Тема 6. Философия эпохи эллинизма и римского периода

Эпоха эллинизма и римский период это III век до н.э. – VI век н.э., то есть порядка 870-880 лет. Период возникновения философия длится примерно 200 лет, а античная классика развивается всего за 50-70 лет. Т.е. развитие классической философии произошло быстро, все время ее становления было порядка жизни одного человека. После завоевания Греции македонцами и восточного похода Александра возникают греко-македонские государства. В конце концов, всё завоёвывается Римской Империей (от Британских островов до территории Грузии, и от территории Германии до Сахары было одно государство). Возникает Pax Romana. Дословно переводится как Мир Рима. Политический режим внутри полисов достаточно стабилен. В столице власть всё время меняется, но в Афинах, например, народу было все равно, кто правит в Риме. Внутри городов демократия, либо аристократия. Империя напоминает нынешние США – есть федеральные законы и законы штата. Тоже и у римлян – есть законы всего государства, и есть законы каждого города. В Империи процветает частная (негосударственная) жизнь граждан. Например, издаются газеты. В Риме газет было две штуки на город, их делали каждый день. «Газета» – это большая доска, на которой вырезали новости. Был ещё юмористический журнал «Сатирикон», где писались смешные случаи. В Империи имеются высшие школы – в Афинах и Александрии Египетской, куда отправляли детей на учёбу. В целом людям жить было довольно хорошо, но было очень низкое влияние личности на государство. Это называется «секуляризация личности от политической власти».

Возникает интерес людей к личным проблемам. Например, современными археологами была найдена почтовая станция, которую несколько раз полностью засыпало песком. В ней сохранилась переписка, относящаяся к разным периодам. До I в. н.э. письма были сугубо деловые («меня купили на базаре», или «дай мне денег взаймы, а я как-нибудь потом верну»). В I в. н.э. в письмах появляется огромное количество лирики («я сегодня встал утром, смотрел на Солнце, мне стало грустно, вечером посмотрел на закат, вспомнил о тебе …» или «у меня болела нога, ночью я плохо спал, она болела и я думал, что...»).

В период эллинизма философия развивается слабо, хотя, казалось бы, наступает золотой век философов. Философов много. В каждом уважающем себя городе действует по несколько философских школ. Строятся библиотеки и музеи. Все философские взгляды разрешены. Философы преподают свое учение за деньги. Эпоха эллинизма – 800-летняя стагнация, когда высказано мало новых идей. В это время появляются учебники по философии, но содержание философии не двигается дальше. Большая часть школ специализируется в основном на этике, причем решаются не государственные проблемы, а личные.

Несмотря на общую стагнацию, некоторые новые учения всё-таки появляются:

Философские течения эпохи эллинизма

Скептицизм

В переводе на русский скептик – сомневающийся. Представители: Пирон из Элиса (360-270 гг. до н.э.),Аркесилай, Карнеад, Энесидем, Филон и Секст Эмпирик (по-русски «шестой врач», конец I – II вв. н.э.). Скептицизм также был распространен среди преподавателей Академии.

Основная идея скептицизма – критика догматов. Значительная часть их текстов – методика того, как раскритиковать тексты предшественников. В сочинениях скептиков очень много цитат предшественников. Первое, на что делает упор Пирон: на любой вопрос есть два мнения, любая проблема имеет противоположные решения. Раз так, то можно предположить, что никто истины не знает, а если знает, то не знает этого.

Предлагают 12 тропов (методики критики). Сомнительна любая теория и в основе любого текст есть догмы, то есть то, что автор не может доказать. Например, Платон не доказывает того, что идея существует. Поэтому любое учение сомнительно. Скептики первые обнаруживают, что в любой теории есть недоказываемая аксиоматика. Пирон, говорит, что всё наше знание не ложно, но нет средств доказать его истинность. Вывод: в любом утверждении мы можем усомниться, поэтому «не превращайте знания в религию», то есть если удобно, пользуйтесь, а если надоело – забудьте. Пирон говорит, что на людях необходимо поступать так, как все считают правильным, а наедине с самим собой необходимо делать то, что в данный момент хочется.

