Становление неклассической философии
Она зарождается в первой трети XIX векаи состоит в выходе за рамки традиционного понимания философии и классических способов философствования.
Формирование неклассической философии совпало с расцветом философской классики, воплощенной в учении Гегеля. В 1819г. вышел труд А.Шопенгауэра «Мир как воля и представление», в 1841г. – работа Л.Фейербаха «Сущность христианства», в 1843г. – первое произведение С.Кьеркегора «Или-Или». Позиции этих мыслителей различны, но противник у них один – Гегель.
Л.Фейербах в этом ряду не случаен: от его учения, с одной стороны, дороги ведут к марксизму, а с другой, к «философии жизни». Отказавшись от Гегеля, Л.Фейербах поддержал А.Шопенгауэра в противопоставлении разума воле. К числу зачинателей неклассической философии принадлежал и О.Конт с его критикой идущей от Аристотеля традиции понимания философии как учения о «причинах», «началах», «сущностях» – высших умопостигаемых началах бытия.
В неклассической философии сложилось два направления. Иррационалистическое (антисциентистское) направление выступило с резкой критикой разума (науки), абсолютизации их возможностей (в западной философии XIX-XX веков оно получило наибольшее развитие). Рационалистическое (сциентистское) направление не отрицало возможности разума (науки), но отказывало философии в научности, в статусе самостоятельной наряду с наукой формой познания мира (позитивизм О.Конта в XIX веке, аналитическая философия в XX веке).
Иррационализмв узком смысле – течение в философии, направленное против рационализма эпохи Нового времени. В широком смысле – философское направление, в противовес рационализму, принижающее / отрицающее роль разума в познании и поведении человека, жизни общества, указывающее на алогичный характер бытия, делающее основой понимания мира нечто чуждое разуму, недоступное и противоречащее ему, невыразимое его логическими категориями.
Сравнение | РАЦИОНАЛИЗМ | ИРРАЦИОНАЛИЗМ |
Бытие | Упорядочено, подчинено закономерности | Лишено закономерности, является стихийным |
Познание | Только на основе разума | Отрицание ведущей роли разума |
Человек | Звено бытия, подчиняющееся его общим закономерностям | Уникальное бытие, обладающее свободой от внешней необходимости |
Поступки человека | Должны быть продиктованы разумом | Разум не является ключевой инстанцией |
Смысл жизни человека | Преобразование природы и общества в интересах всех людей | Духовное преображение, осознание подлинных ценностей и смысла бытия |
Человек в обществе | Согласование личных и общественных интересов, разумное самоограничение человека в интересах общего блага | Человек не обязан жертвовать собой ради абстрактного общего блага, имеет право на свободный выбор ценностей (индивидуализм) |
2. ПОЗИТИВИЗМ.
Основатель – Огюст Конт, последователи – Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер. Философию нужно превратить в методологию – науку о познании и заняться изучением реального, практичного знания, процесса его получения.
Огюст Конт. Подлинная реальность – это явления, «факты»; ими и должна заниматься «позитивная философия» как особая наука. «Негативный философ» исследует «причины» и «сущности», «позитивный» – факты и законы с целью создать систему «позитивного знания», состоящей из фактов и их соотношений. Все, что не может быть сведено к фактам, должно быть устранено из научного знания. Теория – это классификация фактов. Поэтому позитивная научная дисциплина является эмпирической; каждая наука может и должна для себя самой стать философией; задача философии – не спекулятивное знание, а обобщение достижений науки. Важен вопрос не «почему» мир существует (поиск «начал» и «причин»), а «как» он существует (описание фактов).
Знание об обществе тоже должно быть «позитивным» и опираться на факты. Его дает социология как «социальная физика»: состоит из социальной статики(изучает структуру общества), социальной динамики (изучает развитие общества), социальной политики (программа социального действия). О.Конт выдвинул принцип «знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы действовать»; создал учение отрех стадиях развития человеческого духа и общества в целом.
Сравнение | ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ | МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ | ПОЗИТИВНАЯ |
Возраст | «Детство» человека | «Юность» человека | «Зрелость» человека |
Сущность | «Фиктивная»: мнимое объяснение мира | «Абстрактная»: отвлеченное объяснение мира | «Реальная»: фактическое объяснение мира |
Время | От начала истории до XIII в. | Охватывает XIV-XVIII века | С начала XIX века и далее |
Соц. группы | Духовенство и военные | Бюрократия | Ученые и инженеры |
Тип мышления | Религия (фетишизм, политеизм и монотеизм) | Философия: формирование абстрактных понятий, логика | Наука: отказ от метафизических схем и абстракций |
Объяснение мира | Аналогия: природа наделяется свойствами человека – волей, душой, разумом | Каузальность: место Бога занимают конечные причины и сущности, поиск основ мира | Закономерность: установление связей фактов, научное предвидение |
Социальный порядок | Религия духовно интегрирует общество, делает его целостным организмом | Упадок религии, угроза распада социальных связей и общества из-за секуляризации | Социология: синтез знаний об обществе, объединяет его идеей прогресса |
Герберт Спенсер. Считал, что мир делится на непознаваемое (сущности и причины) и познаваемое (явления и факты); наука может познавать лишь сходства и различия между явлениями, но не может проникнуть в их сущность; следует ограничиться описанием наблюдаемых фактовв природе и обществе.
В отличие от О.Конта, Г.Спенсер был сторонником примирения науки и религии. Они выражают противоположные стороны одного и того же факта: наука – видимую, фиксируемую в опыте, религия – невидимую. Наука верит в мир сущностей за поверхностью явлений, религия – в Бога как абсолют.
Г.Спенсер придерживался принципов эволюционизма и был основателем органицизма в понимании общества. В обществе, как и в природе, действует закон эволюции – соединения и разделения движущихся частиц – природных и людей, ведущий к равновесию. Институты общества подобны органам тела с разделением функций между ними. Общество, как и другие организмы, стремится к самосохранению и равновесию. Главный закон социальной эволюции – выживание наиболее приспособленных обществ; таково индустриальное общество, разделенное на классы. Революцию он трактовал как тяжелую болезнь социального организма и, в отличие от К.Маркса, был противником социальной революции.