Философия русского Просвещения

Преобразования Петра I в первой четверти XVIII века дали мощный импульс европеизации России, проникновению западной культуры. Этот век и стал временем рождения русской философии в полном смысле слова. Новоевропейский стиль философствования утвердился в России в эпоху Просвещения.

ТЕЧЕНИЕ Сторонник Главная идея
«Философия разума» Феофан Прокопович Защищал развитие наук и просвещения народа, доктрину «просвещенного абсолютизма», обосновывал идею религиозной терпимости
Василий Татищев Самоценность разума и научного познания природы, был сторонником теории двойственности истины философии и науки с богословием
Антиох Кантемир Придерживался теории естественных прав личности, считал разум главной движущей силой общественного прогресса
М.В.Ломоносов Основатель материализмав русской философии. В понимании природы придерживался деизмаи механистического материализма. Материя – всеобщая субстанция; мир управляется естественными законами, доступными познанию; в основе природных явлений лежит движение протяженных, непроницаемых частиц материи («элементов» и «корпускул»), подчиненных закону сохранения вещества и энергии. Явления природы следует рассматривать в их эволюции, не ограничиваясь идеей, что «Бог так сотворил». Синтез эмпиризмаи рационализма: элементы научного познания – эксперимент, математика и теория, базирующаяся на «опытах». Прогресс общества связан с развитием образования, был сторонником светского государства, свободного от диктата Церкви, поддерживал идею внесословной ценности человека, разрабатывал проекты общественных преобразований в духе Просвещения.
«Философия чувства»     Г.С.Сковорода Обосновал идею «трех миров» – макрокосма (Вселенной), микрокосма (человека), и Библии, связующей их и в себе отображающей. Каждый из миров состоит из «двух натур» – видимой и невидимой, которую образует Бог. В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит основная проблема бытия человека. Она решается через самопознание и раскрытие «сердечного», «истинного» человека. «Сердце» – глубочайшая, божественная сущность человека, состоящая из разума, воли и «чувства». Бог есть заинтересованная в человеке личность и вечная «форма», организующая «материю». Был сторонником пантеизма, земной мир считал безначальным и бесконечным. Разработал учение о «сродности» – склонности человека к определенному виду деятельности, что выявляется через самопознание. Человек, распознавший свою «сродность», становится счастлив. В этике он был сторонником идей стоицизма; критиковал культ материального благополучия: только через духовное устроение личности можно прийти к совершенному обществу.
«Философия свободы»     А.Н.Радищев Он был не только материалистом и сенсуалистом, но и родоначальником революционной идеологии в России. Дал революционную интерпретацию теории естественного права и общественного договора, осуждал самодержавие как «наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Цари никогда не поступятся властью ради «вольности» (свободы). Залогом освобождения считал восстание доведенного до крайности народа. В работе «Путешествие из Петербурга в Москву» он выступил против крепостничества и выдвинул идею, что попытки помочь народу путем просвещения монархов, бесплодны, доктрина «просвещенного абсолютизма» ложна, единственным, реальным путем является революционное просвещение народа.


3. НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА.

П.Я.Чаадаев выступил с критическо-пессимистической концепцией: «У России нет внутреннего развития, естественного прогресса, Россия – не Запад и не Восток, стоит как бы вне времени, обладает культурой заимствованной, подражательной, новые идеи вытесняют прежние, движение идет по кривой, не приводящей к цели». Этот взгляд оказал огромное воздействие на развитие русской философии. В 40-50-е годы XIX века велась полемика о путях развития России.

