Реформация как религиозное движение
Реформация в широком смысле представляет собой социально-политическое, религиозное и идеологическое движение в странах Центральной и Западной Европы, направленное против католической Церкви как политической и духовной силы, злоупотреблений католического духовенства. Реформация в узком смысле – это пересмотр основных догматов католицизма, приведший к возникновению новой ветви христианства – протестантизма.
Идеологи Реформации выступили против «порчи Церкви», за возврат к «истинному христианству апостольских времен», «очистку» веры от исторических наслоений. Чтобы добиться этого, необходимо проверить Священное Предание (труды авторитетных богословов) авторитетом Священного Писания (Библии), противопоставить авторитет Библии деятельности католической Церкви, сохранить только те таинства, догматы и обряды, которые основаны на Библии. Протестантизм признал только два церковных таинства из семи, отменил поклонение святым, обязательные посты и большинство церковных праздников.
Мартин Лютер. Он являлся основателем немецкого протестантизма (лютеранства), с его выступления и началась Реформация. К публичной защите своего учения его побудила практика продажи в Германии папских индульгенций, отпускающих грехи. 31 октября 1517 года он вывесил на дверях церкви в Виттенберге «95 тезисов» против злоупотреблений католического духовенства, в которых выдвинул принципы, составившие теоретический фундамент Реформации.
Во-первых, принцип «оправдания верой»,согласно которомутолько искренняя вера – это единственное условие спасения человеческой души, а «добрые дела» представляют собой лишь проявление веры, но не являются самодостаточным путем к спасению, как считали богословы в эпоху Средних веков.
Во-вторых, принцип «всеобщего священства»: если спасение достигается только верой, нет принципиальной разницы между мирянами и духовенством. Для спасения души не нужны духовенство и Церковь, любой мирянин – священник, а мирская жизнь – священнослужение. М.Лютер отверг монашество как образец религиозного служения. Каждый мирянин обладает всей полнотой божественной благодати и через таинство крещения обретает священство, Церковь не является необходимым посредником между человеком и Богом. Любой человек может без внешних предписаний и ограничений упражняться в благочестии.
В-третьих, М.Лютер развил принцип «свободы убеждения (совести)»: каждый верующий имеет внутреннюю духовную свободу, проявляющуюся в праве самостоятельного толкования и понимания текста Библии (в эпоху Средних веков этим правом обладала только Церковь в лице Римского Папы).
В-четвертых, принцип «предопределения», согласно которому у человека нет свободы воли, поскольку воля Бога предопределяет его жизнь. Человек ничтожен и слеп, не способен отличить истину от лжи, добро от зла; он должен лишь слепо верить и смиренно молить Творца о милости и благодати (этот взгляд в полемике с Лютером оспаривал гуманист Эразм Роттердамский).
Жан Кальвин. Был основателем кальвинизма (пуританства); систематизируя и развивая учение М.Лютера, сформулировал еще несколько принципов.
Во-первых, принцип «абсолютного предопределения»: Бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, а других – к гибели, и никакие усилия человека не смогут изменить этого предопределения, однако каждый человек должен быть уверен, что именно он и есть «божий избранник».
Во-вторых, профессиональная деятельность и успех в ней представляет собой признак богоизбранности человека к спасению; профессия – это призвание, место служения человека Богу, поэтому профессиональный успех имеет религиозный смысл, а не является средством достижения сугубо мирских благ.
В-третьих, принцип «мирского аскетизма» гласил, что человек в повседневной жизни должен довольствоваться только самым необходимым для своего существования, а любое расточительство и роскошь являются греховными.
Учение Ж.Кальвина провозглашало деловой успех и накопление богатства богоугодным делом, эта этическая установка стимулировала развитие предпринимательства и способствовала развитию капитализма в странах Западной Европы, как показал М.Вебер в труде «Протестантская этика и дух капитализма».
Идеологии Возрождения и Реформацииобъединяются критикой католической Церкви за отход от идеалов раннего христианства, моральное разложение духовенства, его злоупотребления, неоправданные притязания Церкви на политическую власть, но между ними существовали и расхождения, обусловившие негативное отношение идеологов Реформации к культуре Возрождения.
СРАВНЕНИЕ | ВОЗРОЖДЕНИЕ | РЕФОРМАЦИЯ |
Характер | Идеология и культура имеют ярко выраженный светский характер, содержат последовательную критику средневекового клерикализма и догматизма | Идеология имеет ярко выраженный антикатолический, но религиозный характер, и предполагает последовательную критику светской культуры |
Человек | Признает самоценность человека, его свободу, творчество как главные условия полноценного, всестороннего развития | Признает божественное предопределение в жизни человека, означающее фактически отрицание человеческой свободы |
Этика | Имеет гедонистический (идеал удовольствий) характер, предполагает жизнелюбивый взгляд на мир | Имеет аскетический, религиозный характер, предполагает суровую оценку человеческих, земных радостей жизни |
Образование | Для всестороннего развития личности необходимо светское, классическое гуманитарное образование с опорой на достижения культуры Античности | Классическое образование противоречит религии в силу его светского характера и является основой возникновения недопустимого свободомыслия |
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