Они себя называли свободными. Известная метафора скептиков, выражающая их этику: «поросёнок на корабле» – корабль попадает в шторм, на нем все волнуются, доплывёт или не доплывёт, может быть – пираты нападут, может, разобьются о рифы, никто не знает, что их ждёт на берегу. И есть поросёнок, который не боится ничего. Его вклад в успех путешествия такой же, как у всех, но зато он счастлив, а люди мучаются. Скептики советуют, не берите на себя ответственности, которую не можете выполнить. Некоторые исходы вы изменить не можете, поэтому не думайте об этом. Люди несчастливы, потому что постоянно думают о будущем. Не надо думать о нем и будете счастливы. Ни одна теория не будет точно предсказывать мне события, которые произойдут в ближайшее время.

Секст Эмпирик прочитал книги многих своих предшественников и всех прокомментировал. Его главная книга «Против математиков» (Другой перевод названия – «Против ученых») – это набор цитат с комментариями. Опровергал всех догматиков. В настоящее время «эмпирик» это человек, полагающийся на показания органов чувств. По мнению Секста Эмпирика мы должны описать мир таким, каким мы видим. Очень близко подошёл к философии Нового времени, но не сделал последний шаг. Для него была огромная проблема, в том, что не всегда можно верить тому, что в данный момент видно. Например, легко увидеть, что палка в воде ломается, а Солнце очень маленькое. Однако мы знаем, что палка не ломается (дело в оптических эффектах), а Солнце большое.

Секст проводил эксперименты, которые давали результаты о том, что мыши появляются из грязного белья (нужно просто положить грязное бельё в сундук и запереть), а из грязи рождаются жабы (если бросить кусок озерной грязи себе в бассейн, через некоторое время из него могут выползти жабы). Через 1500 лет догадались, что самозарождения жизни нет. Всё дело в том, что у Секста не было инструментов для наблюдения, а глазами убеждаешься именно в самозарождении жизни.

Стоики

Философия стоицизма возникла в конце IV – начале III вв. до н.э. Основатель школы ЗенонизКитиона (ок. 333-262 гг. до н.э.), он же Зенон Киреонский и Зенон Финикийский. В молодости был купцом, его корабль разбился недалеко от Афин, он остался жив и ждал следующего корабля, делать было нечего. Пошёл в книжную лавку, где стал читать речь Сократа на суде. Спросил продавца о том, где можно найти человека, столь же благородного как Сократ. В это время мимо шёл киник Кратет, и продавец сказал Зенону: «Ступай за этим». В течение нескольких лет киники учили Зенона философии. Он хорошо все усваивал, но через некоторое время от них убежал. Был очень прилежен, но хулиганский стиль жизни вести не мог. Когда он убегал, за ним бежали киники и кричали: «Куда ты бежишь, финикийчик?!» Кроме того, Зенон около 10 лет учился у Полемона, который был схолархом Академии.

Свое учение излагал в помещении «Стоя расписная». Это было общественное место, где во время тирании 30-ти убили много людей. Отсюда название школы – стоики. Организовал свою школу, был достаточно популярен. После захвата Афин римлянами стоицизм стал популярен у римской аристократии. Например, Марк Аврелий Антонин (ок. 121–180 г.г. н.э.) – император Рима, который занимался стоической философией. Интересно, что стоики постоянно дискутировали с киниками. Стоики многое взяли от учения Платона. Например, диалог «Государство» рассматривали как эталон, который должен был знать любой чиновник. Три периода развития стоицизма:

1. Древняя Стоя (III-II вв. до н.э.) в неё входили Зенон, Клеанф, Хриссип;

2. Средняя Стоя (стоический платонизм, II-I вв. до н.э.) - Панеций, Посидоний;

