Психология, этика и политическое учение Аристотеля
Существенная часть учения Аристотеля – трактат «О душе». Душа есть энтелехия тела (целевая форма). Если бы глаз имел душу, то душа глаза была бы зрение, то есть душа – это:
(а) Цель, ради которой существует тело;
(б) Сила, необходимая для выполнения цели.
Учение Аристотеля о душе сильно отличается от представлений Платона и Демокрита. Аристотель писал, что душу невозможно где-либо локализовать. Нельзя сказать, что вы думаете только головой. Облейте бензином свою ногу, подожгите, и вы перестанете думать о философии, хотя голова останется не задетой. У человека три проявления души. Нам кажется, что души три, а на самом деле она одна, но с тремя функциями:
(а) Вегетативная (растительная) душа – одинакова у всех людей, животных и растений, отвечает за рост, питание и размножение;
(б) Анимальная или животная душа – отвечает за движение, захват и переваривание пищи, одинаковая у людей и животных, а растения почти все не имеют такой души. (Аристотель знал о росянке);
(в) Разумная душа – есть только у людей, отвечает за мышление, социальную активность.
В трактате «О душе» индивидуальная душа смертна, а бессмертна разумная душа всех людей, т.е. коллективная душа человечества. Однако в ряде других текстов Аристотель говорит, что душа бессмертна, но она появляется только после смерти тела. Она есть целевая причина жизни тела. Тело стремится к созданию бессмертной души. Таким образом, у Аристотеля две точки трения о душе.
Социальное учение: два основных трактата – «Нихомахова этика» и «Политика». Почему она Никомахова не понятно. У Аристотеля был сын Никомах, и отец Никомах. В ней приводится несколько принципов:
(а) Избежание крайностей. Аристотель говорит о «золотой середине». Например, если человек много раздаёт денег, то он мот, а тот, который только копит – жадина. И то, и другое не хорошо. Хороший человек есть нечто среднее (щедрый). Если человек кидается в неприятности – он безрассудный и долго не проживёт, но трус тоже не хорошо и так далее. Для человека любая крайность – плохо, а умеренность – хорошо.
(б) Три пути, возможные для человека:
а. Скотский (животный) – не является оскорблением, то есть то же, что у животных. Это забота о собственном теле.
б. Социальный (политический) путь – забота об обществе и о своём социальном положении (раб – говорящее животное, т.к. не имеет социальной жизни).
в. Интеллектуальный (духовный) путь – переживание удовольствия от получения знаний.
(в) Выбирать надо всё сразу, но в хорошей пропорции. Все три пути необходимо сочетать. Крайности вредны и ведут к несчастью. Много рассуждает о естественном месте человека. Естественное состояние (эвдемония) для каждого свое. Аристотель рассуждает как рабовладелец: «эллины по природе свободные, а варвары – рабы». Например, рассказывает, как небогатых варвара и грека захватили в плен к богатому хозяину. По мнению Аристотеля, варвар будет счастлив прислуживать, а грек будет проситься на свободу. То есть варвар боится ответственности за свою жизнь и имущество, а душа эллина свободная. Поэтому варваров надо брать в рабство. То есть Аристотель националист.
Главное отличие Платона от Аристотеля, что он живёт в маленьком государстве, где поведение каждого гражданина существенно для всего общества, а Аристотель живёт в Империи, где миллионы людей и поведение отдельного человека никак не влияет на всех. Даже решение самого царя связано через многие ниточки. Аристотель говорит, что существуют разные политические взгляды, но мы устали от войн, давайте найдём компромисс. Эта мысль выражена в его сочинении «Политика».
Цель управления государством – моральное совершенствование граждан. Здесь Аристотель повторяет Платона. Государство – это некоторая структура, обеспечивающая выполнение моральных норм и этических принципов.
(а) У Платона описан один тип власти – государственная власть, а все отношения между людьми – частные случаи государственных отношений. У Аристотеля описана еще власть внутри семьи. Она не тождественна государственной. Аристотель живёт в патриархальной семье. По его мнению, отец семейства может применить оружие для наказания своих родственников.
(б) Аристотель описывает отношения между рабом и хозяином (был националистом, говорит о варварах, как о рабах по природе).
(в) Третий тип власти – власть правительства над подчинёнными. Так как Аристотель живёт в условиях монархии, то называет это «властью царя». Но он подчеркивает, что власть царя – это не власть хозяина над рабом. Власть над свободными людьми строится на основании закона и моральной нормы.
Для Аристотеля не существует единого и общего для всех государства. Напротив, у Платона одна идея государства властвует над всеми людьми. Для Платона, что в Греции, что в Китае, что в России должно быть одно и то же устройство государства. В противоположность Платону, Аристотель проделывает очень тщательную работу по систематизации знаний о различных типах государств. На деньги Александра Македонского его люди ездили по разным странам и переписывали законодательства. Аристотель пишет, что существует много типов государств. Он не ограничивается разделением на демократию, аристократию и монархию, а говорит, что есть разные демократии, аристократии и монархии (называет около 20 типов государств и строит их иерархию). Оптимальное государство специфично для каждого народа. Тип государства задается условиями жизни и характером народа (мирный/не мирный, склонен к фантазии/не склонен). И если критянам подходит одно государство, это не значит, что такое же государство будет хорошим на материке.
Аристотель говорит об ответственности государства перед народом. История народа – это история его государства. Сначала народ находится в варварстве, но постепенно достигает расцвета, апогея, где он живёт лучше всего. Однако через некоторое время всё государство разваливается, причём после развала через некоторое время всё снова может восстановиться. Аристотель знал, что было несколько периодов в истории египетских и индийских государств. Кроме того, они помнили, что греческая цивилизация уже несколько раз возникала и погибала. Аристотель говорит о цикле: развал, подъём, новый развал и так далее. Для Платона самое хорошее государственное устройство то, при котором когда-то жили предки, а у Аристотеля, наоборот, современное для него устройство общества представляется как высшая точка греческой истории.
Аристотель пишет, что в полисе много свобод и соответственно условия жизни достаточно хороши. По сравнению с соседними территориями эллины жили очень хорошо. У них были театры, больницы (где зубы делали, протезы ставили), стадионы, почта и т.п. Наилучшее состояние для Аристотеля – это то, что сейчас, и задача эллинов всё сохранить в неизменном виде.