Направления философии эпохи Возрождения

Это гуманизм, натурфилософия и социально-политические теории.

Гуманизм. В узком смысле гуманизм – культурное движение эпохи Возрождения; в широком смысле – воззрение, признающее абсолютную ценность человека, его право на свободу, счастье, реализацию творческих способностей.

Основатель гуманизма – Франческо Петрарка.В конце XV века появилось понятие «гуманист»(лат. humanus – «человеческий»), означавшее знатока античной культуры. Гуманизм делился на «ранний», «этико-филологический», «гражданский», и «поздний». К «раннему» (XIV-первая половина XV вв.) относились Колюччо Салютати, Лоренцо Валла, Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, Леон Баттиста Альберти, Джанноццо Манетти, Пико делла Мирандола. «Поздний» гуманизм (вторая половина XV-XVI вв.) представлен неоплатоническим кружком Марсилио Фичино и учением неоаристотелизма Пьетро Помпонацци.

С конца XV века гуманистическое движение перешло из Италии в другие страны Западной Европы – Нидерланды (Эразм Роттердамский), Германию (Иоганн Рейхлин), Францию (Мишель Монтень) и Англию (Томас Мор). Гуманизм подразделялся также на светский(Леон Баттиста Альберти, Пико делла Мирандола и другие) и христианский(Эразм Роттердамский, Томас Мор).

«Ранний» гуманизм возник в связи с изучением и преподаванием филологии и поэзии, истории и философии на основе классической греко-латинской образованности, в противовес темам и методам схоластики. Итальянские гуманисты обозначали свои занятия как «studia humanitatis», что Л.Бруни назвал «познанием вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека». Это означало культ разума и светского знания.

Центральной была мысль о реализации творческих способностей человека, всестороннем, гармоничном развитии личности, культивации ее «достоинства». Три качества обусловливают центральное место человека в мире – свобода, разум, творчество. Гуманисты верили в безграничные возможности человека и обожествляли его. Идея титанизмачеловека – культ творческой, всесторонне развитой личности, добивающейся успеха в различных сферах деятельности.



СРАВНЕНИЕ ТеоцентрическАЯ КОНЦЕПЦИЯ человека ГуманистическАЯ КОНЦЕПЦИЯ человека
Образ человека Человек сотворен по образу и подобию Бога Человек сам творит себя как личность
Бог и человек Человек – это раб Бога Человек – это земной, смертный Бог
Степень совершенства Человек несет на себе печать первородного греха и несовершенен Человек прекрасен и совершенен и телесно, и духовно
Природа человека Человек – прежде всего, духовное существо Человек – единство телесного и духовного
Судьба Судьба человечества предопределена Богом Человек является хозяином своей судьбы
Человек в мире Место человека в иерархии бытия определено Богом и неизменно Человек космически не закреплен, и сам определяет свое место в мире
Счастье Достижимо только в загробном мире Человек достоин счастья в земной жизни
Смысл жизни Спасение души, смирение и покорность Творческая реализация, деятельность, успех
Этика Религиозная аскетическая мораль Гедонистическая светская мораль
Свобода Свобода человека ограничена Человек – свободное существо
Роль разума Разум подчинен авторитету догмата, вторичен по отношению к откровению Разум обладает большими возможностями и имеет самостоятельное значение
Образование Должно носить религиозный характер и предполагать усвоение истин Библии Светское, гуманитарное образование с опорой на культуру Античности

Очень отчетливо концепцию гуманизма изложил Пико делла Мирандола:

· человек – это центр Вселенной,«микрокосм» (малый мир), подобный «макрокосмосу» (Вселенной), сущность, составленная из всех ее «соков»;

· человек – это «сотворец» Бога, Бог создал мир и человека, но предоставил человеку максимальную свободу: он может познавать и изменять мир, творить самого себя как личность (человек и Бог равны в творческих силах);

· человек – это «узел мира», универсальное существо, соединительная связь всей природы: в человеке есть и животное, и ангельское и только от его свободного выбора зависит, на каком уровне он остановится.

Наряду с авторитетом Античности гуманисты признавали авторитет Библии, но переосмыслили христианскую традицию. Христианский гуманизм обращался к не извращенному Церковью первоначальному, «истинному» христианству, которое не противоречит гуманистической трактовке человека (Э.Роттердамский).

Натурфилософия. Учение о природе.