Сравнение западничество славянофильство
Сторонники Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, И.С.Тургенев А.С.Хомяков (основатель), И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, К.С.Аксаков
Путь развития России Россия должна преодолеть отсталость, стать полноправным членом европейской цивилизации, усвоив ее достижения – демократию и ценности либерализма. Идея самобытного пути развития России, отрицание необходимость усвоения форм европейской цивилизации. Европейскому мышлению присущ односторонний рационализм, приведший к утрате людьми душевной целостности, но полная и высшая истина дается не одной способностью мышления, но уму, воле и чувству, т.е. духу человека в его целостности.
Специфика России Россия не обладает особенностями, которые не позволяют ей развиваться по пути западноевропейской цивилизации, является неотъемлемой частью мировой истории. Целостный дух неотделим от веры, религии. Истинная вера пришла в Россию из восточной Церкви, православие – единственно истинное христианство, что обусловливает историческую миссию России. Ее самобытность состоит и в наличии крестьянской общины, базирующейся на началах коллективизма. Начало «соборности» (свободной общности на основе национальных традиций) коренится именно в общине.
Оценка реформ Петра I Высоко оценивали эти реформы, поскольку они были началом приобщения России к европейской цивилизации. Идеализация патриархальности и традиционализма допетровской России, каковая была гармоничным обществом с единством народа и царя. Петр I нарушил органичное развитие, государство стало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне усвоив западную культуру, оторвались от него.
Общее Выступали за ускоренное экономическое развитие России, признавали права и свободы личности, были сторонниками отмены крепостного права

А.С.Хомяков. «Соборность»(цельность, внутренняя полнота) – это принцип устроения бытия, описывающий множество, собранное силой любви в «свободное и органичное единство». Эта трактовка распространяется на Церковь, человека, общество, познание и творчество. Противоположностью соборности является «ассоциация» – формальное, внешнее соединение элементов. Их противопоставление выступает в виде антитезы общины («дружины», «коммуны»), «истинного братства» и «условного договора». Мировые религии и культуры сводятся к двум началам – «кушитскому» (покорность вещественной или логической необходимости) и «иранскому» (свободная стихия духа, устремленность к творчеству, нравственное самосознание личности). Западная культура подменила исконно иранский дух христианства кушитским, соборность – ассоциацией.

Народничество.П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев,Н.К.Михайловский, М.А.Ба-кунин. В идеологии народников сочетались идеи буржуазного демократизма с утопическим крестьянским социализмом, критика пережитков крепостничества и буржуазного развития страны. В народничестве сосуществовал два лагеря – революционныйи либеральный, сходившиеся в основных теоретических принципах, но расходившиеся в методах их практической реализации.

«Народ» рассматривался как высшая ценность, а служение его интересам – как призвание. Народники пропагандировали «российский» некапиталистический путь развития, переход к социализму через использование и трансформацию коллективистских традиций докапиталистических институтов (крестьянская община, артель). Развитие капитализма в России народники расценивали как регресс, так как он подрывал крестьянскую общину с ее традиционным укладом.

По вопросу политической борьбы фракции в народничестве объединял лозунг «земля и воля»(наделение крестьян землей, введение гражданских прав и свобод), идея создания политической организации, партии; стремление превратить политическую революцию в «социальную» (социалистическую).

Для реализации этих целей предлагались различные средства: длительная, революционная пропаганда в народе (П.Л.Лавров), организация массовых крестьянских бунтов (М.А.Бакунин), усилия «революционного меньшинства», узкого круга профессиональных революционеров-заговорщиков (П.Н.Ткачев).

Философия всеединства. Это философско-религиозное учение возникло во второй половине XIX века, основатель – В.С.Соловьев. Главное понятие – всеединство – высший принцип совершенной организации Вселенной, бытия. Созданный Богом мир – бесконечный процесс непрерывного совершенствования, а человек – не безличный элемент, а сотворец Бога, участвующий в достижении гармонии мира. «Положительное всеединство» бытия имеет пять сторон:

· онтологически – свободное объединение в Абсолюте (Боге) всех элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира (всеединство символически воплощает «София» – «вечная женственность» и гармония);

· гносеологически всеединство – это «цельное знание» – интуитивное, образно-символическое постижение мира, основанное на синтезе философского, религиозного и научного знания (В.С.Соловьев критиковал абстрактную, отвлеченную рассудочность западной философии, в частности, позитивизм);

· свободное объединение человечества, всех народов на основе духовных ценностей в интересах их гармоничного развития;

·смысл истории– это процесс Богочеловечества – духовно-нравственное восхождение человеческого рода к Богу: Иисус был Богочеловек, который дал роду людскому образец духовной, нравственной жизни; внутренним устремлением истории должно быть принятие и реализация этого идеала;

· экуменизм – идея необходимости объединения всех христианских Церквей, преодоления их исторического и догматического раскола.

