Гносеология (теория познания) Аристотеля
Аристотельсчитал, что нельзя построить одну, цельную науку обо всём, т.к. нет общего для всех мира идей. У Платона говориться о том, что необходимо строить единую дисциплину о Космосе, а Аристотель считал, что каждый род сущего подчиняется своему эйдосу, и поэтому нельзя соединить физику, политическое учение и другие дисциплины. Создаёт «Органон» – список всех наук, с которыми греки когда-нибудь сталкивались. Разделяет знания на дисциплины, но не для удобства, а согласно своим представлениям об эйдосах. Его метафизика – наука обо всём, где Аристотель рассуждает «о сущем, поскольку оно сущее». Однако метафизика не включает в себя частные науки. Т.е. метафизика не строится как обобщение физики. Это две разные дисциплины.
Дисциплины представляют свод наук. Вся философия делится на три части:
(а) Теоретическая или кафолическая философия Аристотеля (сейчас бы мы назвали ее наукой) – некоторое рассуждение без применения к практике. Кафолическая философия учит о сущем, т.е. о том, что имеет место само по себе, безотносительно к человеческим представлениям. В этом разделе Аристотель использует безэмоциональный стиль учёного-математика. Стремится обо всем рассуждать предельно точно.
(б) Практическая философия (в русском языке «практика» означает не то же самое, что в древнегреческом) – то, что касается морального выбора и поведения человека. К практической философии относятся этика и политика.
(в) Техническая философия (тэхнэ для греков – это умение делать что-то) – у Аристотеля это такие сочинения как «Риторика» (умение красиво говорить), «Логика» (умение правильно рассуждать), сочинения о литературе («Трагедия» и «Комедия»).
Логика Аристотеля – силлогистика или иначе «формальная логика». Логика Аристотеля – двумодальная. Главная аксиома Аристотеля – «невозможно, чтобы одно и то же, в одинаковой степени существовало и не существовало в одной и то же время». Другая формулировка – «не возможно, чтобы одна и та же вещь в одно и то же время обладала и не обладала одним свойством в одинаковой степени» Проще говоря: и третьего не дано – первая аксиома логики. Только для Аристотеля дизъюнкция V – это «жёсткое или», то есть «либо». Например, я либо читаю лекцию, либо не читаю.
Силлогистика имеет некоторые правила логических выводов (силлогизмы). Аристотель предложил около 30 силлогизмов. Пример силлогизма:
Вторая строка как вывод из посылок – в этом весь смысл силлогистики. Аристотель написал книгу о софистских учениях и нашёл в них много логических ошибок. Например, ошибка консиквенса (обратного вывода, вывода посылки из следствия):
(если стена ледяная, то она твердая; эта стена твердая; значит, эта стена ледяная). Логика Аристотеля сохранилась до XIX столетия без существенных изменений. Только с появления булевых алгебр логика снова стала развиваться.
Учение о категориях:категории – это понятия, необходимые для того, чтобы описать объекты. Аристотель говорит, что категории – это формы мышления, имеющие объективное содержание. Т.е. категории – это принципы оформления наших мыслей о вещах, которые отражают свойства самих вещей. Аристотель приводит 10 категорий, сущее, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Эти же категории можно описать и другой схемой:
(а) Категории рода и вида. Например, объект вида «кошка», который относится к роду «животное».
(б) Количество, качество, отношение. Кошка одна, она облезшая, чёрная, голодная, кошка меньше льва.
(в) Пространство, время и движение. Аристотель по-своему решает проблему Парменида, т.е. описание движения и пространства. Для него пространство и время – особые формы, в которые включены вещи. Время и пространство – это как бы окрестности конкретной вещи. Для Аристотеля возможно два вида движения, т.е. движение – это две разных категории:
а. Смена пространственного положения;
б. Изменение качества объекта.
Аристотель описывает оба вида движения, как актуализацию одного эйдоса и деактуализацию другого. Например, для любого человека, который может знать философию Аристотеля, но ее не знает, сейчас идёт актуализация эйдоса «образованный человек» и деактуализация эйдоса «необразованный человек».