Антропологический материализм Фейербаха. «Сущность христианства» Фейербаха 3 страница
39.Движение - феномен, отражающий изменение; атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности; философская категория, отражающая любые изменения в мире. В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: оно может быть «движением вообще», стоя в ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, оно может отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д. В диалектическом материализме движение - объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Вопреки бытующему мнению, что движение - состояние материи противоположное покою - это не так. Покой является лишь частным случаем движения. Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить. Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают. На основании осознания движения не как только механического процесса построены законы диалектической логики.ДВИЖЕНИЕ — изменение вообще; способ существования материи и духа. Типы движения — количественный (перемещение тел и пр. — без качественных превращений) и качественный. Качественный тип включает в себя подтипы или виды: функционирование, круговороты, развитие.Формы движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. ). Среди форм движения выделяются высшие и низшие формы. Так, биологическая форма оказывается высшей по отношению к химической, а социальная — высшей по отношению к биологической. Высшая форма генетически базируется на низших формах, но структурно сводится к ним: в высшей форме имеются новые, интегративныё свойства материального характера, воздействующие на низшие формы, в ней заключенные, и определяющие во многом их бытие. Каждой форме движения материи свойственны специфика материальных носителей движения и наличие общих законов этого движения.
40
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ — философские категории для обозначения во всеобщей форме таких эмпирически проявляющихся качеств, как протяженность и длительность. В истории философии наличие представлений или понятий пространства и времени никогда никем не отрицалось' оспаривалось лишь, принадлежат ли пространство и время самому предметному миру или же являются особыми свойствами самого человека (его системы восприятия и мышления), Для стихийного материализма и натурфилософских представлений характерно понимание времени и пространства как объективно существующих качеств внешнего мира. Свое логическое завершение такой подход нахо-дит в физике и натуральной философии И. Ньютона. В его концепцию включены понятия абсолютного пространства и абсолютного времени.. И то. и другое не зависят от каких-либо процессов внутри самой материи. Именно такая «абсолютная независимость» пространства и времени позволила И. Канту сделать парадоксальный вывод о том. что они, по-видимому, вообще принадлежат не миру нашего опыта, а самим познавательным способностям человека. Иными слонами, мир, существующий вне человека и безотносительно к его познанию, обладает принципиально недоступными нам параметрами. Лишь когда мы делаем его фрагменты «вещами-для-нас», мы оформляем их временем и пространством. Время и пространство для Канта — это априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, изначально присущие человеческой способности восприятия. По Канту, вывести, абстрагировать из реальности время и пространство невозможно.Традиция объективного идеализма Нового времени продолжает платоновский подход. Пространство и время выступают к всеобщие внешние условия бытия тел, но созданные вместе с материей Богом (религиозные концепции} или выступающие как формы Абсолютной Идеи (например, у Гегеля). Диалектако -материалистическое учение о пространстве и времени состоит в понимании последних как «всеобщих атрибутов и форм движения материи». Тем самым считается, что пространство и время неразрывно связаны с материей, а к их свойствам относятся: единство прерывного и непрерывного; количественная и качественная бесконечность. . Огромный вклад в формирование современных представлений о пространстве и времени внесла специальная теория относительности А. Эйнштейна, выработавшая положение о едином «материально-пространственно-временном континууме», где все три параметра взаимосвязаны и относительны друг друга. Дальнейшее развитие физической наукой понятий пространства и времени привело к определенным логическим и теоретико-познавательным трудностям, и в настоящее Время невозможно говорить о проблеме статуса пространства и времени как о закрытой, вполне разрешенной философской Проблеме.
41Диалектика как учение базируется на принципах: всеобщего развития и всеобщей связи. Как учение она включает в себя основные законы:
-отрицания-отрицания
-взаимного перехода количества в качество
-единства и борьбы противоположностей
Оперирует категориями:
- единичное - общее
- сущность – явление
- форма – содержание
- причина – следствие
- необходимость – случайность
- возможность – действительность система и др.