3. Поздняя Стоя (римский стоицизм, I-II вв. н.э.) – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Стоики развивали этику (учение о правильном образе жизни), диалектику (правила проведения споров), физику (учение о мире) и поэзию. Главная идея стоицизма – фатализм мира, т.е. его предсказанность и предзаданность. Согласно учению стоиков, мир подчиняется некоторому Мировому Разуму. Вселенная – разумный организм, который очень жёстко связан внутри себя причинными связями. Все части скоординированы, и всё делают во благо всего космоса. Человечество – часть целого, связанная со всеми другими частями. Существует Мировой огонь (Логос), посылающий семена вещей, которые прорастают в разные вещи. Так появляются и люди. Мир тождествен богу. Мы живем в боге. Мировой Огонь в центре Вселенной – это орган мышления мира. Это Мировой разум, который мыслит за всю вселенную. Он очень умён, способен учесть все, что происходит в мире, а то, что снаружи его не интересует. Есть некоторые идеи в сознании Мирового Разума, и есть их и реализации. Это похоже на Платона, но у Платона идеи за пределами Космоса, а для Стоиков идеи расположены в центре Вселенной. Во вселенной нет ничего случайного, мировой разум всё за нас предусмотрел, в том числе и наше рождение. У каждого человека есть некоторая судьба, которую он должен отработать. Если хорошо отработали, душа будет свободна (душа философа живет после смерти), а у обычного человека душа умрет. Сопротивляться судьбе бесполезно. Надо жить умеренно и скромно, но только если это угодно Логосу. Например, но был учёный Сенека, который проповедывал скромность, а сам пил и гулял. Когда ему говорили, что он живет не так как проповедует, тот отвечал, что это у него судьба такая. Мировой разум толкает человека. Противостоять ему нельзя. Единственное, когда человек может быть счастлив – если он подчинится судьбе. Покорного судьба ведет, а непокорного тащит.

Стоики подчёркивают внутреннюю свободу человека, то есть снаружи я ничего сделать не могу против судьбы, но могу исправлять своё отношение к событиям. Философ должен направить свое мышление так, чтобы хотеть только то, что может получить в реальности. В этом случае он становится счастливым. Часто люди испытывают несчастье потому, что что-то теряют. Философы – свободные от привязанностей (к людям, вещам) и потому им хорошо, то есть у них полный эгоизм: тело выполняет что должно, а внутренне – полная свобода. Фраза Цицерона: «Надейся на лучшее, готовься к худшему, делай, что должен».

В Риме существовали своеобразные законы: император мог приказать кому-то убить себя, если тот выполнял приказ, то император обязан был платить большую пенсию его родственникам, так как считалось в этом случае, что человек погиб на службе императору; если подчиненный не выполнял приказ, его убивали и забирали всё имущество, так что лучше было выполнять.

Стоики размышляли о самоубийстве. Они говорили, что человек не может продолжить жизнь столько, сколько ему хочется, но он в любой момент может прекратить жить. Стоики говорят, что это есть проявление человеческой свободы. Они утверждали, что ни один человек не обязан совершать аморальные поступки, так как всегда может покончить жизнь самоубийством; как только мир перестал нравиться. Пре людно собирались на пиры, веселились, а потом резали себе вены и ложились в ванные. Так сделал Сенека, когда император Нейрон попросил его доказать, что тот презирает смерть.

Во II веке Рим шатался, а в IV уже не шатался, а рушился. Так, в II в. Марк Аврелий победил всех врагов Рима, но через слишком большие затраты (как финансовые, так и людские), что привело к серьезному кризису. Аврелий писал книги о том, что вынужден жить и выполнять свои обязанности. Чувствуется, что империя на грани слома, но люди живут и выполняют традиции по привычке. Появляется идея о том, что мир не настолько жёстко детерминирован. Говорится, что человек может менять мир, но подчинение приказам Мирового разума – правильное поведение. Я буду хорошим человеком, если подчинюсь законам Вселенной, иначе я буду аморальным.

Стоики, во все периоды развития этого учения, уделяют очень много внимания проблеме обоснования юридического права. В Империи имелись суды, профессиональные судьи, сложная система законов. Возникает философия права. Философия права представлена в работах Цицерона(106 - 43 гг. до н.э.), Ульпиана Домиция(170-228 гг. н.э.) и Юлия Павла (ум. 235 г. н.э.), которые разрабатывали «концепцию естественного права». Согласно этой концепции, человек от рождения имеет некоторые неотъемлемые права, которые не могут быть нарушены, в частности право на жизнь. Государство обязано обеспечить выполнение естественных прав. Юлий Павел высказывает представление об естественном законопослушании. По его мнению, большинство нормальных людей понимает, что убивать и воровать плохо. Им это говорить не надо, то есть послушание законам складывается стихийно. Но есть некоторые люди с нарушенными нравами и они – преступники. От них государство должно защитить своих граждан.

