Семинарское занятие №2. 1. Этика И. Канта порой обозначается как «этика долга», но важно понимать
1. Этика И. Канта порой обозначается как «этика долга», но важно понимать, что долг, долженствование в поведении человека рассматривается не с точки зрения внешних причин и обстоятельств. Обратите внимание на то, что проблему нравственного поведения Кант связывает со следующей антиномией разума: «человеку присуща свобода – никакой свободы у него нет, а все в нем природная необходимость». Данная антиномия показывает принципиальный дуализм «природы» и «свободы»: «Философия природы имеет дело со всем, что есть, нравственная – только с тем, что должно быть».
Этическое учение Канта явилось так же «коперниканским переворотот», но только в сфере этики. Что нового говорит Кант о человеческой нравственности, связывает ли он ее с ноуменальной природой человека, с его разумом? Говорит ли нам (почему) этическое поведение о том, что человек это, прежде всего, разумное, а не природное существо, по мысли Канта?
Кант раскрывает, что в основе поведения человека лежат разные императивы, но нравственное поведение является следствием категорического императива. В чем особенность гипотетического императива? Что утверждает собой категорический императив? Поясните, почему именно категорический, а не гипотетический императив оказывается своеобразным «критерием» нравственности как таковой. Обратите внимание на то, что практический разум отличается от чистого/теоретического. В чем состоит значение такого «деления»? Объясните, почему для философа безусловным авторитетом обладает практический разум.
Нравственное поведение, по Канту, обусловлено только внутренним чувством долга. Что такое долг, в чем его особенность? Поясните, как соотносятся друг с другом два, на первый взгляд, совершенно противоположенных явления: свобода и долг в учении Канта, и что значит для него «быть свободным».
2. Подумайте, почему утверждение независимости нравственности влечет и новое понимание религии? Для Канта человек нравственен не потому, что он верит в Бога, но именно потому, что человек нравственен он может верить в Бога. Связывает ли Кант религию, веру, так же как и нравственность с ноуменальной природой человека? Может ли в этом случае вера быть обоснована посредством чистого разума? Становится ли в этом случае вера проявлением свободного и самостоятельного поведения человека? Объясните, почему в сфере нравственности и веры человек оказывается способен безусловно признать существование других существ и осуществить в своем поведении это признание.
Критерием истинности веры, по мысли Канта, является ее безусловность и отсутствие всякой прагматичности. Поясните, о какой прагматичности идет речь и почему ее не должно быть? При этом обратите внимание на следующее высказывание Канта: «упование на Бога настолько абсолютно, что мы не имеем права вмешивать его ни в какие свои дела».
Объясните, почему Кант связывает с религией и верой не вопрос «существует ли Бог?», а вопрос «на что я смею надеяться?».
Проблемные задания и вопросы для самопроверки
1. Обратите внимание на следующие высказывания И. Канта: А) «Наблюдение и анализ явлений проникает внутрь природы, и неизвестно, как далеко мы со временем продвинемся в этом». Б) «Но если даже вся природа раскрылась бы перед нами, мы никогда не были бы в состоянии ответить на трансцендентальные вопросы, выходящие за пределы природы». Как Вы считаете, не сталкиваемся ли мы здесь с противоречием?
2. Часто И. Канта называют агностиком. Почему можно не согласиться с этой оценкой?
3. Почему И. Канта не рассматривает рациональные доказательства бытия Бога в качестве истинных?
4. Почему формула нравственного закона, по мысли Канта, не должна заключать в себе никакого указания на действительное содержание мотивов и интересов, которыми человек обычно руководствуется в своих действиях? Будет ли моральным поступок, если он совпадает с велением нравственного закона, и, одновременно, человеку его приятно и выгодно делать?
5. Можно ли согласиться с Кантом в том, что вопрос «Что я должен делать?» связан со свободой человека и одновременно сам вопрос есть показатель осознания нами нашей свободы?
6. Исходя из представления о категорическом императиве, поясните, чем поступок, совершенный из чувства долга отличается от поступка, соответствующего долгу?
7. Поясните следующую мысль Канта: «благодаря тому, что человек может ставить перед собой сознательные цели, возникает мир культуры. Тем самым, в основе культуры лежит принцип «субъективной целесообразности»».
8. Как вы думаете, в чем состоит значение этических взглядов Канта для медицинской этики? Какие проблемы медицинской этики затрагивает этическое учение Канта?
9. Прокомментируйте слова Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
10. Можно ли согласиться с И. Кантом в том, что вопрос «Что есть человек?» является центральным вопросом философии?
11. От каких притязаний вынужден был отказаться человеческий разум в результате критики, осуществленной Кантом?
12. Как бы вы могли пояснить следующее высказывание И. Канта: «В действительности практическое понятие свободы не имеет ничего общего со спекулятивным понятием… Мне совершенно безразлично, откуда первоначально возникло для меня то состояние, при котором я должен действовать. Я только спрашиваю, что мне нужно теперь делать…».
Тест для самопроверки
1. Абсолютными предпосылками опыта, по Канту, являются
- априорные формы познания
- врожденные идеи
- архетипы
- категории рассудка
- интеллектуальная интуиция
2.К априорным формам чувственного познания Кант относил - _____________ и ____________.
3.Ограничение Кантом познавательных способностей разума получило название
- гностицизм
- агностицизм
- априоризм
- волюнтаризм
- скептицизм
4.К идеям разума Кант относит
- идею человека
- идею души
- идею вещи
- идею Бога
- идею числа
- идею закона
- идею мира в целом
5.Ограничивая разум, Кант, по его замечанию дает место- _______________.
6.Укажите некоторые из знаменитых кантианских вопросов
- Что такое человек?
- Существует ли Бог?
- Что такое истина?
- Что я должен делать?
- В чем смысл жизни?
7. Одна из естественнонаучных работ Канта
- «Система природы»
- «Трактат об ощущениях»
- «Диоптрика»
- «Всеобщая естественная история и теория неба»
- «О причинах естественных явлений»
8.Единственным мотивом нравственного поведения, по Канту является
- чувство долга
- знание правил этики
- вера в Бога
- внешние обстоятельства
- чувство страха
9.Рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого
- апория
- антиномия
- дихотомия
- апперцепция
- спекуляция
10. Способность мыслить безусловное и предельное Кант связывает с деятельностью __________________.
Основная учебная литература
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 441-460.
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 217-228.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. С. 423-443.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта/Д. Антисери, Дж. Реале. – М.-СПб.: Пневма, 2002.Т.2. С. 779-808.
Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. – М.: Академический Проект, 2004. С. 822-860.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 266-282.
Дополнительная литература
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия/ А.В. Гулыга – М.: Рольф, 2001. С. 47-118.
Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века/ И.С. Нарский – М.: Высшая школа, 1976. С. 35-53; 116-145.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века/ В.Н. Кузнецов. – М.: Высшая школа,1989. С. 11.-73.
Рассел Б. История Западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. унив-та, 2001. С. 823-842.
Литература к рефератам
К 1 реферату
Лекторский В.А. Кант, радикальный конструктивизм и конструктивный реализм в эпистемологии// Вопросы философии. – 2005. - №8.
Алычев А.И. Априоризм Канта и методология физики// Вопросы философии. – 2001. -№11
Никитин Е.П. Об одной тенденции в развитии философии// Вопросы философии. – 2001. -№10.
Ко 2 реферату
Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века/ И.С. Нарский – М.: Высшая школа, 1976. С. 149-160.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века/ В.Н. Кузнецов – М.: Высшая школа, 1989. С. 106-118.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 461-470.