Философия русского Просвещения
Преобразования Петра I в первой четверти XVIII века дали мощный импульс европеизации России, проникновению западной культуры. Этот век и стал временем рождения русской философии в полном смысле слова. Новоевропейский стиль философствования утвердился в России в эпоху Просвещения.
ТЕЧЕНИЕ | Сторонник | Главная идея |
«Философия разума» | Феофан Прокопович | Защищал развитие наук и просвещения народа, доктрину «просвещенного абсолютизма», обосновывал идею религиозной терпимости |
Василий Татищев | Самоценность разума и научного познания природы, был сторонником теории двойственности истины философии и науки с богословием | |
Антиох Кантемир | Придерживался теории естественных прав личности, считал разум главной движущей силой общественного прогресса | |
М.В.Ломоносов | Основатель материализмав русской философии. В понимании природы придерживался деизмаи механистического материализма. Материя – всеобщая субстанция; мир управляется естественными законами, доступными познанию; в основе природных явлений лежит движение протяженных, непроницаемых частиц материи («элементов» и «корпускул»), подчиненных закону сохранения вещества и энергии. Явления природы следует рассматривать в их эволюции, не ограничиваясь идеей, что «Бог так сотворил». Синтез эмпиризмаи рационализма: элементы научного познания – эксперимент, математика и теория, базирующаяся на «опытах». Прогресс общества связан с развитием образования, был сторонником светского государства, свободного от диктата Церкви, поддерживал идею внесословной ценности человека, разрабатывал проекты общественных преобразований в духе Просвещения. | |
«Философия чувства» | Г.С.Сковорода | Обосновал идею «трех миров» – макрокосма (Вселенной), микрокосма (человека), и Библии, связующей их и в себе отображающей. Каждый из миров состоит из «двух натур» – видимой и невидимой, которую образует Бог. В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит основная проблема бытия человека. Она решается через самопознание и раскрытие «сердечного», «истинного» человека. «Сердце» – глубочайшая, божественная сущность человека, состоящая из разума, воли и «чувства». Бог есть заинтересованная в человеке личность и вечная «форма», организующая «материю». Был сторонником пантеизма, земной мир считал безначальным и бесконечным. Разработал учение о «сродности» – склонности человека к определенному виду деятельности, что выявляется через самопознание. Человек, распознавший свою «сродность», становится счастлив. В этике он был сторонником идей стоицизма; критиковал культ материального благополучия: только через духовное устроение личности можно прийти к совершенному обществу. |
«Философия свободы» | А.Н.Радищев | Он был не только материалистом и сенсуалистом, но и родоначальником революционной идеологии в России. Дал революционную интерпретацию теории естественного права и общественного договора, осуждал самодержавие как «наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Цари никогда не поступятся властью ради «вольности» (свободы). Залогом освобождения считал восстание доведенного до крайности народа. В работе «Путешествие из Петербурга в Москву» он выступил против крепостничества и выдвинул идею, что попытки помочь народу путем просвещения монархов, бесплодны, доктрина «просвещенного абсолютизма» ложна, единственным, реальным путем является революционное просвещение народа. |
3. НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА.
П.Я.Чаадаев выступил с критическо-пессимистической концепцией: «У России нет внутреннего развития, естественного прогресса, Россия – не Запад и не Восток, стоит как бы вне времени, обладает культурой заимствованной, подражательной, новые идеи вытесняют прежние, движение идет по кривой, не приводящей к цели». Этот взгляд оказал огромное воздействие на развитие русской философии. В 40-50-е годы XIX века велась полемика о путях развития России.
