Философия как один из исторических типов мировоззрения
«Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, определяющих его отношение к миру, и позволяющих найти свое место, обрести смысл и цель жизни.
Мировоззрение может быть самодостаточным, если оно опирается на мировосприятие и миропонимание, обеспечивающие эмоционально-ценностное и рассудочное отношение человека к миру. Главным вопросом мировоззрения является отношение человека к миру, которое можно выразить в схеме взаимосвязи субъекта и объекта. В качестве субъекта выступает «Я» в диапазоне от конкретного индивида до конкретного социального института, а объектом является то, что вызывает повышенный интерес и что противостоит субъекту как «не-Я». Это может быть любая реальность в диапазоне от любого явления мира до другого «Я». Так гласит каноническая чеканная формулировка мировоззрения. Ключевыми здесь являются два термина: «система взглядов» и «смысл жизни». Человек обладает большим спектром точек зрения на разные проблемы, но все эти спектры находятся в жесткой зависимости от системы его мировоззрения. Иногда эта система строится самим человеком, чаще он получает ее через воспитание, серию инстинктивных выборов: «того, что лучше», «как все» и т. п. И если поступок человека выходит за пределы его мировоззрения, ему становится неуютно, и он либо возвращается в систему, либо (что реже) задается вопросом: «что же такое произошло?». Результат ответа на вопрос – смена мировоззренческих координат.
Есть мировоззрения частные (мировоззрения англичанина, сантехника, белого человека и т. п.), но существует и глобальные типы мировоззрения, которые задают наиглавнейшие узелки той сети, в рамках которых функционирует человеческое «Я». Эти гиганты очень редко встречаются в своей чистой форме, чаще – в качестве причудливой мировоззренческой смеси.
Исторически первой системой мировоззрения был МИФ. Приведем несколько адаптированную цитату из учебника профессора И. Кального, который четко и ясно изложил суть данного типа мировоззрения: «Миф — это особое мировоззрение, которое выступает фактором социализации человека. Миф — это не столько сказание о жизни в слове, сколько сама жизнь. Он обеспечивает системную упорядоченность в форме тотема, организует ойкумену (заселенное пространство), создает пантеон (место для богов), формирует культуру страха и ритуала. В границах решения основного вопроса мифологического мировоззрения формируются устойчивые гипертрофированные образы, закрепляющие систему табу (запретов)».
МИФ – это исторически первое мировоззрение. То есть ныне ученым не известно мировоззрение, которое существовало ДО мифа. ДО мифа можно говорить лишь о мировосприятии, мироощущении, но никак не о системе взглядов со строгой иерархией и структурой.
«Ничто не вечно под луной», и наступил момент, когда МИФ стал ломаться, мяться и крушиться под веянием великих социальных потрясений, наглых бунтов одиночек, страшных исторических катаклизмов. Произошло это примерно в 9-1 вв. до н.э. на гигантском пространстве от Китая до Британии, от Балтики до Красного моря. В результате крушения системы мифа, на исторической арене появляются два новых великих мировоззрения: РЕЛИГИЯ и ФИЛОСОФИЯ.
Религия как мировоззрение – это особая форма общественного и индивидуального сознания; особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанный на вере в Бога и в высшую справедливость. Отличие религиозного мировоззрения от мифологического состоит в том, что отношение к Богу строится на основании безоговорочного принятия авторитета Бога. Тогда как для МИФА главным было, скорее, сродность, солидарность с тотемом (землей, небесными светилами, зверями).
Религия дарит Человеку свободу индивидуального общения с творцом, дарует свободу выбора и свободу творчества. Религиозное мировоззрение вырывает личность из тисков коллективного бытия, где все предопределено. Религия впервые говорит о трагичности человека, которая проявляется не в заданности происходящих событий, а в ответственности человека за все происходящее с ним.
В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру, Философия базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые (прежде всего связанные с утверждением о самодостаточности человеческого разума) логические и познавательные критерии для обоснования своих положений. Другими словами, Философия как особый тип мировоззрения ориентирована не на образы страха и не на образы поклонения, а на рождение образов познания и самопознания в системе субъектно-объектного отношения.
Философия, отрицая РЕЛИГИЮ и МИФ (на первых порах своего существования), стремится всему дать разумный, логически безупречный ответ. Любое явление поясняется с помощью простых и несложных логических операций. Очень наивных, исходя из знания дня сегодняшнего, но крайне смелых и необыкновенно значительных с точки зрения современников тех далеких времен. Однако философы столкнулись с большой проблемой: осмысливая процессы, они не имели возможности донести свои знания другому. Первые философы вскрывали такие слои реальности, о которых никто не ведал, осознавали такие законы, о которых никто и не догадывался, а следовательно, всей этой открытой бездне не было имен.
Поэтому первичными формами бытия философии являются не столько понятия (так называемый «птичий» язык философии), сколько смыслообразы, метафоры и аналогии.
Любопытно, что изначально философия не существовала как отдельная дисциплина. Литература, искусство, художественная критика, политическое и правовое сознание, обыденное мышление, сталкивающееся с проблемными ситуациями мировоззренческого масштаба, — все эти области, в которые была вплавлена философская рефлексия и в которых возникали философские образы. Физика живет лишь в долине физиков, а вот философия может быть таковой в любой части интеллектуального мира человека. Так, например, в произведениях великих писателей может быть разработана и выражена в материале и языке литературного творчества даже целостная философская система, сопоставляемая по своей значимости с концепциями великих творцов философии (например, литературное творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. Камю, У. Эко и др.). Более того, многие гении слова признаются творцами великих философских систем, а частенько выдающиеся философы-профессионалы известны как мастера прозы и поэзии.
Однако живая и трепетная философская мысль имеет строгий «порт приписки», и, куда бы ни отправлялись большие красивые лайнеры или шустрые чайные клипера, они всегда возвращаются в родную гавань, коей является сообщество философов-профессионалов, именуемых академией.