Философия в современном мире: формирование экологического сознания
№ 1
1. Чем вызван кризис современной цивилизации:
1) развитием науки;
2) отсутствием разумной стратегии развития общества;
3) дефектами социальной системы;
4) научно-техническим прогрессом.
2. Что такое «экологический императив»:
1) нравственный закон;
2) изучение глобальных моделей развития человечества;
3) учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества;
4) золотое правило нравственности.
3. Что означает термин «ноосфера»:
1) объединение человечества в единую мировую систему;
2) сфера господства разума;
3) система глобального моделирования окружающей среды;
4) глобализация общества.
4. Что означает термин «коэволюция»:
1) взаимодействие индивида и общества;
2) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;
3) современная теория эволюции;
4) синоним эволюционного подхода.
5. Что такое «Римский клуб»:
1) объединение футбольных болельщиков города Рима;
2) объединение римских политологов с целью борьбы с коррупцией;
3) объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности;
4) объединение народов Центральной Италии с целью противостояния промышленно развитому северу.
6. К глобальным проблемам относятся:
1) вырубка тропических лесов;
2) демографическая проблема;
3) экономическое неравенство;
4) истощение минеральных ресурсов.
7. Какие признаки характеризуют элитарную культуру:
1)ее произведения культуры являются «искусством для искусства»;
2) она ориентирована не на профессионала, а на потребителя;
3) ее произведения являются товаром;
4) конфессиональность.
8. Массовая культура — это:
1) культура, произведения которой являются в первую очередь товаром;
2) культура, которая тиражируется с помощью СМИ;
3) культура вне национальных и социальных различий;
4) все вышеперечисленное.
9. Основные понятия, характеризующие современную культуру:
1) экранная культура;
2) постмодернизм;
3) массовая культура;
4) игровая культура.
10. Философ, автор «научно-технической утопии»:
1) Ж. Фурастье;
2) 3. Бжезинский;
3) A. Тоинби;
4) Н. Данилевский.
11. Назовите, кто из нижеперечисленных философов является автором теории массового общества и массовой культуры:
1) X. Ортега-и - Гассет;
2) A. Тоффлер;
3) А. Печчеи;
4) Ж. Фурастье.
12. Кому из философов принадлежит термин «футурошок», характеризующий встречу с обществом будущего:
1) A. Тоффер;
2) С. Хантингтон;
3) A.Тоинби
4) 3. Бжезинский.
13. В чем проявляется процесс гуманизации образования:
1) в увеличении объема гуманитарных знаний;
2) в повороте к общечеловеческим ценностям в обучении;
3) в отказе от идеологизации обучения;
4) в расширении количества гуманитарных дисциплин.
Ответы:1---2,3; 2---3; 3---2; 4---2; 5---3; 6---2,3; 7---1; 8---4;4 9---1,2,3,4; 10---1; 11---1; 12---1; 13---2
Творческие задания для самостоятельной работы (образцы)
Тема 1 «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры»
Упражнения и задачи
1.Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально - разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?
2. Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии? «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие из этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».
3. В истории науки в период ХIV-ХХ вв. на становление математики, физики, химии большое влияние оказала философия, в равной степени как вышеназванные науки способствовали развитию философии. Покажите это на примерах творчества великих мыслителей, представителей науки этого времени. Какую роль сыграла ограниченность механистического материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже Х1Х-ХХ вв.? Как отразились новейшие научные открытия XX в. на развитии философии? (И. Ньютон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, А. Эйнштейн).
4. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию». Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Гегеля? Какую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских знаний?
5. Разделяете ли вы позицию Г. Фихте? «...каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то что он сам не участвует в этих исследованиях, он все же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится».
6. Какая, на ваш взгляд, функция философии отражена в высказывании Б. Рассела? «...Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства».
7. Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания и вашей жизненной позиции?