Эпикурейцы

Представители – Эпикур (ок. 341–270 до н.э.), Метродор из Лампсака, Зенон из Сидона, Полистрат и Тит Лукреций Кар (ок. 95–55 до н.э.). Эпикурейская философия была распространена среди средних слоев населения, среди мелких чиновников, не очень богатые, но и не бедные. В эпикурейцы чаще всего шли люди, которые могли купить себе виллу. Суть физической картины эпикурейства – развитие идей атомистов. Они возродили идеи Демокрита, на основе которых построили свою физику. Философия Эпикура подразделяется на:

а). Канонику (теорию познания) – знания получаются при помощи органов чувств, они должны быть проверены опытом. Эпикур отдает предпочтение очевидным и проверяемым вещам, перед теоретическими представлениями.

б). Физику – атомизм, отрицает существование идей Платона, есть только атомы и пустота, сложное учение о видах атомов, несколько десятков видов и специальная часть учения – о их взаимодействии (лёгкие всех толкают, тяжёлые тянут вниз, цепочки всякие). Медицинские трактаты, где описывались влияния разных веществ на организм (вот вы съедите эту штуку, она растолкает внутри вас плохие атомы...).

в). Этика умеренных удовольствий – удовольствия нужно получать долго, потому нельзя стремиться к сильным удовольствиям, иначе жизнь сокращается. Боги живут между мирами – в «интермуньдиях», им нет до нас никакого дела, они никого не трогают. Эпикур писал, что многие ведут себя хорошо, так как боятся богов. Однако люди – это такая мелочь, что за ними никто не хочет наблюдать. Никакой бог не будет «подсматривать в щёлочку» за человеком. Поэтому гнева богов боятся не надо. Правда, нельзя надеяться и на их благодарность за хорошее поведение.

В физике Эпикура присутствует случайность: «возможна ситуация, что бабочка перелетит с цветка на цветок и вселенная исчезнет», то есть в жизни всё неустойчиво. Поэтому надо получать удовольствия, но не слишком много (надо иметь дом, еду, хорошую книжку, книга – источник наслаждения) и не лезть в политику.

Тит Лукреций Кар прославился тем, что написал эволюционную теорию, то есть теорию появления мира. Он отрицает богов, происхождение всего описывает через атомы. Его учение напоминает взгляды Ч. Дарвина (из атомов возникает Земля, а потом живые существа). Сначала появляются мало приспособленные существа, а потом они становятся более приспособленными. Ч. Дарвин, несомненно, читал эту работу Тита Лукреция Кара, т.к. она в то время была распространена в Англии.

Неоплатонизм

Одна из последних школ античной философии – неоплатонизм, возникает в III веке н.э. в Римской Империи. Тогда античная философия в фатальной спячке. Но тут появляется враг, от которого все встают на дыбы. Этот враг стремится кардинально разрушить все устои языческого общества. Таким врагом было христианство. Оно появляются в нулевом году, но в первые 100 лет своей истории христианство – это мелкая религиозная группа, про которую никто не знает. Однако уже во II в. н.э. их становится много. В это время христианство – сила, которую невозможно не заметить.

Изначально христиане настроены против философии. С их точки зрения, философы в аду будут языками лизать раскалённые сковородки. Неоплатонизм появляется как учение, которое направленно против христианства. Однако сложилась достаточно забавная ситуация – христиане спорили с неоплатониками, и для этого прочитали все их сочинения. Они усвоили терминологию, способы построения высказыванию и тому подобное. В итоге, христианское учение в течение 1000 лет обосновалось с помощью неоплатонизма.

Основатель неоплатонизма Плотин(205–270 гг. н.э.). Затем его ученик Порфирий (232 – 305 н.э.). К неоплатоникам, относятся также Ямвлих(245–325 н.э.) и Прокл(412-485 гг. н.э.). Плотин был придворным философом в Риме и считал себя комментатором Платона, говорил, что не придумывает ничего нового, а просто пересказывает древний текст. Сочинения Плотина – Эннеады.