Философия Ф.М.Достоевского.Преодоление разлада социального и духовного бытия человека, поиск гармоничного жизнеустройства в 50-е годы XIX века он видел в преобразовании социальной среды, позднее – в нравственном преображении личности. В 60-е годы он ставит вопрос об антропологических корнях социального зла, самоценности свободы личности, но и о необходимости этического фундамента, без которого свобода вырождается в разрушительный произвол. В «Записках из подполья» писатель развивает эту аргументацию в полемике с революционными демократами и становится идейным антагонистом Н.Г.Чернышевского: насилие безнравственно, цель, какой бы благой она ни казалась, не оправдывает применения аморальных средств.

В «Преступлении и наказании» он показал неустранимость в человеке этического начала, столь же неотъемлемого от личности, как и свобода воли, выступил против пропаганды нигилизма и имморализма. В романах конца 60-начала 70-х годов («Идиот», «Бесы», «Подросток») культ денег рассматривается как нигилистический подрыв основ сосуществования людей. Писатель стремился выявить предел, за которым зло становится необратимым. Деструктивное начало в человеке, стремление к убийству и самоистреблению, страсть к анархии и насилию коренится в «метафизическом сиротстве»личности в европейской цивилизации, разобщающей людей и лишенной духовных корней в «мирах иных».

В поисках спасительного средства Ф.М.Достоевский обратился к идеалу «положительно прекрасного человека», пытающегося личным примером перестроить отношения между людьми по принципу самоотдачи и прощения (князь Мышкин в романе «Идиот»). Писатель возлагал надежды на русский народ как носителя высшей духовной истины, утраченной Западом, на патриархально-монархические устои («русская идея»). Опасаясь, что западники пожертвуют национальным лицом России, Ф.М.Достоевский акцентировал самобытность русского пути и выдвинул мессианскую утопию: Россия с ее государственной мощью виделась ему во главе мировой православной империи.

В итоговых размышлениях в романе «Братья Карамазовы» писатель противопоставляет не только бунту против Бога («если Бога нет, то все дозволено?»), но и любому насильственному устроению счастья человечества, хотя бы именем Бога, путь добровольного служения людям; высшее призвание России видит в христиански бескорыстном примирении народов. Этот идеал Ф.М.Достоевский назвал «русским социализмом», выдвигая его в противовес радикальным доктринам атеистического социализма, изображенного в «Бесах» в виде разрушительного заговора революционеров-безбожников и нигилистов.

Ф.М.Достоевский был мыслителем экзистенциального склада, решавшим «вечные вопросы», проблему соотношения «идеи» и «живой жизни». В центре его картины мира находился человек, ощущающий непреложность «Я есть» перед лицом Вселенной. Личность он рассматривал через избираемую идею (ценностный выбор), принадлежащую надэмпирическому миру. Его герои были носителями определенных идей, в «жизни» выявлявшие их бытийную силу. Мощь идей проявляется и в истории, «часто какого-нибудь ничтожнейшего из людей» («Дневник писателя»). За поверхностными фактами уклада и социальной среды важно постичь правду о подлинных движущих силах личности.

4. НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX-XX ВЕКОВ.

Философия всеединства. От учения В.С.Соловьева берет начало «софиологическое» направление, пытавшееся связать учение о всеединстве с теологическими представлениями о Софии как премудрости Божьей.

П.А.Флоренскийрассматривал понятие-символ Софии как выражающий осмысленность и гармонию мироздания. София связана с понятием всеединства и является одной из реализаций всеединства. Если В.С.Соловьев утверждал, что эмпирическая реальность, материя, вещество «отпали» от всеединства и отъединены от подлинного смысла бытия, то, по мнению П.А.Флоренского,онивыражают этот смысл и поэтому являются духовно значимыми.

С.Н.Булгаковсчитал, что внутренней связью Бога и созданного им мира является мировая душа, переходящая в Софию – «премудрость божью», которая проявляется в мире и человеке, делая их сопричастными Богу: «Человеческое творчество в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве софийно».

