Тема 4. Классическая античная философия. Платон
Биография Платона.
Платон (427-347 гг. до н.э.). Настоящее имя Аристокл. Платон это прозвище, которое в переводе с греческого значит широкоплечий, могучий, стройный, т.к. в молодости занимался атлетикой. Происходит из богатой и знатной аристократической семьи. В родне полководцы, государственные деятели, в том числе, последний царь Афин и законодатель Солон. Его мать участвовала в политической жизни города, хотя обычно женщины не допускались до этого. Платон – сторонник аристократического правления и противник демократии. Он создаёт одно из самых мощных философских учений. Ему удалось сделать синтез всех знаний, которые тогда были накоплены, и описать все стороны жизни.
Платон – ученик Сократа. В молодости был победителем олимпиад, писал стихи и художественные произведения, но после встречи с Сократом убедился в их бессмысленности и все эти произведения сжег. В момент казни Сократа Платон сказал, что заболел и на последнюю беседу с учителем не пришел. После смерти Сократа Платон покидает Афины, учится в Египте, что сильно сказывается в последствии на его философской системе. Говорил, что был допущен до особых культовых посвящений и тайн. Затем хочет реализовать свой социальный проект, приезжает в Сиракузы, и пытается внушить тирану свою систему государственного устройства. Платон и его соратники стремятся реализовать эту систему на практике, но не у них получается. Тиран продаёт Платона в рабство, но пифагорейцы выкупают его на свободу. В своих диалогах Платона часто хорошо отзывается о пифагорейцах.
По возвращению в Афины Платон основывает Академию – высшее учебное учреждение, сейчас бы мы назвали ВУЗ-ом – на месте купленного сада. Сад назывался в честь древнего героя Академа, отсюда название Академия.
Затем Платон совершает вторую поездку в Сиракузы. Он помирился с тираном и вновь пытается построить идеальное государство, но у него опять не получается, и тиран Дионисий вежливо предлагает Платону уехать. Тот вернулся в Афины, встретил там Аристотеля (ему около 15 лет) и упорно работает с ним. Порядка 10 лет работает в Академии и едет опять в Сиракузы, где тиран уже умер, а его племянник хочет построить идеальное государство. Но стоило Платону приплыть, племянник тирана решает, что строить идеальное государство не стоит, и Платон уплыл домой.
Некоторые элементы идеального государства за эти попытки были реализованы, но нигде модель Платона не была воплощена полностью. Дальше живёт до глубокой старости, умер на свадебном пиру.
Учение об идеях.
В отличие от многих античных авторов Платону повезло, и его тексты почти полностью сохранились. При жизни Платона его учениками было написано много комментариев. Платон был воспринят христианами, как божественный философ, его читали и читают до сих пор. Суть учения Платона в его представлении об эйдосах (идеях). Эйдос это сложное понятие, которое нужно раскрыть.
Греки воспринимали мир не так, как это делаем мы. Например, введем пары понятий: подвижное/неподвижное, пассивное/активное. Для нас очевидно, что активное подвижно, а пассивное неподвижно. У греков всё наоборот: пассивное – двигается, активное стоит на месте и не изменяется. Так, например, в момент строительства дворца активен рабовладелец, а двигаются рабы. Сам рабовладелец сидит в удобном кресле и машет рукой, но именно он определяет то, каким будет дворец. Другой пример, в трубе двигается вода. Вода подвижна, но ее форму определяет неподвижная труба. В философии Платона есть два начала: первое начало пассивное – оно движется, подчиняется активному началу, изменчиво и связано с чем-то не слишком важным. Второе начало активное, неподвижное, не изменяющееся, не наблюдаемо чувственно, но именно о нём говорят как о самом важном.
Ещё две пары понятий: конечное/бесконечно, доброе/злое. У нас они либо никак не связаны, либо даже есть пафос гуманистов – бесконечная жизнь, бесконечное совершенствование, то есть бесконечное – это хорошо. У греков бесконечное – это зло, негативное как в моральном, так и в гносеологическом смысле. Существовало даже выражение «дурная бесконечность». Греки отождествляли понятия разума, добра и красоты. Если объект непостижим для разума, то он плохой и злой. Бесконечный объект трудно представить, значит, он непостижим, а значит – это зло. Иногда бесконечность представляется как следствие ошибки в рассуждениях философа, то есть бесконечность не существует, и если приходишь к ней при рассуждениях, значит пришёл к противоречию и необходимо отказываться от рассуждений. Хороший объект – ограниченный и постижимый, а значит он красивый и добрый. Если объект всё время меняется и не понятно где он находится, это говорит о его зле.
Две проблемы актуальные для Платона:
(а) Гераклитовский поток: Мир изменчив. Но тогда как же его изучать? Мы не можем сказать, что стол белый, так как он постоянно то белеет, то чернеет. Если мир непостижим, он должен быть злым, не красивым и вообще его нет. Калликл (сторонник Гераклита) даже сказал, что в реку и единожды не войдёшь (супротив известного «нельзя войти дважды»), так как успеешь за это время измениться).