Сравнение | западничество | славянофильство |
Сторонники | Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, И.С.Тургенев | А.С.Хомяков (основатель), И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, К.С.Аксаков |
Путь развития России | Россия должна преодолеть отсталость, стать полноправным членом европейской цивилизации, усвоив ее достижения – демократию и ценности либерализма. | Идея самобытного пути развития России, отрицание необходимость усвоения форм европейской цивилизации. Европейскому мышлению присущ односторонний рационализм, приведший к утрате людьми душевной целостности, но полная и высшая истина дается не одной способностью мышления, но уму, воле и чувству, т.е. духу человека в его целостности. |
Специфика России | Россия не обладает особенностями, которые не позволяют ей развиваться по пути западноевропейской цивилизации, является неотъемлемой частью мировой истории. | Целостный дух неотделим от веры, религии. Истинная вера пришла в Россию из восточной Церкви, православие – единственно истинное христианство, что обусловливает историческую миссию России. Ее самобытность состоит и в наличии крестьянской общины, базирующейся на началах коллективизма. Начало «соборности» (свободной общности на основе национальных традиций) коренится именно в общине. |
Оценка реформ Петра I | Высоко оценивали эти реформы, поскольку они были началом приобщения России к европейской цивилизации. | Идеализация патриархальности и традиционализма допетровской России, каковая была гармоничным обществом с единством народа и царя. Петр I нарушил органичное развитие, государство стало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне усвоив западную культуру, оторвались от него. |
Общее | Выступали за ускоренное экономическое развитие России, признавали права и свободы личности, были сторонниками отмены крепостного права |
А.С.Хомяков. «Соборность»(цельность, внутренняя полнота) – это принцип устроения бытия, описывающий множество, собранное силой любви в «свободное и органичное единство». Эта трактовка распространяется на Церковь, человека, общество, познание и творчество. Противоположностью соборности является «ассоциация» – формальное, внешнее соединение элементов. Их противопоставление выступает в виде антитезы общины («дружины», «коммуны»), «истинного братства» и «условного договора». Мировые религии и культуры сводятся к двум началам – «кушитскому» (покорность вещественной или логической необходимости) и «иранскому» (свободная стихия духа, устремленность к творчеству, нравственное самосознание личности). Западная культура подменила исконно иранский дух христианства кушитским, соборность – ассоциацией.
Народничество.П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев,Н.К.Михайловский, М.А.Ба-кунин. В идеологии народников сочетались идеи буржуазного демократизма с утопическим крестьянским социализмом, критика пережитков крепостничества и буржуазного развития страны. В народничестве сосуществовал два лагеря – революционныйи либеральный, сходившиеся в основных теоретических принципах, но расходившиеся в методах их практической реализации.
«Народ» рассматривался как высшая ценность, а служение его интересам – как призвание. Народники пропагандировали «российский» некапиталистический путь развития, переход к социализму через использование и трансформацию коллективистских традиций докапиталистических институтов (крестьянская община, артель). Развитие капитализма в России народники расценивали как регресс, так как он подрывал крестьянскую общину с ее традиционным укладом.
По вопросу политической борьбы фракции в народничестве объединял лозунг «земля и воля»(наделение крестьян землей, введение гражданских прав и свобод), идея создания политической организации, партии; стремление превратить политическую революцию в «социальную» (социалистическую).
Для реализации этих целей предлагались различные средства: длительная, революционная пропаганда в народе (П.Л.Лавров), организация массовых крестьянских бунтов (М.А.Бакунин), усилия «революционного меньшинства», узкого круга профессиональных революционеров-заговорщиков (П.Н.Ткачев).
Философия всеединства. Это философско-религиозное учение возникло во второй половине XIX века, основатель – В.С.Соловьев. Главное понятие – всеединство – высший принцип совершенной организации Вселенной, бытия. Созданный Богом мир – бесконечный процесс непрерывного совершенствования, а человек – не безличный элемент, а сотворец Бога, участвующий в достижении гармонии мира. «Положительное всеединство» бытия имеет пять сторон:
· онтологически – свободное объединение в Абсолюте (Боге) всех элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира (всеединство символически воплощает «София» – «вечная женственность» и гармония);
· гносеологически всеединство – это «цельное знание» – интуитивное, образно-символическое постижение мира, основанное на синтезе философского, религиозного и научного знания (В.С.Соловьев критиковал абстрактную, отвлеченную рассудочность западной философии, в частности, позитивизм);
· свободное объединение человечества, всех народов на основе духовных ценностей в интересах их гармоничного развития;
·смысл истории– это процесс Богочеловечества – духовно-нравственное восхождение человеческого рода к Богу: Иисус был Богочеловек, который дал роду людскому образец духовной, нравственной жизни; внутренним устремлением истории должно быть принятие и реализация этого идеала;
· экуменизм – идея необходимости объединения всех христианских Церквей, преодоления их исторического и догматического раскола.
