Философия досократиков

Ионийская философия

Начало философии в Элладе представлено выходцами из находившихся на западном побережье Малой Азии греческих полисов Милета — Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом и Эфеса — Гераклитом.

Основная проблема ионийской философии — «вопрос о субстанциональном начале всего сущего, о том едином начале, которое не только все из себя рождает, но и как субстанция, как сущность лежит в глубине всех без исключения явлений» [16].

философия досократиков - student2.ru
философия досократиков - student2.ru философия досократиков - student2.ru
В учении Фалеса таким субстанциональным началом считалась вода. «…Влажное вещество, с легкостью преображаясь во всевозможные тела, принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю» [14]. Согласно Анаксимандру, изначальной стихией, абстрактным «архэ», является «апейрон» — беспредельное, лишенное чувственной конкретности начало. «…Из него все возникает и в него все уничтожается. Поэтому и рождаются бесконечные по числу космосы и снова уничтожаются в то, из чего возникли. Он объясняет, почему оно безгранично: чтобы никогда не иссякло
философия досократиков - student2.ru
наличное возникновение» [14]. Третий представитель милетской школы — Анаксимен началом мира полагал воздух. Все формы природы сводятся к этому «архэ», космос есть результат его разрежения и сгущения.

философия досократиков - student2.ru
философия досократиков - student2.ru
философия досократиков - student2.ru
философия досократиков - student2.ru
По Гераклиту, субстанциональное начало всего сущего — огонь. «…Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий» [14]. Гераклиту гораздо в большей степени, чем его предшественникам, свойственно подчеркивание аспекта изменчивости, текучести мироздания, его слова: panta rei — «все течет». Механизмом изменений и преобразований бытия Гераклит считал борьбу противоположных начал.

«Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости» [1].

Общим законом мироздания, принципом меры и порядка у Гераклита выступает логос (буквально — «слово»). То, что для чувства выступает как огонь, для ума есть логос.

В целом в философии Гераклита начинают находить выражение аспекты теоретико-познавательного плана. Дело в том что поиски субстанционального начала всего сущего у милетцев совершенно не выделены еще из контекста организации и обобщения эмпирического опыта, решения познавательных задач, создания умозрительных моделей Вселенной, как, например, у Анаксимандра. Фалес устанавливает геометрические равенства, предсказывает полное солнечное затмение 585 г. до н.э., пытается установить причину летних разливов Нила и т.п. В этом — известное оправдание для характеристики философии данного типа как «стихийного материализма».

Позиция рефлексии здесь еще не дифференцирована от собственно познавательного подхода.

Подобная дифференциация намечается у Гераклита. Показательно, что Гераклит различает многознание и мудрость, противопоставляя последнюю первому. «Многознание, — говорит Гераклит, — уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея» [1]. Мудрость, по Гераклиту, «есть от всего отрешенное».

Наши рекомендации