(б) Проблема Парменида: наши теоретические представления не всегда совпадают с наблюдениями реальных объектов. Например, в истинном мире не может быть движения, но оно есть в нашем мире.
Платон решил, что существует два мира: мир эйдосов (идей), где всё прекрасно, постижимо, неизменно, неподвижно, и наш мир. Эйдос - образ, идея, некоторая суть, делающая вещь такой, какая она есть. Так, существует чаша и «чашность» (основное свойство чаши), лошадь и «лошадность». У любой вещи есть существенные и несущественные качества. Например, покрасим стол, переместим его с места на место, – всё равно это стол. Но если мы сожжём стол, то изменятся его сущностные свойства. Что общего между различными столами? Мы всегда можем создать новый стол. Поэтому даже уничтожив все столы на свете ничего не изменим в идее стола, т.е. в «стольности». Однако что такое «стольность»? Откуда берется возможность создавать столы? Так идея и вещь не одно и то же, есть объект и есть идея этого объекта. Для Платона эйдосы существуют в особом мире. Идеи это не то, что мы выдумали для удобства представления, а нечто существующее на самом деле, лежащее в некоторой области бытия. Так в мире идей есть «лошадность», «стольность», «прекрасное как таковое». Материальные объекты существуют в силу приобщенности к идеям. Например, существует прекрасна женщина, прекрасная лошадь и прекрасная математическая формула, но что общего между ними? Может с лошадью у женщины и есть что-то общее (например, причёска), но ещё есть некоторая общая суть прекрасного, идея прекрасного как такового. Именно через приобщенность к этой идеи отдельные объекты становятся прекрасными.
Свойства эйдоса: неизменность, не исчезает, не возникает, не имеет пространственных характеристик, но умопостижим, хотя не постижим чувственно. Мало того, он «конечно постижим», то есть его свойства можно узнать полностью, до конца, без оставшихся неясностей. Ещё это основание для бытия каждой отдельной вещи. Вообще термин «эйдос» предложил Демокрит для обозначения вида атомов, только атомы Демокрита находятся здесь, в нашем мире, а у Платона они «там», над небесами.
По мнению Платона:
(а) Идея не равна вещи, они не совпадают, это не одно и то же. Воду можно прокипятить, покрасить, но с идеей воды ничего сделать нельзя.
(б) Идея вещи лежит вне вещи, то есть существует два мира: мир идей и наш мир (космос), являющийся подражанием миру идей.
(в) Вещь подражает идее.
(г) Существует «Пирамида подражания», т.е. высшая сущеность подражает низшей.
На верху мира стоит Благо (идея идей или сверх-эйдос). Благо – это высшая приспособленность. Благо – это не идея в полном смысле слова. Оно не постижимо (аналогия с Солнцем: за счёт Солнца мы видим, но посмотрев на него, мы слепнем). Благо делает идеи постигаемыми, но о нём самом ничего нельзя сказать. Ниже Блага находятся общие эйдосы. Их немного, с их помощью можно описать все вещи. К ним относятся эйдос существования, эйдос справедливости и т.д.. Потом идут эйдосы более низкого ранга (частные идеи). Существует «Мир номер 2» – мир математических объектов, лежащий между Космосом и миром эйдосов. Математический мир носит вспомогательный характер, это мир-посредник. Космос (с большой буквы) – «мир номер 3», тот мир, где мы живём. Он шарообразен, конечен, двигается и вообще напоминает большое и разумное животное. Иногда упоминается творец мира – Демиург, создавший Космос в подражание миру эйдосов. Космос – не очень хорошее подражание идеям. Вещи состоят из материи, которая есть принцип хаотичности, зла, изменчивости. В силу ее наличия мир не идеален. Космос Платона – гармоничный объект (космический слой), в нём находятся Солнце, звёзды, и тому подобное. Небо близко к идеям и упорядочено. Ниже всего лежит чистая материя и полный хаос, который не подчиняется эйдосам. Материя, в переводе с греческого, это грязь, это принцип зла. Мы всё делаем из материи, но она стремиться все разрушить. Но в то же время, материя – это чистая потенция и из неё можно сделать всё. Так идеей супа наесться невозможно, а материя, подражающая идее супа, вполне съедобна. Человеческий организм усваивает то, что вверху. Например, идеи отражаются в математические формулы, а они выражаются в движение планет, которые влияют на объекты на Земле. Человек находится под властью идей, но не непосредственно, а через движение планет и звезд. Таким образом, микрокосм (человек) усваивает законы макрокосма. Космос - это целый организм, в котором есть Мировая Душа и другие мировые органы.
Проблема Парменида у Платона решается в два шага. 1) Есть мир идей и Космос. В мире идей пустоты нет, но она есть в Космосе, т.к. он не совершенен. Поэтому в мире идей нет движения, а в Космосе движение есть. 2) Мы можем знать мир эйдосов точно, а Космос мы узнаем лишь приблизительно. Но сами живем именно в Космосе. Проблема Гераклита: идеи неизменны, но Космос плохо подражает идеям и поэтому он меняется. Философия – это знание об идеях. Но на основе знания об идеях мы можем познавать и Космос.