С.Н.Трубецкойполагал, чтоАбсолют (Бог), не будучи сущностью всего в мире (как у В.С.Соловьева), объемлет мир как всеведение, охватывающее действительное и возможное, правду и заблуждение. Божественная «премудрость» – София – не тождественна этому всеединому знанию, она – это идеальный вымысел о мире, возможность, которую человек может принять или отвергнуть.

Русский космизм.

Сравнение Религиозно-философское направление Естественнонаучное направление
Сторонники В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский Н.Ф.Федоров, Н.А.Умов, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и К.Э.Циолковский
Главная идея Принцип космоцентризма или антропокосмизма – идея глубокого смысла Вселенной, космической миссии человека, восприятия его как органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в творческом преобразовании мироздания
Человек и человечество   Видели в человеке высший замысел Божий, состоящий в необходимости активного участия человечества в божественном творении мира (концепция «обожения Вселенной»). Преобразующая деятельность человечества – планетарная сила. По В.И.Вернадскому, она ведет к переходу от биосферы к ноосфере– «сфере разума», в возникновении которой решающая роль принадлежит науке. По К.Э.Циолковскому, миссия человечества – в познании и освоении Вселенной. Н.Ф.Федоров в концепции «философии общего дела» утверждал конечной целью науки победу над смертью и воскрешение умерших.
  Общие идеи Идея всеединства, наиболее развитая В.С.Соловьевым, и в концепции В.И.Вернадского (тезис о глобальном единстве косного и живого вещества). Незавершенность развития мира и человека является возможностью, оставленной Богом или природой, для дальнейшего совершенствования. Идея единства микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной), восприятие человека как космиурга, художника, творца, преображение мира как смысл человеческого бытия.
Определение человека Космистам определение человека только как «homo sapiens» представлялось недостаточным. Н.А.Умов предложил понятие «homo sapiens explorans» – «человек разумный исследующий», В.Муравьев – «homo creator» – «человек творящий», В.И.Вернадский – «homo faber» – «человек умелый». Человек представлен как активный устроитель и организатор Вселенной (В.С.Соловьев), перед человеком стоит глобальная задача перестройки биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого (В.И.Вернадский).

Легальный марксизм. П.Б.Струве и М.И.Туган-Барановский. Это направление 90-х годов XIX века выступило против народничества в легальной печати (отсюда и его название), используя отдельные идеи марксизма. П.Б.Струве выступил с обоснованием прогрессивной миссии капитализма в России, и либерально-буржуазных преобразований, связанных с его развитием (лозунг «пойдем на выучку к капитализму»). Легальные марксисты отрицали необходимость социализма, антагонистические противоречия и кризисы, обострение классовой борьбы в условиях капитализма и считали капитализм в его историческом развитии безграничным. В этой же связи отвергалась марксистская теория пролетарской социальной революции и диктатуры пролетариата.

Ортодоксальный марксизм.Этонаправление возникло в 90-е годы XIX века и стремилось развить идеи исторического материализма К.Маркса применительно к историческим условиям развития России начала ХХ века.

Сравнение Г.В.Плеханов В.И.Ленин
Мировая социалистическая революция Может произойти только в развитых капиталистических странах и при этом должна приобрести всемирный масштаб. Не обязательно должна сразу приобрести мировой масштаб, может произойти в отдельно взятой стране, а затем распространиться на весь мир.
Социалистическая революция в России Без формирования необходимых экономических предпосылок переход к социализму невозможен: капитализм в России находится в стадии становления, революция преждевременна, и если произойдет в данных исторических условиях, может иметь очень опасные последствия. Социалистическая революция возможна в стране, которая является «слабым звеном» мирового капитализма. В России она имеет большие шансы на успех именно в связи с отставанием развития капитализма. Поэтому можно сначала изменить политическую «надстройку» общества, а затем под нее «подтянуть» экономический базис.

К.Маркс считал движущей силой социалистической революции пролетариат, крестьянство же – это косный социальный слой. По В.И.Ленину, учитывая, что Россия в начале ХХ века была крестьянской страной, социалистическая революция может быть осуществлена пролетариатом в союзе с трудовым крестьянством.

