Аналитическая философия

Распространилась в первой половине XX века в США и Великобритании. Это направление сводит философию к анализу употребления языковых средств, порождающих философские проблемы, большая часть которых базируется на неправильном употреблении языка. Цель этого подхода – обосновать отсутствие реальных философских проблем. Аналитическая философия отрицает специфику философии, ее самостоятельность как особой формы познания.

Мыслитель Понятие Главная идея
Джордж Мур (основатель)     Обыденный язык Философские суждения ложны в силу неверного употребления слов. Выражения обыденного языка употребляются для описания конкретных вещей и ситуаций и не могут быть ошибочными; понятия философии противоречат элементарному здравому смыслу. Философы потратили много сил и времени на доказательства бытия мира, что не нуждается в обосновании, есть вещи, о которых люди просто знают, даже если не могут это доказать. Эти знания и фиксирует обыденный язык. Предмет философии – не мир и отношение к нему человека, а средства языка, переформулировка двусмысленных выражений в ясные и простые.
Бертран Рассел   Дескрипция, «логический атомизм» Существуют единичные вещи, философские понятия неправомерны: не каждому грамматически правильному выражению соответствует реальный объект. Теориядескрипции (описания): нужно выявить связь языка с реальностью, он часто вводит в заблуждение. Называя абстрактные сущности, язык порождает веру в их объективное бытие (так родилось учение Платона об «идеях»). Философы не понимали отношение языка к реальности. Концепция«логического атомизма»: действительны имена единичных вещей, а не абстрактные понятия, на которых основаны философские построения. Нужно отказаться от решения философских вопросов в силу их некорректности и заняться анализом языка.
Людвиг Витгенштейн   Языковая игра Имена – простые знаки («логические атомы»), обозначающие объекты. Мир – совокупность «фактов», осмысленными являются предложения естествознания, этические, эстетические, религиозные и философские положения бессмысленны, противоречивы, неправильно выражены в языке, не фактичны. Значения слов зависят от их употребления в различных контекстах (понятие«языковой игры»).Философия – это не теория о мире, а аналитическая деятельность по прояснению языка, устранению неточностей, порождающих безосновательные «метафизические» предложения. Задача философии – «терапевтическая» – устранение обобщений как «заболеваний». Философ не должен пытаться объяснить единство и сущность языка, его задача состоит в описании и разграничении «языковых игр» при обнаружении их «семейного сходства».

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.

Эдмунд Гуссерль. Он отверг идею, что акт познания определяется эмпирически, что нет истины, не зависящей от субъективности познающего (Д.Юм, И.Кант). Этот подход ошибочно не признает объективности истин сознания человека. Обоснование истинному знанию способна дать философия как «строгая наука» – феноменология. Для этого надо обратиться к непосредственному опыту сознания, и в его структуре обнаружить «последние очевидности» – то, что определяет наше осмысленное видение внешнего мира. Настоящая истина не выводима из фактов, едина для всех, абсолютна, вневременна. Как ее достичь?

Сначала необходима феноменологическая редукция – очищение сознания от эмпирического содержания. Результатом этой процедуры будет «чистая субъективность». Второй шаг – трансцендентальная редукция – предполагает воздержание от суждений (эпохэ) сначала о мире, хотя он и существует, а потом о самих себе как чувственных существах и перенос внимания на сферу «чистого сознания». Здесь уже нет мнений о мире, субъективных представлений, откроются структуры чистого сознания, определяющие истинное знание.

В «чистом сознании» существуют феномены – единства идеального предмета и смысла. Сознание активно, направлено на «внутренний предмет»: суждение – всегда о чем-то, восприятие – чего-то. Это свойство – интенциональность. Ее виды – воспоминание, фантазирование, восприятие и др. Сознание относится определенным образом к полагаемому предмету и создает смысл (значение). Мир чистого сознания – это мир смыслов. Сознание – это целостный поток феноменов, усматриваемые путем идеации – интуитивного созерцания.

Интенциональность образуют два момента: предметный – ноэма(«что» сознания) и осмысливающая направленность сознания на объект – ноэза («как» сознания). К ноэме относятся чувственные данные, предметное «нечто» и смысл, не равный самому предмету (дерево, существующее в моем сознании, не есть само дерево). Ноэза – это способы полагания идеального предмета: воспоминания и мечты, предвосхищения и желания, представления и оценки. Сознание деятельно, создает смыслы, которые мы придаем окружающей действительности.

Впоследствии Э.Гуссерль осознал противоречие своей концепции: мир – это продукт развертывания субъективности, приписывающей всему смыслы, но люди способны понимать друг друга, и даже очищенное сознание включает в себя инородное – социально-исторические и культурные элементы. Поэтому возникли вопросы: 1 – как конституируется для нас целостность мира? 2 – как создается целостность сознания, если оно – поток? 3 – как возможно бытие «объективного мира», где мы взаимодействуем с Другими – носителями иных смыслов?

Ответ 1. В восприятии нам даны лишь отдельные предметы, фрагменты мира, но предмету сопутствует мир как горизонт. Горизонт бывает внутренним – ближайший слой мира, проникающий в сознание вместе с предметом, и внешним – все потенциальное многообразие мира. Существует «горизонтность» сознания – подвижный край потенциального поля восприятия. «Горизонтность» присуща любому предмету: мы никогда не видим вещь целиком, у нее всегда есть невидимая в данный момент сторона, необходимо с помощью фантазии дорисовать в воображении предмет до его целостности (это называется аппрезентация).

Ответ 2. Это достигается благодаря бытию сознания во времени. Сознание – открытая реальность, готовая воспринимать. Это дополняется и памятью: мы вспоминаем прошлое, заново переживая его в настоящем. Прошлое превращается в актуальный поток сознания, воспринимаемый непосредственно.

Ответ 3. Э.Гуссерль вводит понятие интерсубъективности– восприятия Другого как объективного. Изначальный феномен – «бытие вместе с другими»: так возможно самосознание отдельного «Я». Однако Другой создает свой «смысловой мир», но мы находим его в нашем сознании. Для него и для меня мир един. Как это достигается? У нас нет доступа к сознанию Другого, мы не знаем смыслов, им созданных. Путем аппрезентации мы «дорисовываем» его облик и психологию по аналогии с собой, что позволяет оказаться в его положении.

Существует индивидуальный и интерсубъективный «жизненный мир» – неотчуждаемая от человека реальность сферы повседневности и поля его сознания, имеющая множество открытых горизонтов и позволяющая постигать смысл бытия. Интерсубъективный жизненный мир имеет коллективный характер и воплощается в духовной культуре конкретной эпохи.

Наши рекомендации