Система и метод философии г.в.ф.гегеля
Труды – «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук» и др.
Создал систему объективного идеализма: основу бытия образует духовное и разумное начало – Абсолютная Идея, Мировой разум, для которой характерны два основополагающих принципа:
· тождество мышления и бытия – категории мышления Идеи – это одновременно формы ее бытия: реальный мир есть проявление этих категорий;
· тождество субъекта и объекта – как субъект Идея порождает всю действительность, но, имея цель самопознания, является и объектом для самой себя.
Самопознание Идеи состоит в саморазвитии, в ходе которого порождается материальная и духовная действительность. В Идее в виде возможности заложено любое бытие, развитие – это превращение возможностей в действительность, что происходит этапами. Развитие идет в направлении восхождения от абстрактного к конкретному: от самого абстрактного понятия к все более конкретным понятиям. На высших уровнях развития происходит «уплотнение знания», когда они в «снятом» виде вбирают в себя предыдущие этапы и ступени.
ЭТАП | СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА | ВНУТРЕННИЕ СТУПЕНИ ЭТАПА |
«Логика» | Развитие Абсолютной Идеи в себе самой, «стихии чистого мышления»: Идея сознает себя в системе переходящих друг в друга противоположных категорий при раскрытии их взаимосвязи | «Учение о бытии». Саморазвитие идет с самой абстрактной категории – «бытие», ее противоположность – «ничто», их синтез – «становление». Остальные категории – звенья между ними. «Учение о сущности». Противоречие – движущая сила всего, выражается в противоположных парных категориях (сущность – явление, возможность – действительность и др.) «Учение о понятии». Понятие является не просто формой мышления, это абсолютная творческая сила, порождающая все. |
«Природа» | Природа как «инобытие» Идеи, проявление категорий ее мышления. Воплощаясь в природе, Идея утрачивает свою идеальную сущность | «Механика». Материя, движение, пространство, время и др. «Физика». Свойства материи, их соединение, «стихии» природы, понятия света, тела, удельного веса, звука, теплоты и др. «Органическая физика». Три восходящих раздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. |
«Дух» | Абсолютная Идея возвращается к себе (вновь обретает свою идеальную сущность) и постигает себя в различных формах человеческого сознания и деятельности | «Субъективный дух». Учение о нем: антропология (предмет – душа), феноменология (предмет – сознание, самосознание и разум человека) и психология (предмет – личность). «Объективный дух». Социально-историческая жизнь человечества (право, семья, гражданское общество, государство, всемирная история как «прогресс духа в сознании свободы»). «Абсолютный дух». Его формы – искусство, религия и философия как «мыслящее рассмотрение». Философия – «наука наук»: достигнув ее, самопознание Абсолютной Идеи завершается |
Философская система Гегеля базируется на принципе панлогизма – «все разумное действительно, все действительное разумно», т.е. бытие – это проявление логических закономерностей саморазвивающейся Абсолютной Идеи.
Методфилософии Гегеля– идеалистическая диалектика – учение о наиболее общих законах развития бытия и мышления.Развитие – это закономерный, необходимый, направленный, поступательный и прогрессивный процесс.
ЗАКОН | КАТЕГОРИИ | ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА |
Единства и борьбы противоположностей | Тождество Различие Противоположность Противоречие | Раскрывает источник развития – разрешение противоречия между противоположностями. Противоречие имеет место, если противоположности: исключают друг друга, не существуют друг без друга, переходят друг в друга. Разрешение противоречия – это появление чего-то нового, развитие. Затем возникает новое противоречие и т.д. |
Перехода количественных изменений в качественные, и наоборот | Количество Качество Мера Скачок | Раскрывает движущую силу развития на основе изменения качества объекта: накопление количественных изменений в объекте в определенный момент достигает границу меры и переходит ее, вследствие чего путем скачка возникает новое качество объекта |
Отрицания отрицания | Отрицание Снятие | Характеризует направление развития: положительные стороны старого состояния относительно повторяются на новом уровне развития в снятом виде по принципу триады «тезис – антитезис – синтезис». «Тезис – антитезис» – это первое отрицание. «Антитезис – синтезис» – второе отрицание. Синтезис в «снятом» виде вбирает в себя и тезис, и антитезис. Развитие имеет форму раскручивающейся вверх спирали с увеличивающимся по причине снятия радиусом витка |
· Тождество – равенство объекта самому себе, в нем нет изменений.
· Различие – возникновение в объекте сторон, тенденций, состояний, не соответствующих друг другу.
· Противоположность – одна из двух борющихся, полярных сторон.
· Противоречие – особое соотношение двух противоположностей.
· Количество – внешняя определенность объекта, выражается в свойствах.
· Качество – внутренняя, существенная определенность объекта, отличающая его от других объектов.
· Мера – единство количественных и качественных характеристик объекта, граница между ними.
· Скачок – форма перехода количественных изменений в качественные изменения.
· Отрицание – отказ от старого состояния объекта.
· Снятие – относительное повторение положительного содержания старого состояния на новом уровне развития.
Тема 6. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX – XX ВЕКОВ
ЧАСТЬ I. направления ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИЯ XIX векА
1. Становление неклассической философии.
2. Позитивизм.
3. Возникновение иррационализма.
4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.