Согласно неоплатонизму, в основе Вселенной находится Единое, т.е. некоторый монос, целое, которое не имеет частей. Из него исходит эманация, т.е. непрерывный поток Бытия, по аналогии со светом от Солнца. Единое – существование как таковое, которое эманирует, то есть выбрасывает излишки себя, чем дальше от Единого тем хуже бытие. От Единого происходит Нус (Ум – ум как таковой), он может думать о Едином или о мире (когда думает о Едином, он хороший, когда думает о мире – он плохой). Следующая стадия деградации Единого – Мировая душа, которой управляет Нус, а дальше ещё хуже – наш мир, где мы живём. – это совершенно превратное толкование. Материя – принцип зла, что-то плохое. Возникает вопрос: почему материя зло? Для неоплатоников хороший объект – это самодостаточный объект, который может существовать без всякой зависимости от внешних условий. Плохой объект обладает неполнотой и зависимостью от внешнего мира. (Например, если бы я был идеально умным, мне не пришлось бы ни с кем общаться, сам бы до всего додумался; так же если бы я мог выделять кислород...). Материя – то, что делает людей ущербными, то, что заставляет людей искать внешних благ. Если вы монах отшельник, вам нужна лепёшка в день, сидите и медитируете, потребности очень малые, вы почти самодостаточны. Допустим, что у вас есть потребность в водке. Если её нет, вы чувствуете потребность, вы бегаете, ищите её, найдёте, выпьете, а через некоторое время снова будете искать.

Тот мир, в котором мы живём – ложная иллюзорная картина. Души соблазнились материальной потребностью, и мы и есть эти грешные души. Плотин не праздновал своего дня рождения, считал, что в небесном мире он согрешил и его за это скинули на Землю. По мнению Плотина – рождение на Земле есть свидетельство порочности души. Нас сослали в мир, в котором мы прозябаем. Задача философа – вернуться туда, куда зовёт великий Нус, то есть неоплатонизм похож на христианство, только Единое – не личность, а абстрактный принцип. Есть творческое начало, мир, где мы страдаем и есть цель вернуться в истинный мир. Как же мы сможем вернуться? Главный принцип неоплатоновской этики – отказаться от материальных потребностей, в идеале полностью, но это не возможно в нашем мире. Для этого надо изучать философские тексты. Плотин рассуждает об экстазе. По его мнению, Единое нельзя понять интеллектом, единственная возможность: достигнуть экстаза, когда человек теряет личность и ныряет в Единое. Учение Плотина сильно отличается от античных философов. Он пишет нечто похожее на индийскую философию. Человек должен погасить свой разум. Плотин пишет почти как буддист. Человеческой душе только кажется, что она на Земле, на самом деле она никуда и не уходила от Единого. Нам следует осознать, что наша жизнь есть иллюзия и снова растворится в вечном блаженстве.

Порфирий, Ямвлих и Прокл сделали из Плотина противника христианства. Порфирий даже написал сочинение «Против христиан», которое те потом сожгли. Неоплатоники доказывают, что язычество – единственно правильный путь. Они описывают всякие эманации: вверх, вниз, вбок и другие стороны. Богов считают энергетическими всплесками, живущими во Вселенной, стремятся объяснить, откуда взялись Зевс и другие божества. Надо иметь особый склад ума, чтобы читать подобные тексты.

Гностицизм

Гностик – знающий. Было три типа гностиков: языческие гностики, христианские гностики и халдейские гностики (последние возникли после того, как часть философов проникла в Ирак, и там возникло некоторое халдейское философское учение). Гностицизм – очень сложное учение, утверждающее, что мир, в котором мы живём, создан по ошибке, либо злым Богом (у некоторых христиан даже дьяволом), либо Богом-неумехой, который плохо сделал работу. Часть гностиков – это своеобразные христиане, у которых Творец – не главное существо, а некоторый ангел, попытавшийся что-то создать, но сделавший это плохо. Согласно гностикам, мы сюда попали или случайно или за грехи. Гностики говорят, что существует несколько альтернативных миров. Некоторые гностики считали, что их 365, у кого-то ещё больше. В их текстах есть подробное описание всех миров.

Чтобы хорошо уйти из нашего мира, надо провести много экспериментов, т.е. чтобы уйти, надо изучить мир. Отсюда возникает алхимия. Гностицизм после развала Римской империи сохраняется и очень долго существует (возможно, что он до сих пор существует) во всей Европе. Даже на Руси в конце 15 века была ересь «жидовствующих» с одним, правда, на всех евреем, которые читали ветхий завет и занимались гностической философией. В Италии XIII-XIV веков гностицизм переродился в гуманизм, а в XVII веке гностики оказали влияние на науку Нового времени.

Античная философия существует до 529 г. нашей эры. К этому времени она уже почти полностью растворяется в христианской религии, однако формально языческие философские школы продолжают действовать. В 529 г. император Византии Юстиниан запрещает преподавание языческой философии. Этот год считается официальной датой, когда античная философия заканчивается.

Наши рекомендации