СРАВНЕНИЕ НАТУРФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Модель мира Геоцентрическая Гелиоцентрическая
Бог и мир Доминирование теизма Доминирование пантеизма
Бытие Дуализм бытия творящего (Бог) и бытия сотворенного (земной мир) Бытие едино, целостно и подчинено универсальным закономерностям
Возникновение мира Сотворение мира сверхприродным Богом из ничего Принцип эманации (истечения), развертывания мира из Бога
Свойства мира Мир конечен в пространстве и времени Мир вечен и бесконечен в пространстве

Николай Коперник. Обосновал гелиоцетрическую модель мира:

· Солнце, а не Земля, неподвижно и образует абсолютный центр Вселенной;

· Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца и своей оси;

· Вселенная имеет огромные размеры, но все же конечна, ограничена в пространстве и замкнута «сферой неподвижных звезд».

В Средние века считали, что Земля как центр мира – это «арена», избранная Богом, на которой разыгрывается борьба Бога и дьявола, добра и зла за человеческие души. Геоцентрическая модель имела религиозное обоснование, тогда как учение Н.Коперника, имея естественнонаучное обоснование, внесло существенные изменения в понимание Вселенной и место в ней человека.

Однако еще до обоснования гелиоцентрической модели, возник более радикальный взгляд благодаря пантеизму – учению, отождествляющему Бога и мир.

Сравнение Николай Кузанский Джордано Бруно
Характер пантеизма Мистический пантеизм. Бог как «Единое» есть все, бесконечен, беспределен, в нем сливаются противоположности. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге». Бог – «максимум Вселенной»: мир погружен в Бога, Бог пронизывает его. Бог проявляется в любой вещи, он – «минимум Вселенной». Бог присутствует везде и нигде, во всем и ни в чем одновременно. Натуралистический пантеизм.Не мир погружен в Бога, а Бог погружен в мир, совпадает с природой, материей – единой, универсальной субстанцией. Нет дуализма Бога и земного мира, мир физически однороден: земля, вода, воздух, огонь и эфир образуют и земной мир, и всю Вселенную. Природа полна творчества, движения, развития, источник которого являетсяне внешним, а внутренним.
Бесконечность Вселенной Бесконечность – свойство Бога, мир не может быть актуально (действительно) бесконечным, но его нельзя считать и конечным. Мир потенциально (в возможности) бесконечен. Центр и окружность мира – Бог, но поскольку он везде и нигде, у мира нет определенного центра. Не только Земля, но и Солнце не является центром мира в силу его отсутствия вообще. Вселенная бесконечна не в возможности, а в действительности. Солнце – центр нашего мира, но оно не единственное во Вселенной. Далекие видимые звезды – это не граница космоса, а солнца других, удаленных на колоссальные расстояния миров (населены разумными существами). Не только Земля – «рядовая» планета Солнечной системы, сама Солнечная система – это рядовое явление Вселенной.
Возникновение Вселенной Иначе, чем в Средние века трактовал возникновение мира. Бог – чистая, абсолютная возможность, в «свернутом» виде содержащая в себе все. Мир «развернут» из Бога путем эманации: единство переходило в множественность, простота – в сложность. Материя не возникает и не исчезает, Вселенная вечнаи не была сотворена. Материя принимает любую форму и существует во всех формах одновременно, в том числе в форме мыслящей материи (духа), поэтому в иных мирах могут обитать разумные существа, подобные людям.

Социально-политические теории:

· критика средневековой идеи теократии: государство не должно быть подчинено Церкви, государство и сфера политики самостоятельны от религии. Политика имеет собственные прагматичные законы, которые должны изучаться рационально. Принципы политики часто не совместимы с обыденной моралью и предполагают свою систему ценностей. Зарождается направление «реальной политики», у истоков которой стоял Никколо Макиавелли.

· вопрос об обществе, позволяющем человеку всесторонне развиваться и достичь счастья. С опорой на учение Платона об идеальном государстве возникли учения Томаса Мора об Утопии и Томмазо Компанеллы о Городе Солнца. Это были проекты идеального общества, в котором люди равны и свободны, нет социальной несправедливости. Они отрицали индивидуализм, эгоизм и культ выгоды в пользу идеи коллективизма; государственное устройство идет не от Бога, а является результатом деятельности человеческого разума.

· вместо средневековой идеи провиденциализма утверждается идея Фортуны: это социальная необходимость, в рамках которой действуют люди, ход истории определяется не Богом, а людьми; это удача, приходящая только к деятельному человеку. Возникла концепция роли выдающейся личности в истории.

· идея законов исторического развития, воплощенная в теории исторического круговорота.По Н.Макиавелли, цикличное чередование форм правления монархия – тирания – аристократия – олигархия – народное правление – охлократия – монархия и заново. Этот круговорот не подчинен свыше установленной цели, но объясним действием Фортуны-необходимости.

Наши рекомендации