Философия Ф.М.Достоевского.Преодоление разлада социального и духовного бытия человека, поиск гармоничного жизнеустройства в 50-е годы XIX века он видел в преобразовании социальной среды, позднее – в нравственном преображении личности. В 60-е годы он ставит вопрос об антропологических корнях социального зла, самоценности свободы личности, но и о необходимости этического фундамента, без которого свобода вырождается в разрушительный произвол. В «Записках из подполья» писатель развивает эту аргументацию в полемике с революционными демократами и становится идейным антагонистом Н.Г.Чернышевского: насилие безнравственно, цель, какой бы благой она ни казалась, не оправдывает применения аморальных средств.
В «Преступлении и наказании» он показал неустранимость в человеке этического начала, столь же неотъемлемого от личности, как и свобода воли, выступил против пропаганды нигилизма и имморализма. В романах конца 60-начала 70-х годов («Идиот», «Бесы», «Подросток») культ денег рассматривается как нигилистический подрыв основ сосуществования людей. Писатель стремился выявить предел, за которым зло становится необратимым. Деструктивное начало в человеке, стремление к убийству и самоистреблению, страсть к анархии и насилию коренится в «метафизическом сиротстве»личности в европейской цивилизации, разобщающей людей и лишенной духовных корней в «мирах иных».
В поисках спасительного средства Ф.М.Достоевский обратился к идеалу «положительно прекрасного человека», пытающегося личным примером перестроить отношения между людьми по принципу самоотдачи и прощения (князь Мышкин в романе «Идиот»). Писатель возлагал надежды на русский народ как носителя высшей духовной истины, утраченной Западом, на патриархально-монархические устои («русская идея»). Опасаясь, что западники пожертвуют национальным лицом России, Ф.М.Достоевский акцентировал самобытность русского пути и выдвинул мессианскую утопию: Россия с ее государственной мощью виделась ему во главе мировой православной империи.
В итоговых размышлениях в романе «Братья Карамазовы» писатель противопоставляет не только бунту против Бога («если Бога нет, то все дозволено?»), но и любому насильственному устроению счастья человечества, хотя бы именем Бога, путь добровольного служения людям; высшее призвание России видит в христиански бескорыстном примирении народов. Этот идеал Ф.М.Достоевский назвал «русским социализмом», выдвигая его в противовес радикальным доктринам атеистического социализма, изображенного в «Бесах» в виде разрушительного заговора революционеров-безбожников и нигилистов.
Ф.М.Достоевский был мыслителем экзистенциального склада, решавшим «вечные вопросы», проблему соотношения «идеи» и «живой жизни». В центре его картины мира находился человек, ощущающий непреложность «Я есть» перед лицом Вселенной. Личность он рассматривал через избираемую идею (ценностный выбор), принадлежащую надэмпирическому миру. Его герои были носителями определенных идей, в «жизни» выявлявшие их бытийную силу. Мощь идей проявляется и в истории, «часто какого-нибудь ничтожнейшего из людей» («Дневник писателя»). За поверхностными фактами уклада и социальной среды важно постичь правду о подлинных движущих силах личности.
4. НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX-XX ВЕКОВ.
Философия всеединства. От учения В.С.Соловьева берет начало «софиологическое» направление, пытавшееся связать учение о всеединстве с теологическими представлениями о Софии как премудрости Божьей.
П.А.Флоренскийрассматривал понятие-символ Софии как выражающий осмысленность и гармонию мироздания. София связана с понятием всеединства и является одной из реализаций всеединства. Если В.С.Соловьев утверждал, что эмпирическая реальность, материя, вещество «отпали» от всеединства и отъединены от подлинного смысла бытия, то, по мнению П.А.Флоренского,онивыражают этот смысл и поэтому являются духовно значимыми.
С.Н.Булгаковсчитал, что внутренней связью Бога и созданного им мира является мировая душа, переходящая в Софию – «премудрость божью», которая проявляется в мире и человеке, делая их сопричастными Богу: «Человеческое творчество в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве софийно».
