованное систематически большинство колебалось в нерешительности. «Так значительное Число энергичных республиканцев долгое время голосовало с правыми; к ним относятся Филиппе, Камбон, Камбасерес и др.» (стр. 70).
29 сентября. Ролан, избранный депутатом от департамента Соммы, заявляет Конвенту, что он слагает с себя обязанности министра внутренних дел. Бюзо вносит предложение «просить министра остаться на своем
• Цитируется Марксом в немецком переводе. Ред,
ИЗ КНИГИ «МЕМУАРЫ Р. ЛЕВАССЕРА»
посту; все жирондисты его поддерживают». Филиппо предлагает «распространить эту просьбу на Дантона»; Дантон противится этому [заявляя]: «единственный возможный способ удержать Ролана на его посту — объявить недействительными его выборы».
Борьба, письмо Ролана и т. д. — стр. 70, 71 *.
Издан декрет о роспуске Коммуны Парижа. — стр. 73, 74,
75 **.
«Каждый день с новой яростью возобновлялись взаимные обвинения: правая всегда начинала нападение, опираясь на факты, предшествовавшие созыву Конвента, и постоянно используя своего рода отвращение, которое Марат внушал всему собранию,чтобы обвинять всю Гору» (стр. 78, ср. стр. 79). «...Партийные распри, в которых избранники народа растрачивали драгоценное время, и те силы, которые они должны были бы целиком и полностью направить на борьбу с врагами Франции», (стр. 79).
29 октября. Ролан, Луве обвиняют Робеспьера. — стр. 80 и след.
«...он» (Луве) «и Барбару были, вне всякого сомнения, единственными людьми действия в своей партит1» (стр. 81).
«Туманное и многословное красноречие этого последнего». (Робеспьера) (стр. 82) 142.
«Комитеты Конвента и сам Конвент занимались всеми отраслями управления и посредством декретов совершали многочисленные и частые акты исполнительной власти. С другой стороны, муниципалитеты также присвоили себе значительную часть административных функций. Ни гражданская, ни поенная, ни даже судебная власти — ни одна из них не была как следует регламентирована... Как только по той или иной инициативе созывалось собрание граждан, чтобы заниматься тем или иным общественным делом, оно вмешивалось в то же время в дела, не имевшие никакого отношения к порученной ему миссии... Если фактически существовало бесчисленное множество властей, то юридически один коллективный орган, Конвент, объединял всю власть социального организма, и он часто использовал ее; он осуществлял законодательную власть посредством своих декретов, административную — через свои комитеты, а также и судебную — посредством расширительного толкования права обвинения» (стр. 85).
«Как переходное состояние между уничтоженной монархией и создаваемой республикой, как средство войны против аристократии, эмиграции и иноземных врагов эта концентрация всех полномочий была благоприятным симптомом и, я бы сказал больше, необходимой» (стр. 86).
«Это они» (т. е. жирондисты) «требовали обвинительных декретов против своих коллег; это они, предав Марата революционному трибуналу, нарушили неприкосновенность избранников народа» (стр. 87) ***.
16 декабря предложение Бюзо об изгнании [герцога! Орлеанского и его сыновей; Бюзо поддержали Луве и Ланжюине ш.
* См. настоящий том, стр. 324. Ред. •* См. там же. Ред. •** См. настоящий том, стр. 328. Ред.
320 ' ИЗ КНИГИ «МЕМУАРЫ Р. ЛЕВАССёРА»
Интриги Ролана. — стр. 88, 89 *.
«Несмотря на свои предубеждения против нас, — Луве, Ролан, Гюаде, Петион, Жансонне были настоящими и искренними республиканцами» (стр. 90).
О жирондистах — стр. 90, 91 144.
«Разногласия, которые мешали работе Национального конвента, скоро стали ощущаться и в Исполнительном совете. Поскольку Серван был вынужден оставить пост военного министра вследствие плохого состояния здоровья, то Конвент по рекомендации Ролана, не колеблясь, назначил на его место гражданина Паша, служившего в министерстве внутренних дел. Новый министр не разделял антипатий и взглядов своего покровителя» (стр. 91).
«По время этих вечных распрей комитеты Конвента не были столь пассивны, как он; комитет всеобщей обороны, под влиянием Карно, оказывал помощь нашим армиям и подготовлял наши победы; комитет финансов, докладчиком которого обычно был Камбон, создал ресурсы путем выпуска бумажных денег, которые, под названием ассигнатов, так сильно и так часто обесценивались, а также путем продажи национальных имуществ» (стр. 92, 93).
«В конце января 1793 г. ...монтаньяры отказались от тактики обороны, которой они, быть может, слишком долго придерживались, чтобы в свою очередь перейти в наступление на Жиронду» (стр. 100).
После гибели Мишеля Леиелетье Сен-Фаршо... «жирондисты уже не располагали большинством» (стр. 101).
Дантон, — стр. 143 и след. **
БОРЬБА МОНТАНЬЯРОВ С ЖИРОНДИСТАМИ
1КОНСПЕКТ]
С 10 августа 1792 г. начинается междуцарствие. Бессильно Законодательное собрание, бессильно министерство, вышедшее из его недр. Правление переходит в руки народных собраний и муниципалитетов, импровизированных центров правления, порождений анархии; они должны были быть выразителями народного движения, ибо их властью была власть народного мнения (стр. 44, 45).
Отсюда раскол между влиятельными партиями.
Одна партия желает восстановить опрокинутый событиями 10 августа порядок и привести в действие существующие законы. Главные фигуры в министерстве и Законодательном собрании являются вождями этой партии.
Другая партия видит в анархии единственную движущую силу в вызываемом ею энтузиазме — замену готовой органи-
• См. настоящий том, стр. 325—326. Рев. •• См. настоящий том, стр, 328—329, Ред.