Предмет философии. Философия и наука
Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение.
Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора и Гераклита, смысл философии - в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Главная задача философа у софистов - научить своих учеников мудрости. Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире. В итоге, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы её утаить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие - на землю. Таким образом, сформировалось философии - учение об общих принципах бытия, познания и отношении человека и мира.
Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философии познания, и на самостоятельности предмета философии.
Эта та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека, как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.
Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие мировоззрение шире понятия философия. Мировоззрение - это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем.
В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. Т.е. мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная насыщенность.
Философия - высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрени
Возникновение философии и ее культурно-исторические предпосылки.
Философия зародилась в Древней Греции. Существовало две предпосылки возникновения философии в Греции: свобода политическая, которая способствовала развитию свободы духовной; рационализм мышления древних греков.
В странах Востока элементы философии не выделялись, из религии и мифологии (например в Индии) и из государственной практики (Китай). Источником философии была мифология, они имеют сходства и различия. На сходства обратил внимание Аристотель, по его словам, философия и мифология основаны на удивлении, но мифология обращается к вере, а философия - к разуму человека. Мифология даёт готовые ответы, а философия стимулирует их поиск.
Истоки философских наук существенно отличаются от источников других наук. В отличие от естествознания, философия предполагает рассмотрение вечных вопросов о смысле жизни, сущности человека, бытия в целом. Каждое философское учение раскрывает определенную грань истины и чтобы приблизится к истине необходимо изучить историю философии, то есть всё многообразие подходов к вечным философским вопросам.
В соответствии с общеисторической хронологией выдвигаются три периода в истории философии: Античная философия, Средневековая философия (схоластика), Философия нового времени.
Основные этапы: 1. Философия возникает практически одновременно на Востоке и Западе (Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим) в 6 веке до н.э. 2. Средневековая философия. Большое влияние оказывала религия. 3. Философия эпохи возрождения или Ренессанс. 4. Философия Нового времени 17 - первая половина 18. Оказывает влияние наука. 5. Философия эпохи Просвещения. Руссо, Дидро. 6. Немецкая классическая философия 18 - середина 19 века. Гегель, Кант, Кьеркегор. 7. Марксистская философия. 8. Философия 20 - 21 веков. Колоссальное разнообразие концепций.
Предмет философии. Философия и наука.
Философия - поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.
Философия даёт систему знания о мире как целом. Включает в себя: 1)онтологию - учение о бытии; 2)гносеологию - учение о познании; 3)соц.философию - учение о сущности и развитии человеческого общества; 4)философская антропология - учение о человеке и его бытии в мире; 5)этика, эстетика, теория культуры и история философии.
Предмет философии - это всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла..
При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки выделяют три подвопроса:
1)является ли философия наукой? Отрицать научного характера философии нельзя;
2)взаимодействие философии и конкретных наук - Крупнейшие открытия в конкретных науках способствуют интенсивному развитию философии.;
3) соотношение философии и вненаучного знания. Игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия.
Философия имеет сходство и с религией, и с наукой, хотя её нельзя приравнивать ни к одной, ни к другой.
Философия и наука изучают природу и человека, опираются на разум, но наука помимо разума основывается на опыте, поэтому полученное знание достоверно.
Функции философии.
На значение философии лучше всего указывают ее функции. Основные из них:
1. мировоззренческая, суть ее в том что философияя выступает как система взглядов на мир, общество и человека.
2. познавательная - философия решает проблему познаваемости мира, раскрывает процесс его познания – то как он совершенствуется, а также решает вопрос о границах познания.
3. методологическая - заключ в том, что философия выступает в качестве метода познания мира, общества и человека.
4. прогностическая - создавая целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон философия помогает выявить источники и направления развития тех или иных яв-ний природы и общ-ва.
5. функция логотерапия – лечение смыслом. Задача философии усматривается в том, чтобы помочь человеку справиться с теми страданиями, кототрые вызваны его непониманием того, что происходит в его жизни и жизни общества.
5.Материализм и идеализм как направления философии.
А) В решении философских проблем касающихся развития мира и его познания преобладают материальный и идеалистический подходы. Материализм и идеализм – два основных и наиболее широких направления в философии. Они различаются потому, как они решают вопрос об отношении бытия, материи и природы по отношению к сознанию, мышлению, духу. Это значит, что материя (бытие, природа) лежат в основе всех вещей и явлений, в том числе и сознания. Сознание вторично, т. е. производно от материи; от человеческого бытия. Идеализм напротив за первичное принимает сознание, мышление, дух. Тем самым признается что они лежат в основе всего существующего. Сознание рассматривается как творец мира., всех его вещей и явлений. При этом объективный идеализм указывает на сверхчеловеческое сознание – божест сознание, мировой дух, «мир идей» Платона и др. Объективное – значит независимое от человеческого сознания. Субъективный же идеализм указывает на сознание самого человека. При этом он исходит из того, что мир есть комплекс ощущений человека (Юм Беркли) или что сознание человека первично по отношению к общ-ву и его культуре (Фейербах). Материализм и идеализм – это не только разные мировоззрения, но и различные способы мышления.
Б) Философы, считающие первоосновой материю, природу, объективную реальность, образовали лагерь материалистов(Гераклит, Бэкон, Маркс).
Материализм - это воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности - не только материальной, но душевной и духовной - в материи.
Идеализм- это всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практическими следствиями, особенно в виде неэгоистических, самоотверженных поступков (практический идеал)
Другие философы, считающие первоосновой идею, сознание, Бога, разум образовали лагерь идеалистов(Платон, Фома Аквинский).
Исторические формы материализма: Античный материализм (Древняя Греция и Рим) - стихийный или наивный. Фалес, Гераклит. Метафизический материализм Нового времени. Бэкон, Локк. Диалектический материализм. Маркс.
Исторические формы идеализма: Объективный идеализм, согласно которому первичным является идеальное начало, независимое от человека (Платон, Гегель). Субъективныйидеализм - в основе мира лежит человеческое сознание (Беркли, Юнг). Рационалистический идеализм - основанный на логике. Иррационалистический идеализм - отрицает разумное начало
6.Диалектика и метафизика как методы познания
А) Диалектикака- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектике предшествовала долгая история, само понятие диалектика возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессесе играет переход всякого свойства в противоположное.
Метафизика.Термин возник в 1 в. до н.э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Аристотель называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего философского учения первой философией, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательны для всех наук. У Декарта, Спинозы и др. философов 17 в. метафизика выступала еще в тесной связи с естественно-научным и гуманитарным знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Новое время возникло понимание метафизики как антидиалектического способа мышления. Впервые термин метафизика в смысле антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя метафизика, как правило, строилась антидиалектически.
Б)В философии существует 2 метода познания: диалектика и метафизика.
Диалектика - это метод познания действительности, который рассматривает явления мира как не только взаимосвязанные, но и находящиеся в постоянном развитии изменения.
Метафизика -признаёт развитие чисто количественное, по принципу: больше, меньше.