С.Н.Трубецкойполагал, чтоАбсолют (Бог), не будучи сущностью всего в мире (как у В.С.Соловьева), объемлет мир как всеведение, охватывающее действительное и возможное, правду и заблуждение. Божественная «премудрость» – София – не тождественна этому всеединому знанию, она – это идеальный вымысел о мире, возможность, которую человек может принять или отвергнуть.
Русский космизм.
Сравнение | Религиозно-философское направление | Естественнонаучное направление |
Сторонники | В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский | Н.Ф.Федоров, Н.А.Умов, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и К.Э.Циолковский |
Главная идея | Принцип космоцентризма или антропокосмизма – идея глубокого смысла Вселенной, космической миссии человека, восприятия его как органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в творческом преобразовании мироздания | |
Человек и человечество | Видели в человеке высший замысел Божий, состоящий в необходимости активного участия человечества в божественном творении мира (концепция «обожения Вселенной»). | Преобразующая деятельность человечества – планетарная сила. По В.И.Вернадскому, она ведет к переходу от биосферы к ноосфере– «сфере разума», в возникновении которой решающая роль принадлежит науке. По К.Э.Циолковскому, миссия человечества – в познании и освоении Вселенной. Н.Ф.Федоров в концепции «философии общего дела» утверждал конечной целью науки победу над смертью и воскрешение умерших. |
Общие идеи | Идея всеединства, наиболее развитая В.С.Соловьевым, и в концепции В.И.Вернадского (тезис о глобальном единстве косного и живого вещества). Незавершенность развития мира и человека является возможностью, оставленной Богом или природой, для дальнейшего совершенствования. Идея единства микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной), восприятие человека как космиурга, художника, творца, преображение мира как смысл человеческого бытия. | |
Определение человека | Космистам определение человека только как «homo sapiens» представлялось недостаточным. Н.А.Умов предложил понятие «homo sapiens explorans» – «человек разумный исследующий», В.Муравьев – «homo creator» – «человек творящий», В.И.Вернадский – «homo faber» – «человек умелый». Человек представлен как активный устроитель и организатор Вселенной (В.С.Соловьев), перед человеком стоит глобальная задача перестройки биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого (В.И.Вернадский). |
Легальный марксизм. П.Б.Струве и М.И.Туган-Барановский. Это направление 90-х годов XIX века выступило против народничества в легальной печати (отсюда и его название), используя отдельные идеи марксизма. П.Б.Струве выступил с обоснованием прогрессивной миссии капитализма в России, и либерально-буржуазных преобразований, связанных с его развитием (лозунг «пойдем на выучку к капитализму»). Легальные марксисты отрицали необходимость социализма, антагонистические противоречия и кризисы, обострение классовой борьбы в условиях капитализма и считали капитализм в его историческом развитии безграничным. В этой же связи отвергалась марксистская теория пролетарской социальной революции и диктатуры пролетариата.
Ортодоксальный марксизм.Этонаправление возникло в 90-е годы XIX века и стремилось развить идеи исторического материализма К.Маркса применительно к историческим условиям развития России начала ХХ века.
Сравнение | Г.В.Плеханов | В.И.Ленин |
Мировая социалистическая революция | Может произойти только в развитых капиталистических странах и при этом должна приобрести всемирный масштаб. | Не обязательно должна сразу приобрести мировой масштаб, может произойти в отдельно взятой стране, а затем распространиться на весь мир. |
Социалистическая революция в России | Без формирования необходимых экономических предпосылок переход к социализму невозможен: капитализм в России находится в стадии становления, революция преждевременна, и если произойдет в данных исторических условиях, может иметь очень опасные последствия. | Социалистическая революция возможна в стране, которая является «слабым звеном» мирового капитализма. В России она имеет большие шансы на успех именно в связи с отставанием развития капитализма. Поэтому можно сначала изменить политическую «надстройку» общества, а затем под нее «подтянуть» экономический базис. |
К.Маркс считал движущей силой социалистической революции пролетариат, крестьянство же – это косный социальный слой. По В.И.Ленину, учитывая, что Россия в начале ХХ века была крестьянской страной, социалистическая революция может быть осуществлена пролетариатом в союзе с трудовым крестьянством.
Интуитивизм. Н.О.Лосский и С.Л.Франк. Они стремились увязать интуицию, играющую ведущую роль в познании, с религиозной верой, признанием трансцендентного и возможности непосредственного общения с ним.
