Исторические судьбы русской философской мысли
Но не в этих недостатках причина, почему реально состоявшееся великое объединение российской культуры пошло отнюдь не теми путями, которые намечены у Вл.Соловьева и Н.Ф.Федорова. Оно было осуществлено в русле марксизма-ленинизма, правда в суррогатной и потому исторически эфемерной форме — в виде мимикрии одних универсалий культуры под другие. Формально культура была сориентирована в будущее («Коммунизм — светлое будущее всего человечества»), реально же были осуществлены преобразования, приведшие к восстановлению социальных структур, присущих прошлому: азиатскому способу производства; рабовладению; феодализму. Можно сказать и по-другому: налицо «опыт» выхода за пределы исторического времени, в вечное безвременье (коммунизм — конец истории, «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы»). По видимости одной из главных ценностей общества становится новация (революция), фактически же культивируется застойность, рутина, репродукция одних и тех же социокультурных образцов. Гуманизм, признание самоценности личности становятся лишь идеологическим прикрытием для свирепого тоталитаризма. Наука и связанный с ней атеизм («научный атеизм») становятся лишь оболочкой, за которой скрывается суррогат религии, религии без Бога, — идеология. Понятно, что ни к чему другому, кроме как к фрустрации культуры, к антропологической катастрофе, подобный «синтез» и не мог привести.
Однако для большинства философов, представляющих русскую философскую традицию, претензия на великое объединение не была свойственна. Они не пытаются строить глобальную иерархию ценностей для российской культуры и судьбы. Эта идущая от ранних славянофилов суперпроблема быстро дифференцируется на несколько подпроблем и, соответственно, направлений философствования. Н.Я.Данилевским, например, начинает разрабатываться исследовательская программа такой гуманитарной науки, как целостная историческая культурология. Позже на Западе в русле подобной программы работали О.Шпенглер и А.Тойнби. В России — К.Н.Леонтьев, Н.А.Бердяев, Г.П.Федотов и др. Оценка Бердяевым теории Данилевского как «срыва в осознании русской идеи», а также распространенная характеристика, представляющая его эпигоном славянофильства, одинаково неверны. Имело место нечто другое. А именно: движение от чисто философской, спекулятивно социософской постановки проблем к попыткам формирования научных культурологических парадигм.
С другой стороны, собственно философская рефлексия обращается к миру ценностей личности, к тому, как они опосредуют личностный опыт. Русская философия все более ориентируется поэтому на тему свободы как фундаментальную для понимания личностного выбора.
«Я, — говорит Бердяев, — положил в основание философии не бытие, а свободу... Она для меня первичное бытие. В свободе скрыта тайна мира» [2].
|
|
Иную линию философствования, отчасти, впрочем, пересекающуюся с предыдущей, образует рефлексия над религиозным опытом. В какой-то мере это аналог западной теологии, идущей от св. Августина и св. Фомы Аквинского, но обращенный к православию. Русская философская традиция привнесла сюда опять-таки аксиологический акцент, обращение к проблеме ценностей. Так, отец Павел Флоренский свою теодицею развертывает в контексте проблемы истины, трактуемой им именно как ценность. В западной же философии и теологии истина толковалась по преимуществу с гносеологических позиций. Для Флоренского «Истина сама себя делает Истиною», для европейской философии истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом. Теологические ориентации преобладают и в трудах отца Сергия Булгакова, Л.П.Карсавина, отца Георгия Флоровского, С.Л.Франка и др.
Необходимо упомянуть еще два направления философствования в России XIX—XX вв., имеющих, правда, лишь опосредованное отношение к классической русской философской традиции. Это, во-первых, те философы, которые примыкали и воспроизводили в своих работах идейные установки каких-либо школ западной философии: позитивизма (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский и др.); гегельянства (Б.Н.Чичерин и др.), феноменологии (Г.Г.Шпет); неокантианства (А.И.Введенский). Во-вторых, философы так или иначе ориентированные на рефлексию оснований науки. Часто они очень близки к позитивизму, существование которого вообще обязано процессам конституирования науки. От позитивистов данную философскую школу отличает большее внимание к мировоззренческим аспектам научного знания, его «метафизическим предпосылкам». Позитивисты же интересовались по преимуществу строением, логикой научного познания, процессами получения знания. К числу подобных метафизических предпосылок науки следует отнести прежде всего презумпцию первичности объективной реальности, то есть материализм. Материализм в России представлен именами А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева, И.М.Сеченова, В.И.Ленина, А.И.Деборина, Н.И.Бухарина и др.
После 1917 г. данная философская школа благодаря исключительно внешним обстоятельствам, прежде всего, конечно, открытому политическому насилию, становится монопольно господствующей. Тем самым русская философская традиция (от Чаадаева и до Бердяева) не только должна была быть убитой, часто в прямом смысле слова, но просто-таки обречена была умереть. Ибо материализм есть уже «пограничная полоса» философии. Философствование получает здесь право на жизнь лишь постольку, поскольку обосновывает переход к научным формам познания и сознания.
!Задание 8.3.Разъясните мысль Л.В.Шестова: «Страх есть обморок свободы». С какой европейской философской традицией смыкается позиция Шестова?
Выводы:Завершить данную темууместно словами известного русского философа Н.А.Бердяева: «Русская самобытная мысль пробудилась на проблеме историософической. Она глубоко задумалась над тем, что замыслил творец о России, что есть Россия и какова ее судьба».
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Оцените методологическую обоснованность следующей периодизации русской философской мысли:
1) предыстория (до Х в.);
2) собственно история (конец Х—XVII в.):
¾ становление (Х—XII). Киевский период;
¾ развитие в эпоху раздробленности (XIII—XIV);
¾ подъем (XV—XVI). Московский период;
¾ завершение (XVII);
3) постистория (после XVII в.).
2. Проинтерпретируйте утверждение Вл.Соловьева: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».
3. В чем заключается принцип супраморализма в философии Н.Ф.Федорова?
4. Каков смысл трактовки Н.Бердяевым его философии как антроподицеи?