Философия досократиков
Ионийская философия
Начало философии в Элладе представлено выходцами из находившихся на западном побережье Малой Азии греческих полисов Милета — Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом и Эфеса — Гераклитом.
Основная проблема ионийской философии — «вопрос о субстанциональном начале всего сущего, о том едином начале, которое не только все из себя рождает, но и как субстанция, как сущность лежит в глубине всех без исключения явлений» [16].
|
|
|
|
|
|
|
«Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости» [1].
Общим законом мироздания, принципом меры и порядка у Гераклита выступает логос (буквально — «слово»). То, что для чувства выступает как огонь, для ума есть логос.
В целом в философии Гераклита начинают находить выражение аспекты теоретико-познавательного плана. Дело в том что поиски субстанционального начала всего сущего у милетцев совершенно не выделены еще из контекста организации и обобщения эмпирического опыта, решения познавательных задач, создания умозрительных моделей Вселенной, как, например, у Анаксимандра. Фалес устанавливает геометрические равенства, предсказывает полное солнечное затмение 585 г. до н.э., пытается установить причину летних разливов Нила и т.п. В этом — известное оправдание для характеристики философии данного типа как «стихийного материализма».
Позиция рефлексии здесь еще не дифференцирована от собственно познавательного подхода.
Подобная дифференциация намечается у Гераклита. Показательно, что Гераклит различает многознание и мудрость, противопоставляя последнюю первому. «Многознание, — говорит Гераклит, — уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея» [1]. Мудрость, по Гераклиту, «есть от всего отрешенное».