Интуитивизм. Н.О.Лосский и С.Л.Франк. Они стремились увязать интуицию, играющую ведущую роль в познании, с религиозной верой, признанием трансцендентного и возможности непосредственного общения с ним.

Н.О.Лосский считал задачей философии построить «теорию о мире как едином целом» на основе религиозного опыта. Центральным элементом мира он понимал личность как вневременный субъект творчества. Познание начинается, когда на объект направляется серия «интенциональных», целевых актов (осознание, внимание); в зависимости от характера объекта он познается с помощью различных видов интуиции– чувственной, интеллектуальной, мистической.

С.Л.Франк стремился примирить рациональную мысль и религиозную веру. В его концепции«онтологической гносеологии» признается особая роль интуиции, выдвигается идея восполнения рационального знания религиозным «знанием-жизни» как формы целостного существования человека. Подлинная реальность и «глубина» бытия открываются человеку лишь в меру достижения им единства личности. Познание осуществляется не через активность познающего субъекта вовне, а в акте самоуглубления – через активность, направленную на «абсолютное», «абсолютно-непостижимое» начало бытия – Бога.

Экзистенциальная философия. Н.А.Бердяев и Л.И.Шестов. Им был присущ интерес к смысложизненным проблемам существования человека в мире.

ПоЛ.И.Шестову,необходимо переместить точку зрения с мироздания на субъект; он считал бытие человека трагически абсурдным (в западном экзистенциализме ту же мысль обосновал А.Камю) и выдвинул образ обреченного, но требующего своих прав «героя», бросающего вызов Вселенной («философия трагедии»). Он отрицал диктат разума над сферой жизненных переживаний, гнет безлично-всеобщего над личностно-единичным. Жизнь имеет божественный источник, и человеческое бытиеоправдывается тольковерой. Рациональному умозрению он противопоставил религиозное откровение, используя метафору Тертуллиана «Афины или Иерусалим». Познание – это грехопадение человеческого рода, подпавшего под власть «бездушных и необходимых истин».

Философия Н.А.Бердяева. Его учение характеризуется как экзистенциальный персонализм. Ключевой принцип – это картина реальности, в которой противопоставлены два ряда начал. Это свобода, дух (Бог), ноумен, субъект (личность, «Я») – с одной стороны, и необходимость, мир, феномен, объект – с другой стороны. Оба ряда характеризуют различные виды реальности, взаимодействующие между собой. Ноуменом или «вещью-в-себе» является у Н.А.Бердяева субъект – «существа и их существование»: только в субъекте, личности (persona) заключена непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в свободе.

СФЕРА Понятия Главная идея
  Бытие     Свобода Объективация Творчество   Первоисток бытия – безосновная, безначальная свобода, существующая до времени и бытия, «ничто», превращающееся в «нечто». Бог не сотворил свободу и вынужден считаться с ней при творении мира и человека. Объективация – это «ниспадение» свободы в необходимость при ее проявлении в земном бытии. В «падшем» мире результаты самовыражения духа становятся мертвыми объектами, отчужденными от субъекта и подчиняющимися необходимости. Мир объектов лишен духовности, основан на зле и страдании. Объективации противостоит творчество, преодолевающее отчуждение: акт творчества – это всегда акт свободы, прорыв духа за пределы необходимости.
Человек   Свобода Личность Творчество Духовность · Человек сознает себя и природным, и духовным существом, сотворенным Богом, тайна человека раскрывается только во внутреннем существовании, он не принадлежит целиком объективному миру, имея собственный мир; · Человеку присуща способность к творчеству, в этом подобие его Богу, акт творчества – это выход человека за пределы самого себя, когда дух господствует над природой, творчество предполагает свободу, только из свободы, не детерминированной бытием, может быть объяснен творческий акт; · Личность противоположна индивиду, являющемуся частью природы и общества, подчиненной им; личность не может быть частью, она – целое, противоположное миру объектов. Личность творится Богом и творит себя, реализуясь в творчестве (свободе), быть личностью – тяжелое, необходимое бремя; · Человек обладает тройственным составом – тело,душа,дух: тело и душа принадлежат природе, дух соединяет человека с Богом; подлинная личность–этоцелостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело подчинены духу, и тем самым, соединены с высшим, сверхличным бытием.
Общество   Объективация Соборность В обществе происходит конфликт между личностью и объективацией, которая стремится сделать личность частью общества. Однако человек – творение Бога, а не общества, независим от него в своей целостности. Преодоление объективации – приоритет личного над коллективным, но это не означает индивидуализма, ибо личность входит в общность с другими (общество – часть личности). «Соборность» – свободная социальность, положенная личностью изнутри; принудительная социальность воплощена в порожденных объективацией социальных институтах – государстве, классах, партиях, Церквах.
История     Эсхатология Эон Смысл истории – в избавлении от объективации: разделение на прошлое, настоящее, будущее – распад времени как ее проявление, который в здешнем мире неустраним. Достижение смысла истории – это ее завершение, радикально иной мир за пределами времени (эон) – царство Божие, метаисторический мир свободного духа. Он не находится в будущем, но существует извечно, может соприкасаться со здешним миром. Эти соприкосновения совершаются в актах творчества, выражающих суть истории как творческого процесса.

