Особенности религиозного мировоззрения. Функции религии
Особенности мифологического мировоззрения. Функции древнейших мифов
Слово “миф” происходит от древнегреческого слова, означающего “предание”, “сказание”.Для первобытных людей (а мифы зарождаются в первобытном обществе) миф не был сказкой, но он не был и только непосредственным объяснением, его значение было куда большим. Первобытные люди жили в мифе. В сознании первобытного человека все было связано со всем, всё могло превратиться во все, а сам человек только начинал отделять себя от природы и от рода. В мифологическом сознании не было четкой границы между миром и человеком, жизнью и смертью, мыслью и эмоцией, реальностью и фантазией, символом и тем, что он обозначает. Объясняя что-либо, мифы могли предписывать тем самым определенный способ поведения в связи с определенными обстоятельствами. Первобытные люди при этом или как бы заново непосредственно творили мир, или просто переносились в те времена, когда мира и людей еще не было, то есть в начало всего. Ритуальные действия первобытного человека имели созидательное значение. Считалось, что они будут успешными в той мере, в какой точно будут повторять действия, выполнявшиеся богами, героями, первопредками. Так происходила “реанимация” первоначального творения. Время тем самым как бы зацикливалось; будущее, желаемое, идеальное оказывалось в прошлом. Жизнь древних людей протекала в согласии с природными ритмами, циклами: чередованием времен года, дня и ночи. Цикличность в представлениях людей во многом была вызвана цикличностью в природе. Постепенно мифы начинают координироваться. Ритуал (например, закладки дома или подготовки к охоте), объясняемый мифом, служил для восстановления мирового порядка и связи с предками, для сохранения рода, родового “мы”.
К основным чертам мифологического мировоззрения можно отнести:
Антропоморфизм (очеловечивание природы),
Натурморфизм (перенесение природных черт на человеческое общество),
Некритическое восприятие опыта предков,
Зацикливание времени.
Для мифов был характерен субъективизм в объяснении чего-либо и чувственно-образное отражение мира.
Мифы рождались из естественной любознательности древних людей и из желания объяснить, понять мир вокруг себя. Большую роль в формировании мифов играла трудовая деятельность. По мере ее усложнения, усложнения условий жизни, накапливания опыта в различных сферах жизни людей, по мере совершенствования навыков, в связи с изменениями в экономической, политической, социальной, духовной сферах, изменялось и усложнялось и содержание мифов, и их форма.
Основные функции древнейших мифов:
1) мировоззренческая и связанная с ней объясняющая функции –т.е. это была особенная форма мировоззрения, связанная, прежде всего, со стремлением объяснить определенные явления природы и человеческой жизни,
2) регулятивная(миф был средством упорядочения взаимоотношений и передачи опыта, традиций, им определялись нормы поведения людей),
3) компенсаторная(миф компенсировал человеку недостаток его знаний, усилий, уверенности и т.п.),
4) объединяющая(миф был средством сплачивания племени),
5) культуроформирующая(мифы внесли важнейший вклад в развитие первобытной культуры).
Особенности религиозного мировоззрения. Функции религии
Религия также является одной из исторических форм мировоззрения. Можно объяснить слово “религия” происходящим от латинского “благочестие”, “святыня”, “набожность” и определить как такую форму мировоззрения, в которой мир делится на естественный и сверхъестественный. Это такое мировоззрение и соответствующее ему поведение и культ, которые основываются на вере в реальное существование сверхъестественного начала и его главную роль в жизни людей и природы. Можно вывести слово “религия” от латинского слова “связь” и определить религию как установление осознанной связи между человеком и некоторым сверхъестественным началом.
Религия основывается на религиозной вере. Вера (любая, не только религиозная) есть особенное состояние души (или субъективное состояние), при котором человек убежден в достоверности (истинности) чего-либо без обращения к теоретическому доказательству или чувственному опыту. Человек “просто” уверен. Испокон веков люди верили в возможность устроения на земле справедливого общества, которое могло представляться по-разному: как общество всеобщего социального равенства или как Царство Божие, например. Однако всегда люди хотели знать, во что они верят. Поэтому религиозная вера противостоит не знанию, а научному доказательству, научной теории.
Часто можно встретить такой взгляд на происхождение религии: религиозное сознание порождается бессилием древних людей в борьбе с господствующими над ними слепыми, грозными, таинственными природными и общественными явлениями, которых люди боялись, причин которых не понимали. Согласно такой точке зрения, религия возникает как восполнение человеческого бессилия, незнания перед стихией (чуждым, высшим, роком). А сегодня? Почему веруют в Бога физики и химики, биологи и антропологи, лауреаты разных научных премий, ведь они-то уж могли бы обойтись без сверхъестественного в объяснении различных явлений и процессов, как природных, так и социальных. Однако они веруют, заявляя, что их религиозные убеждения ничуть не противоречат их научным взглядам. И Нильс Бор, и Вернер Гейзенберг пришли к тому, что религия помогает гармонизировать жизнь в обществе, и одна из ее задач – напоминание о большом Порядке мира. Норберт Винер считал, что принципы порядка во Вселенной, вероятно, не очень отличаются от того, что религиозный человек подразумевает под Богом. Макс Планк заявил, что нет никаких препятствий для того, чтобы отождествлять мировой порядок науки с Богом религии. Божество оказывается по своей природе тем же, что и сила естественных законов. Источник религиозной веры можно усмотреть в непосредственном ощущении Бога (божеств) человеком, в переживании реальности Высшего начала, стремлении к этому переживанию, которое приносит истинно верующему душевное очищение, покой и надежду, укрепляет его дух и позволяет пережить минуты блаженства, благодарности, доверия, светлой радости или печали.
К основным функциям религии можно отнести:
1) компенсаторная: представление об идеальном мире (например, о рае, к которому верующий христианин должен стремиться) в определенной степени избавляет человека от тягот жизни; компенсируется бессилие перед природными и социальными силами, ограниченность научных знаний, несовершенство человека и человеческой жизни вообще;
2) мировоззренческая: у верующего вырабатывается специфическое мировоззрение;
3) регулятивная: религия есть средство социальной регуляции, упорядочения, сохранения нравов, традиций, так как она нацеливает верующего на следование определенной системе ценностей и норм поведения;
4) интегрирующая, т.е. объединяющая, а также дезинтегрирующая (разъединяющая);
5) политическая: активное влияние на политику (но не каждая религия выполняет эту функцию);
6) культуроформирующая: религия влияет на развитие духовной (и материальной) культуры;
7) терапевтическая: религия помогает сохранить или восстановить внутренний покой, психологическое равновесие, снять последствия стресса и т.п.