Научные революции и смена типов рациональности

Научные революции в науке в целом знаменуют смену типов научной рациональности.

В современной науке существуют два основных типа научной рациональности и, соответственно, два крупных этапа эволюции науки в последние столетия. Первый – это классическая наука (XVII–XIX вв.), со своей специфической, как говорят, классической, научной рациональностью, второй – неклассическая наука, начавшая складываться в XX в. и выработавшая новый, свой собственный неклассический тип рациональности. Этот неклассический тип рациональности господствует в науке и сейчас.

Классическая наука исходила из предположения, что познающий субъект и познаваемый объект существуют отдельно и независимо друг от друга и что субъект будто со стороны взирает на мир. Объективность научного знания ставилась в зависимость от исключения из описания и объяснения мира всего, что относится к познающему субъекту и его деятельности.

Неклассическая наука стала непосредственно соотносить познаваемые объекты со средствами и операциями по их познанию. Уточнение используемых исследователем средств и операций считалось условием получения истинного знания об объекте. Образцом такого подхода является квантово-релятивистическая физика.

88.

Наука и техника

1. Техника - это прикладная наука. Наука занимается производством знания, а техника осуществляет приложение полученных знаний в практической деятельности. Эта модель взаимодействия науки и техники - линейная, она является чрезмерным упрощением реальных отношений, складывавшихся между наукой и техникой на протяжении столетий.

2. Наука и техника развиваются автономно друг от друга, однако эти процессы являются все же координированными. Эта модель взаимодействия - эволюционная. Иногда наука использует технические устройства для получения собственных результатов, иногда научные результаты успешно используются в технике. В этой модели три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и производство.

3. Наука развивалась в зависимости от уровня современной ей техники - точка зрения, в чем-то обратная линейной модели. Её сторонники утверждают, что научное знание развивалось за счет исследования технических аппаратов и инструментов в попытке раскрыть загадки их функционирования.

4. Наиболее реалистичной и соответствующей многим историческим фактам представляется позиция, в соответствии с которой до конца XIX в. наука и техника действительно развивались обособленно, регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но в настоящее время развитие техники осуществляется именно на основе современных научных достижений.

История взаимоотношений науки и техники включает в себя четыре периода:

1) донаучный: последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические;

2) зарождение технических наук (со второй пол. XVIII в. до 70-х гг. XIX в.);

3) классический (до середины XIX века) - построение ряда фундаментальных технических теорий;

4) настоящее время: комплексные исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и дальнейшая дифференциация и "отпочкованием" технических наук от естественных и общественных.

Наука неразрывно связана с техникой. Можно сказать, что если бы не было современной науки, то не было бы и современной техники; в то же время без современной техники, ставящей перед наукой определенные задачи и обеспечивающей ее необходимыми инструментами, не было бы современной науки.

В оценке техники существуют разные подходы. Согласно натуралистическому подходу, человеку, в отличие от животных, недостает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием артефактов. Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания артефактов и технологических цепей свою волю к власти. Это имеет место как на индивидуальном, так и особенно на национальном и государственном уровнях. Техника используется господствующими в обществе силами, она не является нейтральной в политическом и идеологическом отношениях. При естественно-научном подходе техника рассматривается как прикладная наука. Рациональный подход смягчает жесткие логико-математические идеалы естественно-научного подхода: техника рассматривается как сознательно регулируемая деятельность человека. Рациональность рассматривается как высший тип организации технической деятельности и в случае ее дополнения гуманистическими составляющими отождествляется с целесообразностью и планомерностью. Это означает, что в научное понимание рациональности вносятся коррективы социально-культурного плана.

Различение естественного и искусственного в философии техники ставит проблему о взаимоотношениях техники и науки. Как правило, наука ставится на первое место, а техника на второе, причем техника часто понимается как прикладная наука, прежде всего как прикладное естествознание. В последнее время все чаще подчеркивается влияние техники на науку. Все в большей степени начинает подчеркиваться самостоятельное значение техники. Она перестает быть всего лишь чем-то прикладным. Технический, инженерный подход не отменяет и не вытесняет научный подход. Техника использует науку как средство в своей ориентации на действие. Действовать – лозунг искусственно-технологического подхода. В отличие от научного подхода он не охотится за знанием, а стремится к производству аппаратов и осуществлению технологий. Нация, не освоившая искусственно-технологический подход, страдающая избыточной созерцательностью, оказывается в современных условиях не современной, а скорее архаичной.

Наши рекомендации