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как учение о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. В философии существует базисное понятие - понятие движения. Движение – всякое изменение и изменение вообще. Развитие – тоже движение, изменение, но не всякое изменение есть развитие.
Основные критериальные признаки развития:
1.Качественный характер изменения
2.Их необратимость (возникновение качественно новых возможностей, не существующих раннее)
3.Направленность (наличие преемственности между качественными состояниями системы или связь последующего его с предыдущими)
Отмеченные признаки развития необходимы и достаточны для ограничения данного вида изменений от хаотических изменений, механических движений, круговоротов и функционирования. Указания на эти 3 признака и должны составить исходное определение понятия развития. Причем критерий развития компонентный.
Развитие – это направленные, необратимые, качественные изменения системы. При необходимости данное определение можно расширить за счет указания на внутренние механические развития. Развитие – качественные, необратимые, направленные изменения, обусловленные противоречиями системы. Развитие – объективное явление, сложный феномен материальной и духовной реальности. Сложность развития, а так же другие причины обуславливают неоднозначность его трактовок.
Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Прогрессивное развитие - это переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Регрессивное развитие - это деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим или уже пройденным формам и структурам. Прогресс и регресс тесно связаны между собой, и составляют диалектическое единство. Без регресса нет прогресса, и наоборот.
42 Поскольку движение и развитие являются противоречивыми процессами, имеющими множество разных моделей, включающих в себя моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, причинности и случайности – то возникает проблема возможности описания данной противоречивости. Это означает, что требуется выработка определенной обобщающей метаконцепции, способной объяснить все возможные модели и аспекты движения и развития бытия в целом. Исторически сложились две основные метаконцепции в понимании движения и развития – метафизика и диалектика. Термин "метафизика" был введен в I в. до н. э. Андроником Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил "после физики" (знаний о природе) те из них, в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии самом по себе, т.е. те, которые были "первой философией" - наукой о первых причинах, о первой сущности и началах. На современном уровне развития философского знания можно выделить три основных значения понятия "метафизика".
1. Как синоним понятия «философия» т.е. наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.
2. Как особая философская наука - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики.
3. Как определенный философский способ мышления (познания), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия "метафизика" дальше и будет идти речь.
В своем последнем значении метафизика означает особый способ понимания движения, когда во-первых, абсолютизируется одна из противоположных сторон движения (движение или покой), а во-вторых, движение сводится к одной из его форм (напр. механическая картина мира И. Ньютона). Подобному взгляду и противостоит диалектика.
Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Из многообразия определений диалектики можно выделить три наиболее характерных: учение о всеобщей связи (детерминизм); учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей ("ядре" диалектики). От метафизики диалектика отличается тем, что учитывает ограниченность человеческих возможностей в познании противоречивого мира, а движение и развитие понимаются ею как особый противоречивый процесс, сочетающий в себе моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, единства и иерархической соподчиненности, что отражает иерархичность и целостность мирового бытия.
Выделяют объективную диалектику - развитие реального мира (природы и общества) и субъективная диалектику - это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) - отражение диалектического движения (развития) действительного мира; во-вторых, - теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления.Диалектика как способ человеческого мышления о мире пытается объяснить последний с помощью выведения законов и категорий (особая форма человеческого мышления описывающая всеобщие черты и отношения, присущие не каким-то отдельным видам явлений, а всему бытию). К настоящему моменту общепризнанными являются 3 закона и 7 парных категорий диалектики. Использование парных связок категорий (напр. причина-следствие, случайность-необходимость) необходимо для максимально целостного описания противоречивого мира (метод описания объекта должны быть равен самому объекту).
Законы диалектики.
1. Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза) – данный закон позволяет понять куда направляется процесс развития, какова его направленность. В процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени и в новом качестве некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее. Т.е. в любом развитии (прогрессивном или регрессивном) на любом уровне бытия всегда диалектически сочетаются моменты разрушения старого, моменты преемственности и формирования нового. Развитие, таким образом, приобретает характер разворачивающейся спирали.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные – данный закон позволяет понять механизм процесса развития, т.е. каким образом осуществляется развитие. Под качеством в данном законе понимается внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность существенных свойств без которых предмет уже перестает быть данным предметом. Изменения свойств в пределах данного качества называются количественными изменениями. Количество – это внешняя определенность по отношению к бытию предмета (определенность с точки зрения положения в пространстве-времени, это может быть различенность каких-либо свойств – напр. цвет или звук). Количество не выражает сущности предмета, но лишь характеризует его выделенные свойства. Категория меры фиксирует строгую упорядоченность качественных и количественных параметров, где выход за их пределы означает уже переход в совсем другое качество. Данный закон утверждает, что в любом предмете или явлении происходит накопление количественных изменений, которые на определенном этапе его существования (при переходе присущей предмету меры) приведут к изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет обладает своей собственной мерой, переход через которую приводит к рождению нового предмета, делая тем самым процесс развития бесконечным.
3. Закон борьбы и единства противоположностей - данный закон позволяет понять источник, благодаря которому происходит любой процесс развития. В каждом предмете всегда существуют определенные противоположные свойства, стороны, процессы, борьба между которыми порождает новые процессы в объекте в целом. Существуют различные виды разрешения противоречий: победа одного из них, снятие обоих в результате преобразования качества предмета, гармоничное взаимодействие. Законы диалектики не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как аспекты единого процесса развития и таким образом позволяют всесторонне описать процесс развития. Взятые вместе они представляют собой матрицу любых процессов развития – прошедших и будущих. Законы диалектики дополняются парными категориями, которые позволяют учитывать варианты изменения и развития любых конкретных явлений и сторон жизни. Таких категорий-пар принято выделять 7: единичное-общее-особенное, явление-сущность, часть и целое, содержание и форма, причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность.
43. ПОНЯТИЕ ЗАКОНА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ. ДИНАМИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. В самом общем виде закон можно определить как связь между явлениями, процессами, которая является объективной, существенной, необходимой, внутренней, повторяющейся и устойчивой. Проявление закона зависит также от конкретных условий, в которых он реализуется, изменение условий может усилить или напротив, ослабить действие закона. Действие одного закона корректируется и видоизменяется другими законами. В обществе и истории законы проявляются в виде тенденций, т.е. действуют не в каждом конкретном случае, а в массе явлений. По степени общности различают законы всеобщие, особенные и специфические; по сферам действия - законы природы, общества или мышления. Динамические закономерности характеризуют поведение индивидуальных объектов и позволяют установить точно определенную связь между отдельными состояниями предмета. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер. Статистические закономерности проявляются в массе явлений. Такие законы иначе называют вероятностными, поскольку они описывают состояние индивидуального объекта лишь с определенной долей вероятности. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и поэтому характеризует их поведение в целом, а не по отдельности. Закономе́рность — необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры. Различают общие, специфические и универсальные закономерности.
44. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ. Диалектика это теория, в которой говорится о том, как происходит развитие всего сущего. Данное направление философии отражает развитие духа, материи, познания, сознания через: категории; принципы; основные законы диалектики. Главной проблемой в данном случае является вопрос о сущности развития. Вообще же под ним принято понимать изменение идеальных, а также материальных объектов. Имеется в виду не обыкновенное механическое изменение, а не что иное, как саморазвитие, позволяющее перейти объекту на новый уровень, на наиболее высокую степень организации. Развитие является высшей формой движения, в то время как движение является его основой. Главной проблемой в данном случае является вопрос о сущности развития. Вообще же под ним принято понимать изменение идеальных, а также материальных объектов. Имеется в виду не обыкновенное механическое изменение, а не что иное, как саморазвитие, позволяющее перейти объекту на новый уровень, на наиболее высокую степень организации. Развитие является высшей формой движения, в то время как движение является его основой. Основные законы диалектики обосновал Иммануил Кант – великий мыслитель, который внес значительный вклад в философию. Основные законы диалектики в философии следующие: 1. Борьбы, а также единства противоположностей. Суть его заключается в том, что в основе всего лежат два противоположных начала. Эти начала находятся между собой в постоянном конфликте. При этом, их природа остается единой. В качестве примера можно назвать день и ночь, тепло и холод. 2. Перехода количественных изменений в изменения качественные. Здесь вся суть в том, что качество – это определенная стабильная система каких-то характеристик,подобных бытию. Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Также вводится такое понятие, как мера, то есть единство качества и количества. Данный закон основан на том, что при изменении количества непременно изменится и качество. 3. Отрицание отрицания. Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. В качестве примера можно назвать смену вкусов и направлений в культуре.
45. ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ. Детермини́зм - учение о взаимосвязи и взаимной определенности всех явлений и процессов. Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни , предопределено либо судьбой, либо Богом , либо развитием общества. Противоположностью детерминизма является индетерминизм. Индетермини́зм либо не признает объективность причинности, либо отвергает ее всеобщий характер, а в крайней форме - отрицает причинность вообще. Сторонники индетерминизма считают, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана. В западной философии XX в. получили распространение различные формы индетерминизма. Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе. Проблема индетерминизма и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием современной квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой физики в духе индетерминизма. Категории диалектики : содержание и форма; всеобщее, единичное, особенное; действительность и возможность; явление и сущность; случайность и необходимость; следствие и причина.
46. ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ. ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. Несмотря на то, что общество возникло из природы в результате длительной ее эволюции - оно представляет собой самостоятельное внеприродное образование. Возникнув, общество живет по своим собственным законам, неизвестным природному миру. Человек же своей практической деятельностью соединяет силы природного и общественного мира. Являясь живым, природным существом, испытывая постоянное влияние природных факторов , человек постепенно, в процессе своей деятельности и общения формировался как социальное существо. Возникновение человека и общества представляло собой скачок, переход к высшей, социальной форме движения материи. Но сформировавшись как самостоятельное образование, живущее по своим особым законам, общество неотделимо от природы. Оно не может существовать вне природы, выйти за ее границы. Оно вынуждено постоянно взаимодействовать с природой, производя из материала природы средства к жизни. Для характеристики природной среды, в которой протекает жизнедеятельность человека и общества, используются различные понятия - естественная и искусственная среда обитания,географическая среда. Естественная среда обитания охватывает неживую и живую часть природы, т.е. материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но, в перспективе, могут стать объектами его деятельности. Современное учение о биосфере разработал Вернадский, который определил биосферу как целостную оболочку Земли, заселенную жизнью и качественное преобразованную ею. Искусственная среда - это то, что создано самим человеком. Под географической средой общества понимают ту часть природы, с которой общество непосредственно взаимодействует на данном историческом этапе.
47. ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ. В широком смысле природа является объективной реальностью, которая окружает человеческого индивида и существует вне сознания самого человека. В узком понимании - это весь материальный мир, за исключением человеческого общества, который представляет собой совокупность естественных условий необходимых для существования человека. Важную роль в понимании взаимодействия окружающей среды и человека сыграли учения научного деятеля Вернадского о ноосфере и биосфере. Биосфера является единым целостным живым организмом, который питается за счет энергии солнца. Активная эволюция биосферы остановилась после появления на планете первого человека. Деятельность человеческого общества принесла в существование окружающей природы изменения, которые увеличивались в ходе хозяйственной деятельности. Остановка развития биосферы обусловила ее переход в другое состояние под названием ноосфера. Под понятием ноосферы Вернадский подразумевал трансформацию биосферы, в которой нашел место фактор человеческого разума. Ноосфера вносит в биологическую эволюцию Земли такие явления как образование, искусство, образы, мысли и знания.
48. Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. В истории развития науки ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Понять сущность человека невозможно без обращения к первоистокам его бытия, иначе говоря, к проблеме антропогенеза. Поскольку человек рождается, развивается, реализует себя в окружении и с помощью других людей, в обществе, в более общем плане речь должна идти о совместном происхождении человека и общества, проблеме антропосоциогенеза. Различают несколько основных подходов к решению проблемы зарождения человека и общества. Исторически первым можно считать мифологический подход, связанный с представлениями о сотворении людей мифологическими божествами. На базе мифологии развивался теологический, религиозный подход (христианство, ислам и др.). в соответствии с которым человек появился на свет посредством акта Божественного творения. Существуют и философские концепции, рассматривающие человека, его происхождение, с позиций проявления неких рационально обоснованных первосущностей. С позиций идеалистической философии Гегеля происхождение человека явилось следствием саморазвития абсолютного разума. Человек выступает как носитель абсолютного разума, действующий в соответствии с заложенной в нем необходимостью. Материалистическая философская мысль (К. Маркс, В. И. Ленин) развивает идеи естественно-природного происхождения человека и общества вследствие саморазвития природы, в основе которого лежит развитие материи.
49. Философский смысл общества предельно широкий. Под обществом понимаются все люди, которые жили, живут и будут жить на Земле. Общество – система, противостоящая природе и состоящая из индивидов, обладающих сознанием и волей. В обществе наблюдается соотношение объективного и субъективного. Объективными факторами выступают материальное производство и формы общественных отношений, в которых закреплена предшествующая деятельность людей. Субъективным фактором является разнообразная деятельность людей, их живой труд. Основные философские подходы к пониманию общества : 1) Натуралистический – общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы. 2) Идеалистический : а) Объективно-идеалистические учения источником развития общества считают Абсолютную идею (Гегель), божественное провидение (религиозная философия). б) Субъективно-идеалистические учения могут связывать развитие общества с волей великих личностей или деятельностью масс людей, одушевленных теми или иными идеями, верованиями. 3) Теории, основанные на анализе межчеловеческих связей и отношений.
Вопрос50
Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией. Философско-теоретический анализ предполагает исследование общества как сложной системы «человек -общество». Основанием этой системы являются общие законы структуры, функционирования, развития общества, его движущих сил. Задача социальной философии - выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека.
Рассмотрение сущности социальных явлений, причин и основ развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли.
Эти и другие фундаментальные проблемы бытия общества в социальной философии рассматриваются с разных точек зрения.
Можно выделить четыре основные модели, подхода к их решению: идеалистическую, натуралистическую, материалистическую и плюралистическую (факторную) модель.
Идеалистическая модель имела широкое распространение в истории философии и господствовала до середины XIX в.
Она основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности.
Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям.
Идеалистическая интерпретация общества имеет реальные основания - сложность общественных процессов и их познания. В обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием и волей, которые ставят перед собой определенные цели и действуют под влиянием сознательных побуждений. Абсолютизация роли сознания в жизни общества и привела к выводу, что сознание является конечной причиной исторических событий.
Идеалистическое объяснение сущности общества приводит к отрицанию объективных законов его развития.
Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Решающая роль отводилась великим личностям, духовной элите, творческому меньшинству. История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы.
Натуралистическаямодель (или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л, Мечников), природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т, д.) определяет характер, психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.
В XX в. эти идеи легли в основу реакционного философского направления - геополитики (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, Р.Челлен).
Вопрос50
Однако натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время преувеличивает, абсолютизирует их роль в социальных процессах.
Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическая теория общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Данная концепция означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопросы о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание.
1. Социальная реальность — это реальность, в той или иной степени организованная, упорядоченная и структурированная. Относительно значимости этого признака социальной реальности у философов не было согласия. Те учения, в которых признаётся наибольшая степень важности принципа организованности, настаивают на том, что социум — это не просто упорядоченность, а единое целое, в таком случае принцип организованности «ужесточается» до принципа целостности и системности. Такие взгляды характерны для социальных философов периода классики, им были близки учения К. Маркса, О. Конта, Э. Дюркгейма. Целостным и гармоничным представлялось общество и многим русским философам, как, например, его описывает С. Франк.