Н.О.Лосский считал задачей философии построить «теорию о мире как едином целом» на основе религиозного опыта. Центральным элементом мира он понимал личность как вневременный субъект творчества. Познание начинается, когда на объект направляется серия «интенциональных», целевых актов (осознание, внимание); в зависимости от характера объекта он познается с помощью различных видов интуиции– чувственной, интеллектуальной, мистической.
С.Л.Франк стремился примирить рациональную мысль и религиозную веру. В его концепции«онтологической гносеологии» признается особая роль интуиции, выдвигается идея восполнения рационального знания религиозным «знанием-жизни» как формы целостного существования человека. Подлинная реальность и «глубина» бытия открываются человеку лишь в меру достижения им единства личности. Познание осуществляется не через активность познающего субъекта вовне, а в акте самоуглубления – через активность, направленную на «абсолютное», «абсолютно-непостижимое» начало бытия – Бога.
Экзистенциальная философия. Н.А.Бердяев и Л.И.Шестов. Им был присущ интерес к смысложизненным проблемам существования человека в мире.
ПоЛ.И.Шестову,необходимо переместить точку зрения с мироздания на субъект; он считал бытие человека трагически абсурдным (в западном экзистенциализме ту же мысль обосновал А.Камю) и выдвинул образ обреченного, но требующего своих прав «героя», бросающего вызов Вселенной («философия трагедии»). Он отрицал диктат разума над сферой жизненных переживаний, гнет безлично-всеобщего над личностно-единичным. Жизнь имеет божественный источник, и человеческое бытиеоправдывается тольковерой. Рациональному умозрению он противопоставил религиозное откровение, используя метафору Тертуллиана «Афины или Иерусалим». Познание – это грехопадение человеческого рода, подпавшего под власть «бездушных и необходимых истин».
Философия Н.А.Бердяева. Его учение характеризуется как экзистенциальный персонализм. Ключевой принцип – это картина реальности, в которой противопоставлены два ряда начал. Это свобода, дух (Бог), ноумен, субъект (личность, «Я») – с одной стороны, и необходимость, мир, феномен, объект – с другой стороны. Оба ряда характеризуют различные виды реальности, взаимодействующие между собой. Ноуменом или «вещью-в-себе» является у Н.А.Бердяева субъект – «существа и их существование»: только в субъекте, личности (persona) заключена непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в свободе.
СФЕРА | Понятия | Главная идея |
Бытие | Свобода Объективация Творчество | Первоисток бытия – безосновная, безначальная свобода, существующая до времени и бытия, «ничто», превращающееся в «нечто». Бог не сотворил свободу и вынужден считаться с ней при творении мира и человека. Объективация – это «ниспадение» свободы в необходимость при ее проявлении в земном бытии. В «падшем» мире результаты самовыражения духа становятся мертвыми объектами, отчужденными от субъекта и подчиняющимися необходимости. Мир объектов лишен духовности, основан на зле и страдании. Объективации противостоит творчество, преодолевающее отчуждение: акт творчества – это всегда акт свободы, прорыв духа за пределы необходимости. |
Человек | Свобода Личность Творчество Духовность | · Человек сознает себя и природным, и духовным существом, сотворенным Богом, тайна человека раскрывается только во внутреннем существовании, он не принадлежит целиком объективному миру, имея собственный мир; · Человеку присуща способность к творчеству, в этом подобие его Богу, акт творчества – это выход человека за пределы самого себя, когда дух господствует над природой, творчество предполагает свободу, только из свободы, не детерминированной бытием, может быть объяснен творческий акт; · Личность противоположна индивиду, являющемуся частью природы и общества, подчиненной им; личность не может быть частью, она – целое, противоположное миру объектов. Личность творится Богом и творит себя, реализуясь в творчестве (свободе), быть личностью – тяжелое, необходимое бремя; · Человек обладает тройственным составом – тело,душа,дух: тело и душа принадлежат природе, дух соединяет человека с Богом; подлинная личность–этоцелостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело подчинены духу, и тем самым, соединены с высшим, сверхличным бытием. |
