Философия психоанализа
Основатель – Зигмунд Фрейд, его последователями являлись Карл Густав Юнг, Эрих Фромм.
Зигмунд Фрейд. В его учении клинического психоанализа главным является понятие «бессознательное» – это явления и процессы в психике, человеком не осознаваемые, но влияющие на его поведение. Оно образуется путем вытеснения из ясных пластов психики неприемлемых для общества переживаний. Если психика младенца руководствуется «принципом удовольствия» (все дозволено), то с развитием психики возникает необходимость следовать «принципу реальности»: что соответствует требованиям социальных норм – принимается, не соответствует и запретно – вытесняется в бессознательное.
По З.Фрейду, психика состоит из трех уровней. Нижний – «ОНО» (бессознательное), где буйствуют вытесненные влечения; подчиняется «принципу удовольствия». Средний уровень – «Я» (сознание), разумная психика, подчиняющаяся «принципу реальности». Верхний уровень – «СВЕРХ-Я» (моральное сознание), содержащее культурные требования. «Я» находится «между молотом и наковальней»: на него давят запретные влечения, и терзает совесть Сверх-Я.
Главной движущей силой бессознательного является либидо – энергия сексуального влечения. Впоследствии З.Фрейд выделил в психике инстинкт жизни, созидания, любви – Эрос, и инстинкт смерти, разрушения – Танатос. Запретные влечения стремятся проникнуть в сознание, проявлением этого являются неврозы, символы, являющиеся в снах, описки и оговорки, психические расстройства.
З.Фрейд рассматривал культуру как репрессивный механизм: люди становятся невротиками в результате прессинга культурных и моральных норм. Однако культура создает и возможность трансформации запретных влечений: сублимация – это превращение отвергнутых культурой желаний в приемлемую для общества форму. Формами сублимации являются религия и искусство.
Карл Густав Юнг. Создал учение глубинной аналитической психологии,в которомотверг сведение З.Фрейдом явлений культуры и содержания бессознательного к физиологии, либидо. И само либидо – это не энергия сексуального влечения, а «воля к жизни» вообще. Бессознательное выполняет функцию смыслообразования, выражает себя в сакральном (священном), а это – не болезнь и не невроз. Наконец, бессознательное шире и глубже, чем полагал З.Фрейд.
Согласно К.Г.Юнгу, под слоем индивидуального бессознательного отдельного человека находится коллективное бессознательное, обладающее сверхличной всеобщей природой и не содержащее обособленных «Я». Его образуют архетипы – первообразы, «дремлющие мыслеформы» с определенным смыслом. Архетипы являются прототипами конкретных образов, проявляются в сновидениях, мифологии, искусстве, психических реакциях, отклонениях в поведении.
К.Г.Юнг выделил несколько основных архетипов.Анима и Анимус – это архетипы женственности и мужественности. Женщина обладает не только своим женским началом, но и Анимусом, мужчина – Анимой. Персона – это маски, которые мы носим, не будучи тождественны им.Тень – это наши страхи, запретные желания, сексуальные комплексы, агрессивные влечения. Важнейшим архетипом является Самость – образ Бога и целостность человека как личности.
В отличие от З.Фрейда, К.Г.Юнг считал природу человекане биологической,абиосоциальной: в архетипах зашифрован культурный опыт человечества.
Эрих Фромм. В учении гуманистического психоанализа он выдвинул концепцию социального бессознательного (состояние психики, а не ее уровень) – переживания людей, запретные для общества и блокируемые с помощью языка, логики, социальных норм; проявляется в социальном характере (выражает связь психики индивидов и общества, направляет их энергию в определенное русло).
Э.Фромм главной проблемой бытия человека в обществе считал отчуждение.Бытие человека бывает подлинным(ценность «быть») и неподлинным(ценность «иметь»). Реализация последней (погоня за материальными благами) ведет к утрате подлинного бытия, ценность «быть» позволяет реализовать себя в свободе и творчестве. Э.Фромм выделил эксплуататорский, конформистский, рыночный, садистский, некрофильскийтипы отчужденного социального характера. Капитализм – это больная, иррациональная система, порождающая«общество обладания»: люди стремятся все превратить в товар, в любой ситуации заключить выгодную сделку. Возникает «рыночный» тип человека. Альтернатива – «здоровое общество»: на первом месте стоит ценность «быть».
Большое внимание Э.Фромм уделил феномену«бегства от свободы». Существует самоотчуждениечеловека, при котором на другого индивида переносятся свои силы и способности, вплоть до смысла жизни. Самоотчуждение доводится до крайности при тоталитаризме, но имеется и в демократическом обществе, формирующем конформистский социальный характер.Даже в этом обществе люди испытывают беспокойство и неуверенность в своих силах, не знают, что делать со свободой: это «свобода от», а не «свобода для» из-за отсутствия позитивного идеала. Люди готовы отказаться от свободы ради чувства стабильности.
Когда для творчества нет социальных условий, энергия созидания оборачивается энергией разрушения; социальная агрессия – это отчужденное выражение творчества (синдром человеческой деструктивности).