Корпус философского знания
|
При этом возможны два пути или подхода к подобной аналитике. Один из них — рефлексия, не выходящая за границы какой-то отдельной области человеческого бытия (какой-то отдельной культурной подсистемы): науки, искусства, политики, права, хозяйства, морали, исторической памяти. Становясь традициями, подобные обсуждения приобретают в общем контексте философского знания относительную самостоятельность, становятся своего рода философскими дисциплинами: философией науки (методологией), философией искусства (эстетикой), философией политики, философией права, философией религии, философией хозяйства, философией морали (этикой), философией истории. Акцентирование места самого человека в мире, именно человеческих аспектов как оснований бытия привело к появлению философской антропологии в качестве отрасли философского знания.
Другой подход, также реализующийся в истории философской мысли, — осознание всеобщих, то есть универсальных, имеющих отношение ко всем сферам человеческого бытия (культуры) оснований.
|
|
Столь же фундаментальной по своему статусу отраслью философии выступает гносеология (теория познания, эпистемология). Это раздел философии, в котором анализируются вопросы, характеризующие отношение мышления, знания к реальности, основания достоверности знания, его границы и источники знания.
С середины ХIХ в. в философский обиход входит понятие аксиологии, которым обозначается философская теория, учение о ценностях. Ценности выражают аспект свободы человеческого бытия, являющейся, по словам Гегеля, «субстанцией, сущностью духа». Свобода есть возможность выбора, которым опосредованы любые проявления человеческой активности. «Все свойства духа, — писал Гегель, — существуют лишь благодаря свободе... все они являются лишь средствами для свободы...» [11]. Ценности и представляют собой конечные основания выбора. Хорошим пояснением сути дела может послужить следующее суждение современного публициста: «Искусство государственного деятеля заключается не в каком-то особом вкусе или сверхтонком музыкальном слухе, а в способности выбрать из массы возможностей настоящий продукт — вещь, а не подделку, руководствуясь при этом соображениями вечности, а не сиюминутности. Иначе власть становится заложницей завхозов и придворных маляров» [18]. Ценности, таким образом, неотделимы от оценки. Природа, сущность ценностей и составляют основную проблему аксиологии.
|
!Задание 1.6.К компетенции какой отрасли философского знания относятся проблемы:
— Что есть истина?
— Всякая ли цель оправдывает средства?
— Существует ли Бог?
Выводы:Философия есть самосознание культуры, ее цель — рефлексия, т.е. осознание предельных оснований человеческого бытия. В этом главная особенность философского мышления, отличающая его, например, от научного познания.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем заключается ограниченность следующего определения: «Предмет философии — логический анализ языка науки»?
2. Какая особенность философского сознания выражена в суждении: «Вникни в самого себя: отврати твой взор от всего, что тебя окружает, и направь его внутрь себя — таково первое требование, которое ставит философия своему ученику. Речь идет не о чем-либо, что вне тебя, а только о тебе самом».
3. Определите философскую позицию:
· «…Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего сознания».
· «…Великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком».
· Материя и сознание — две основы бытия.
· Сознание есть свойство высокоорганизованной материи.
· Все наши знания, все научные теории — это лишь гипотезы.
4. Какая ошибка содержится в утверждении: «Все вещи состоят из материи»?
5. Прав ли Т.Гексли, когда он заявляет, что не верит в существование души потому, что не может «обнаружить ее в пробирке»?
6. Ученые — создатели физики ХХ в. А.Эйнштейн, А.Пуанкаре, В.Гейзенберг и др. — уделяли исключительно много внимания философским проблемам естествознания. Почему?
7. В чем заключается основная проблема философской герменевтики?