Философия жизни» Ницше
Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником "философии жизни".
Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.
Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.
Ницше был многосторонним, его труды можно разделить на несколько идей:
· Воля к власти.
· Смерть бог.
· Нигилизм.
· Переоценка ценностей.
· Сверхчеловек.
В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Воля - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него.
Ницше выделяет несколько видов воли человека:
· "воля к жизни";
· воля внутри самого человека ("внутренний стержень");
· неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;
· "воля к власти".
Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека.
Философия жизни
Философ считает, что жизнь является отдельной и уникальной для каждого человека реальностью. Ницше представляет жизнь как постоянную борьбу, и поэтому главным качеством человека в ней выступает воля.
Сверхчеловек
Его идеальный человек крушит все нормы и идеи и правила поставленный людям, ведь это всего лишь фикция, навязанная христианством. Само христианство философ рассматривает как инструмент насаждения людям качеств, которые делают из сильных личностей слабых, создают рабское мышление.
Истинное бытие
Он считает, что нельзя противопоставить истинное и эмпирическое. Отрицание реальности мира способствует отрицанию реальности человеческой жизни и декадансу. Он утверждает, что абсолютного бытия нет, и не могло быть. Существует лишь круговорот жизни, постоянный повтор того, что уже когда-то было.
Психоанализ (фрейдизм, неофрейдизм, постфрейдизм).
Одной из самых влиятельных идейных течений XX в стал психоанализ, или фрейдизм
Основателем психоанализа был Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Основные работы: "По ту сторону принципа удовольствия", "Я и Оно", "Тотем и табу", "Недовольство в культуре" и др.
Для философии Фрейда основная мысль – это то, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из 3 структур (уровней):
· бессознательное "Оно" (Ид) - это определяющий глубинный план человеческой психики Он функционирует на основе врожденных, естественных, генетически первичных влечений;
· сознательное "Я" (Эго) - это ум человека. Оно выступает посредником между бессознательным и внешним миром. "Я" стремится сделать "Оно" приемлемым для мира и привести мир в соответствие с желаниями.
· подсознательное "Сверх-Я" (Супер-Эго) - это внутренняя личная совесть. Она образуется под влиянием системы общественных запретов. Если "Оно" обусловлено генетически, "Я" - индивидуальным опытом, то "Сверх-Я" является результатом влияния других людей.
Главным исследованием Фрейда является роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека – «либидо» (полового влечения), определяющего противоречия:
· человека и социальной среды;
· человека и культуры;
· человека и цивилизации.
Сублимация– это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе.
Через призму сублимации Фрейд рассмотрел:
· формирование религиозных обрядов и культов;
· появление искусства и общественных институтов;
· возникновение науки;
· саморазвитие человечества.
Со стороны философии Фрейд дает свое осмысление человека и культуры. Культура выступает у него как «Сверх-Я», основанная на отказе от удовлетворения желаний бессознательного, она существует за счет сублимированной энергии либидо. В своей работе «Неудовлетворенность в культуре» Фрейд делает вывод о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.
В рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует свое внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к разрушению, агрессии, которая может быть обуздана культурой.
Неофрейдизм
Представители: К. Г. Юнг, А. Адлер, В. Рейх , Э. Фромм, Г. Маркузе и др.
После разрыва Юнга с Фрейдом происходит пересмотр идей о происхождении творчества человека и развитии человеческой культуры с точки зрения «либидо» и «сублимации», вытеснение сексуальности и всех проявлений бессознательного через «Сверх-Я».
«Либидо» в понимании Юнга – это не просто некое половое влечение, а поток витально-психической энергии. Юнг ввел в научные исследования такие объекты, как учение о карме, реинкарнации, парапсихологические феномены и др. Основные работы К.Г. Юнга: «Метаморфозы и символы либидо»; «Психологические типы»; «Отношения между Я и бессознательным»; «Попытка психологического истолкования догмата о троице».
Интереснейшим представителем неофрейдизма был Эрих Фромм.