Система и метод философии Г.В.Ф.Гегеля
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛИЗМА. Эта философская школа получила развитие в 70-е годы XVIII – первой трети XIX века. Основателем ее был Иммануил Кант, его последователями – Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель. И.Кант и И.Фихте были субъективными идеалистами, Ф.Шеллинг и Г.В.Ф.Гегель – объективными. В рамках немецкого идеализма происходит поворот от изучения природы к постижению человека, культуры, истории; создана логико-гносеологическая модель идеалистической диалектики –учение обобщих принципах развития бытия.
2. ГНОСЕОЛОГИЯ И ЭТИКА И.КАНТА.
Его творчество подразделяется на «докритический» и «критический» этап. В «докритический» этап И.Кант интересовался философией природы:
· пространство и время – это объективные, «пустые» вместилища материи;
· Вселенная бесконечна и состоит из огромного числа звездных систем;
· Солнечная система возникла из раскаленной газовой туманности.
«Критический» период начался в 1770 году. Свое учение И.Кант теперь называет «критическим»: философы исследовали мир с помощью разума, но не исследовали разум как инструмент познания. Прежнюю философию он считал догматической, слепо верящей в способности разума, хотя их никто не проверял. «Критика» – это и есть проверка, в ее итоге И.Кант склонился к агностицизму.
СРАВНЕНИЕ | ВАЖНЕЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «КРИТИЧЕСКОГО» ЭТАПА | ||
«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» | «КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» | «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» | |
Способность души | Познание | Моральное сознание, нравственность | Чувство удовольствия |
Вопрос | Что я могу знать? | Что я должен делать? | На что я могу надеяться? |
Проблема | Гносеология | Этика | Эстетика |
Ключевая идея | Вопрос об источниках и границах познания, возможностях разума, является ли философия наукой? | Учение о воле и ее свойствах.«Категорический императив» как всеобщий, априорный моральный закон | Концепция «прекрасного» как незаинтересованного, чистого удовольствия от созерцания эстетической формы предмета |
«Критика разума» привела к гносеологическому перевороту в философии:
· до И.Канта центральной частью учений была онтология, у него – гносеология, специфика познающего субъекта. И.Кант переосмыслил само понятие субъекта и стал считать его характеристикой всеобщность. В субъекте он выделил два уровня: эмпирический–индивидуально-психологические особенности человека, и трансцендентальный (находящийся за пределами опыта)–надындивидуальное начало в сознании субъекта, образуемое априорными формами, с помощью которых можно получить всеобщее и необходимое знание.
· И.Кант завершил спор эмпиризма и рационализма эпохи Нового времени. Он признавал объективное существование внешнего мира («вещей-в-себе», воздействующих на органы чувств и порождающих представления о них). Предмет наглядного представления – «вещи-для-нас», т.е. «вещи-в-себе» в нашем восприятии, феномены (явления). У них две стороны: материальное основание (содержание), данное в опыте (идея эмпиризма), и форма, приводящая эти ощущения в определенный порядок. Форма – априорна, от опыта не зависит, находится в душе до и независимо от опыта (идея рационализма). И.Кант синтезировал идею опытного происхождения знания с идеей наличия доопытных начал мышления: «Чувства без понятий слепы, понятия без чувств пусты». Чувства сообщают знанию чувственную достоверность, понятия –всеобщность и необходимость.
Сами по себе чувственные данные не являются знанием, равным образом и априорные формы тоже, знание возникает в результате их синтеза, в котором ключевую роль играет воображение, соединяющее чувственное содержание опыта с априорными формами. Появившееся знание не сводится к первоначальному чувственному опыту, в нем всегда возникает новое содержание. Познание –это не пассивное копирование субъектом объекта, а процесс творчества, созидания.
По И.Канту, все суждения делятся на, во-первых, апостериорные (опытные) и априорные (доопытные, например, 2+5=7); во-вторых, аналитические и синтетические: первые обозначают уже известное («холостяк –неженатый человек»), вторые –дают новое знание («эта роза –красная»). И.Кант поставил вопрос обисточниках и границах познания или как возможны априорные синтетические суждения в математике, естествознании и философии?
СРАВНЕНИЕ | МАТЕМАТИКА | ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ | ФИЛОСОФИЯ |
Способность | Чувственность | Рассудок | Разум |
Основа познания | Ощущения поступают в сознание при воздействии вещей на органы чувств | Опирается на материал ощущений и является синтезом чувственного и рассудочного | Порождает «чистые» умопостигаемые идеи (ноумены) о Боге, душе и свободе |
Процесс познания | Априорные формы чувственности, налагаемые сознанием на внешние предметы – пространство и время – упорядочивают ощущения | Рассудокподводит ощущения под одну из 12 априорных категорий:посредством чувственности предмет нам дается, рассудком он мыслится | Разум связан с чувственностью через рассудок. Не имея априорных форм, разум ставит задачу перед рассудком найти ответы на эти вопросы |
Характер знания | Имеет научный характер, поскольку дает всеобщее и необходимое знание, но лишь в пределах нашего понимания мира | Имеет научный характер, дает всеобщее и необходимое знание, но рассудок не раскрывает законы природы, а устанавливает их природе в пределах своего ее понимания | Рассудок ограничен опытом, сферой явлений, высшие сущности в нем не даны. Разум не дает всеобщего и необходимого знания из-за антиномий –неразрешимых противоречий. Философия – это не наука о «вещах-в-себе» и высших сущностях, а наука лишь о границах познания |
Мир как «вещь-в-себе» непознаваем, мы познаем мир лишь как «вещь-для-нас». Познаваемы только феномены (явления), а сущность непознаваема. Чувственность и рассудок строят предметы своего познания со стороны их логической формы |
Чистый разум не может доказать или опровергнуть бытие высших сущностей, но он не запрещает верить в Бога, бессмертие души и свободу воли. Человек может выбирать между верой и неверием. По И.Канту, руководствуясь голосом совести, человек должен выбрать веру, с ней связана нравственность (переход от теоретического разума к разуму практическому, от гносеологии к этике).
СРАВНЕНИЕ | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ | ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ |
Предмет | Природа | Нравственность |
Основа | Мышление | Воля |
Взгляд на человека | Человек как природное существо подчинен необходимости | Человек как нравственное существо обладает свободой |
Практический разум призван руководить поступками человека. Нравственность – особая способность души, наряду со способностью познания, но отличная от нее. Рассудок вводит нас в природу, практический разум – вневременной, трансцендентный мир свободы. Мир природы – феноменальный, мир свободы – ноуменальный (умопостигаемый) – «вещей-в-себе» и высших сущностей.
Воля человека автономна от природной необходимости и божественного предопределения. Однако воля не может быть абсолютно свободной и сама себя ограничивает, подчиняясь всеобщему, априорному моральному закону – «категорическому императиву»: каждый человек должен поступать так, чтобы его поступок могли бы к всеобщему благу совершить и другие, чтобы воля индивида могла стать всеобщим законодательством. Высшей ценностью и целью является человек, реализуя свою свободу, каждый должен уважать свободу других.