Лекция 5 Гносеология (продолжение). Трансцендентализм И.Канта
Если строго придерживаться концепции отражения, то ни на основании ощущений, ни на основании разума невозможно доказать правильность отражения, а значит реальность мира и существование свободы воли также недоказуемы. Из тупика, в которые зашла европейская гносеология XVIII века было предложено два выхода.
1 И.Кант предложил изучать не то, как происходит познание, а каковы условия познания, т.е. изучить, как устроен субъект познания, отвлекаясь от объекта (трансцендентализм).
2 Изучать непосредственное схватывание объекта субъектом (интуитивизм).
1 В философии Канта нашло отражение его отношение к жизни – он хотел получить в жизни определенность. Жизнь слишком сложна и непонятна, это очень доставало Канта, и он пытался внести в нее по мере сил побольше стабильности и определенности. Свою жизнь он расписал с величайшей точностью буквально по минутам; его соседи сверяли часы по его выходам на прогулку. Этим Кант сумел мобилизовать огромную работоспособность, что видно из написанных им произведений. Это очень большие работы, в которых нет, однако, ничего лишнего; они характеризуются большой плотностью мысли и полным отсутствием лирических отступлений, повторений и т.п., которые характерны для других философов. Главным его произведением является “Критика чистого разума”.
Кант понял, что ничего нельзя обосновать, исходя из данных органов ощущений. Вещь познается нами только по ее проявлениям (феноменам), а вещь сама по себе (ноумен) непознаваема. Феномены, однако, определенным образом организованы, поэтому мы можем отличить одну вещь от другой. Организует феномены сознание, вернее принципы сознания упорядочивают образы, получаемые органами ощущений. Вещи – это сфера эмпирического, того, что дано в опыте. То, что упорядочивает эмпирическую сферу (хаотическое восприятие), заложено в душе изначально и есть сфера априорного – доопытного. Существующие в душе (разуме) априорные принципы, которые организуют познание – это сфера трансцендентального знания. Трансцендентальное знание – это знание, которое заложено в разуме до всякого опыта, поэтому относится к сфере априорного. Мы познаем мир именно с помощью трансцендентального знания, которое организует воспринимаемые органами ощущений образы в определенные вещи и связи между этими вещами. По Канту существует три уровня познания:
1 созерцание (это все, что мы воспринимаем органами ощущений);
2 рассудок (это все умственные суждения о чувственной сфере - правила познания чувственной сферы);
3 разум (это суждение о предметах ума – идеях). В эту сферу входят такие идеи как добро, бесконечность, Бог, нравственность.
Канта интересует не сам процесс восприятия (как философов до него), а то, что организует этот процесс, что лежит в его основе. Таких понятий как “пространство” и “время” нет в чувственном опыте, тем более нет в нем “бесконечности”. Это все принципы, формы восприятия (которые содержатся в разуме и позволяют упорядочить сферу опыта), а не реальные характеристики физического мира. Априорными формами созерцания являются пространство и время; на уровне рассудка они уже появляются в форме самых общих понятий – категорий. Это, например, единство и множество, количество и качество – всего Кант выделяет их двенадцать. На их основании он выделяет законы трансцендентальной логики. На уровне разума существуют априорные идеи: Бог, благо и т.д. На этих идеях Кант обосновывает возможность нравственных законов. Т.е. по Канту в человеке априорно содержатся внутренние нравственные принципы, с которыми человек сообразуется. Это есть нравственный категорический императив. Главное известное человечеству с древних времен правило гласит: “Не делай другому то, чего не хочешь себе”. Кант предложил: “Поступай так, чтобы твой поступок мог быть законом для всех”. Таким образом он с помощью гносеологии обосновывает этику.
Как именно организовано наше познание и восприятие мира? Это тот вопрос, который поставил Кант (чем и вывел гносеологию из тупика). Ответ содержится в самом разуме, в его априорных принципах. Заслуга Канта в том, что он открыл сферу трансцендентального, показал направление, в котором может продвигаться рационалистическая мысль, что породило богатую философскую традицию, состоящую из последователей и полемистов. Однако вопрос о реальности мира так и остался, даже Кант его не решил.
2 Интуитивизм.
В этом направлении вопрос ставится так: как происходит познание самого по себе мира, а не его восприятия? Отсюда видно, что придерживающиеся этого направления философы исходят не из любимой европейцами концепции отражения, а из более древней точки зрения – что познаваемое существует и познается само по себе как таковое. Это, вообще-то, позиция и обыденного человека, которую он утрачивает по мере накопления опыта культурной традиции.
Суть позиции интуитивизма в том, что в познании дана сама вещь, а не ее субъективный образ. Обосновать эту мысль очень сложно, особенно для эмпириков. В западно-европейской философии интуитивизм не получил широкого распространения, за исключением Анри Бергсона его никто не придерживается. Интуитивистами являются в основном русские философы.
Первым русским философом, который сумел построить полноценную философскую систему, был Владимир Сергеевич Соловьев. Он начал с критики односторонности европейской философской традиции. Односторонность ее в том, что она единый предмет делит на обособленные друг от друга стороны (идеальную и материальную), а потом пытается обосновать все, что угодно, исходя из приписывания реального существования только одной из этих сторон. Соловьев признает, что у вещи есть два указанных аспекта, но считает, что их абсолютизировать и тем самым разделять нельзя, а нужно искать третий способ познания, который объединяет два других. Умственное познание постигает сущность вещи как идею, чувственное познание через органы ощущений постигает материальное бытие вещи. Исходя из этого нельзя сказать, что идеи и материя существуют сами по себе отдельно друг от друга – это лишь стороны одного и того же бытия (сущности). Поэтому есть третий способ познания, который позволяет постичь вещь в ее целостности – вера. Она объединяет оба типа познания в единое цельное знание. Под верой здесь понимается особый вид интуиции присутствия, который схватывает реальность идей и вещей, удостоверяет эту реальность. Эта интуиция всегда присутствует, когда происходит акт видения вещей или восприятия идей. Иногда она может опережать восприятие органами ощущений, например, когда человек чувствует направленный на него взгляд, но еще не знает, что кто-то на него смотрит. Иногда интуиция отстает от восприятия, например, если человек находится в состоянии наркотического опьянения и ему все кажется нереальным. Таким образом, интуиция присутствия– это особый вид познания, который позволяет чувствовать реальность мира, Бога, других людей. В основе религиозной веры и в основе убежденности в реальности мира лежит то, что В.С.Соловьев называет верой, а Н.Н.Карпицкий – интуицией присутствия. Вера предполагает особое усилие (воображение и творчество) для познания мира.