Общество | Объективация Соборность | В обществе происходит конфликт между личностью и объективацией, которая стремится сделать личность частью общества. Однако человек – творение Бога, а не общества, независим от него в своей целостности. Преодоление объективации – приоритет личного над коллективным, но это не означает индивидуализма, ибо личность входит в общность с другими (общество – часть личности). «Соборность» – свободная социальность, положенная личностью изнутри; принудительная социальность воплощена в порожденных объективацией социальных институтах – государстве, классах, партиях, Церквах. |
История | Эсхатология Эон | Смысл истории – в избавлении от объективации: разделение на прошлое, настоящее, будущее – распад времени как ее проявление, который в здешнем мире неустраним. Достижение смысла истории – это ее завершение, радикально иной мир за пределами времени (эон) – царство Божие, метаисторический мир свободного духа. Он не находится в будущем, но существует извечно, может соприкасаться со здешним миром. Эти соприкосновения совершаются в актах творчества, выражающих суть истории как творческого процесса. |
Евразийство.Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Г.Ф.Флоровский, Л.Н.Гу-милев. Россия представляет собой уникальный многообразный этнографический мир, особую цивилизацию, занимающую «срединное» положение между Европой и Азией. Историческая миссия России состоит в том, чтобы стать своеобразным «мостом» между цивилизациями Запада и Востока, в то же время не принадлежа ни к одной из них и сохраняя свое национальное своеобразие. Условием могущества России евразийцы считали союз православной Церкви и государства, единство светской и духовной власти в достижении общих целей.
Философ | Главный труд | Чему посвящен труд |
А.Шопенгауэр | «Мир как воля и представление» | Учение и Мировой воле и ее проявлениях |
С.Кьеркегор | «Страх и трепет» | «Экзистенция» – бытие единичного индивида. Концепция отчаяния и абсурда в бытии человека. Смерть как исток философствования |
«Понятие страха» | ||
«Болезнь к смерти» | ||
Ф.Ницше | «Антихрист» | Критика христианства как «религии слабых» |
«Так говорил Заратустра» | Идея Сверхчеловека и «вечного возвращения» | |
А.Бергсон | «Творческая эволюция» | Учение о космическом «жизненном порыве» |
Л.Витгенштейн | «Логико-философский трактат» | Отрицание философии как формы познания мира |
«Философские исследования» | Философия как «лечение» языка от высказываний, не соответствующих единичным вещам | |
Э.Гуссерль | «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» | Исследование «чистого сознания», его основополагающих характеристик – интенциональности и др. |
З.Фрейд | «Я и Оно» | Концепция бессознательной психики человека |
Э.Фромм | «Иметь или быть» | Выбор ценностей, отчуждение человека в обществе |
М.Шелер | «Место человека в космосе» | Человек как особая, целостная форма бытия |
М.Хайдеггер | «Время и бытие» | Человеческое бытие – единственно подлинное |
Ж.-П.Сартр | «Бытие – ничто» | Специфика человеческой реальности как «ничто» |
«Экзистенциализм – это гуманизм» | Учение о свободе, выборе и ответственности | |
Х.Ортега-и-Гассет | «Восстание масс» | Учение о тотальном «омассовлении» общества |
А.Камю | «Миф о Сизифе» | Идея абсурдности бытия человека в мире |
«Бунтующий человек» | Бунт как протест против абсурдности бытия | |
Х.Г.Гадамер | «Истина и метод» | Философская герменевтика – о смысле бытия |
М.Фуко | «Слова и вещи» | Исследование систем высказываний – «эпистем» |
«Рождение тюрьмы» | Учение об универсальном характере власти | |
П.Я.Чаадаев | «Философические письма» | Размышления о России и другие темы |
А.С.Хомяков | «Записки о всемирной истории» | Пути развития человечества, место в нем России |
В.С.Соловьев | «Чтения о Богочеловечестве» | Концепция «всеединства» бытия |
В.И.Вернадский | «Научная мысль как планетное явление» | Концепция перехода биосферы в ноосферу как новый виток эволюции жизни |
Н.А.Бердяев | «Философия свободы» | Учение о свободе как фундаменте бытия |
«Проблема человека» | Учение о личности, духе, творчестве, свободе | |
«Смысл творчества» | Оно преодолевает раздвоенность природы человека | |
«Смысл истории» | Учение о творчестве в истории и ее завершении |