Немецкая классическая философия, ее характерные черты и особенности
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута.
Эпоха Просвещения, создавшая культ разума, поставила задачу разумного преобразования природы и общества. Однако практическое осуществление этих идей в ходе социальных преобразований Великой французской революции показало, что общественные идеалы просветителей не реализуются в реальных процессах. Стало ясно, что идеалы просвещения нуждаются в нелицеприятной критике. Эту задачу и выполнила немецкая классическая философия. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли.
Немецкая классическая философия представлена учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля.
Все они – очень разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Философские системы немецких классиков объединяют следующие основания:
1. сходное понимание роли и назначения философии как критической рефлексии культуры;
2. вера в то, что философию можно выстроить как строгую систематическую науку, четко дифференцированную по разделам онтологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии и пр.;
3. общие методологические принципы построения системного философского знания: рационализм, диалектика, историзм;
4. концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах и т.д.
В характеристике немецкой классической философии как единого течения важны две особенности – преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и новаторство. Немецкие классики наследуют главное достижение философов-просветителей - рационализм, а также критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности.
Принципиальная же новизна идей немецкой классической философии может быть представлена в следующих положениям:
1. идея познавательной активности субъекта (Кант);
2. обоснование моральной и правовой автономии личности (Кант);
3. идеи единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг);
4. принцип единства противоположностей (Шеллинг, Гегель);
5. систематика принципов и категорий диалектики (Гегель);
6. идея исторической закономерности (Гегель);
7. принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Гегель).
Впоследствии эти новации стали действительными инструментами философского анализа реальности.
Основные направления русской философии и их представители
Основными представителями русской философии были В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов.
В. С. Соловьев — основоположник русской христианской философии. Основные положения его философии: идея всеединства (объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь); идея Бога как выражение добра; идея «богочеловека» – жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, на добре, нравственности.
Философия Н. А. Бердяева носит многоаспектный характер, однако в ней преобладают экзистенциальная и религиозная направленности. Высшей ценностью в окружающем мире является свобода; свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя; основную роль в жизни человека играет религия. Бог должен быть примером для человека.
Философия Л. Шестова была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, поступки, права. Согласно Л. Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов.
Русский космизм — это философское учение, которое предполагает влияние космических и планетарных сил на развитие человечества и связывает будущее человечества с освоением космического пространства. Основные представители русского космизма: К .Э. Циолковский, В .И. Вернадский, Н. В. Федоров.
К. Э. Циолковскийучил, что неведомые нам космические силы оказывают ощутимое воздействие на человеческую историю. Жизнь, по Циолковскому, зарождается в космосе и, достигнув разумной фазы, снова должна вернуться в космос. Во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Верил в возможность науки и техники, человека, который смог бы покорить космос, и в общение межпланетных цивилизаций в будущем.
В. И. Вернадский рассматривал нашу планету как гигантское живое и разумное существо, имеющее многоуровневую (иерархическую) организацию и включающее в себя такие уровни, как литосфера, гидросфера и атмосфера (неорганическое вещество), биосфера (живое вещество), техносфера и ноосфера (разумное вещество и продукты его жизнедеятельности). В будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос. Идеи Вернадского созвучны идеям Тейяра де Шардена.
Н. В. Федоровсчитал, что конечной целью человечества является преодоление смерти и достижение физического бессмертия. По Федорову, люди должны сосредоточить все свои усилия на развитии науки и техники, с тем чтобы воскресить всех живших до нас людей и расселить их в близлежащем космическом пространстве. Моральная жизнь всех людей — путь к решению всех проблем и всемирному счастью.