Евразийство.Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Г.Ф.Флоровский, Л.Н.Гу-милев. Россия представляет собой уникальный многообразный этнографический мир, особую цивилизацию, занимающую «срединное» положение между Европой и Азией. Историческая миссия России состоит в том, чтобы стать своеобразным «мостом» между цивилизациями Запада и Востока, в то же время не принадлежа ни к одной из них и сохраняя свое национальное своеобразие. Условием могущества России евразийцы считали союз православной Церкви и государства, единство светской и духовной власти в достижении общих целей.

Философ Главный труд Чему посвящен труд
А.Шопенгауэр «Мир как воля и представление» Учение и Мировой воле и ее проявлениях
  С.Кьеркегор «Страх и трепет» «Экзистенция» – бытие единичного индивида. Концепция отчаяния и абсурда в бытии человека. Смерть как исток философствования
«Понятие страха»
«Болезнь к смерти»
Ф.Ницше «Антихрист» Критика христианства как «религии слабых»
«Так говорил Заратустра» Идея Сверхчеловека и «вечного возвращения»
А.Бергсон «Творческая эволюция» Учение о космическом «жизненном порыве»
Л.Витгенштейн «Логико-философский трактат» Отрицание философии как формы познания мира
«Философские исследования» Философия как «лечение» языка от высказываний, не соответствующих единичным вещам
Э.Гуссерль «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» Исследование «чистого сознания», его основополагающих характеристик – интенциональности и др.
З.Фрейд «Я и Оно» Концепция бессознательной психики человека
Э.Фромм «Иметь или быть» Выбор ценностей, отчуждение человека в обществе
М.Шелер «Место человека в космосе» Человек как особая, целостная форма бытия
М.Хайдеггер «Время и бытие» Человеческое бытие – единственно подлинное
Ж.-П.Сартр «Бытие – ничто» Специфика человеческой реальности как «ничто»
«Экзистенциализм – это гуманизм» Учение о свободе, выборе и ответственности
Х.Ортега-и-Гассет «Восстание масс» Учение о тотальном «омассовлении» общества
А.Камю «Миф о Сизифе» Идея абсурдности бытия человека в мире
«Бунтующий человек» Бунт как протест против абсурдности бытия
Х.Г.Гадамер «Истина и метод» Философская герменевтика – о смысле бытия
М.Фуко «Слова и вещи» Исследование систем высказываний – «эпистем»
«Рождение тюрьмы» Учение об универсальном характере власти
П.Я.Чаадаев «Философические письма» Размышления о России и другие темы
А.С.Хомяков «Записки о всемирной истории» Пути развития человечества, место в нем России
В.С.Соловьев «Чтения о Богочеловечестве» Концепция «всеединства» бытия
В.И.Вернадский «Научная мысль как планетное явление» Концепция перехода биосферы в ноосферу как новый виток эволюции жизни
Н.А.Бердяев «Философия свободы» Учение о свободе как фундаменте бытия
«Проблема человека» Учение о личности, духе, творчестве, свободе
«Смысл творчества» Оно преодолевает раздвоенность природы человека
«Смысл истории» Учение о творчестве в истории и ее завершении

Наши рекомендации