ТЕМА 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
(Материалы к лекции и семинарским занятиям подготовлены В.П.Старжинским).
Вопрос 1. Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
Ключевые слова: процесс познания; агностицизм Юма и Канта; гносеология; эпистемология; познание и освоение мира; неклассическая гносеология; субъект, объект и средства познания; основная проблема гносеологии; принцип объективности; новации неклассической гносеологии; чувственное и рациональное познание; формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление; формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение; корреспондентская теория истины; концепции истины: когерентная, конвенционалистская, прагматическая, феноменологическая.
Вторая сторона основного вопроса философии заключается в ответе на вопрос в состоянии ли сознание адекватно отражать окружающий мир, то есть познаваем ли мир. Процесс познания – это воспроизведение объективных закономерностей реального мира в сознании человека, выраженное в форме знания. Агностицизм (от греч. Agnostos - непознаваемый) - философское направление, которое частично или полностью отрицает возможность человека познавать мир. В истории философии существуют две версии агностицизма. Первая разновидность называется скептицизмом. Ярким представителем скептицизма является английский философ XVIII века Давид Юм, который подвергал сомнению существование материального мира и считал вопрос «существует ли внешний мир и что он собою представляет?» принципиально неразрешимым. Другими словами он сомневался в существовании внешнего мира и для этого были определённые основания. Для Юма в качестве такого основания был тот факт, что человек имеет дело, для него реально существуют ощущения. Чем они вызываются? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Поэтому нельзя рассматривать агностицизм как некий нонсенс, чепуху.
Немецкий философ Иманнуил Кант (XIX век) является представителем второй разновидности агностицизма. В отличие от Юма, Кант признавал реальное существование вещей (в этом он материалист) и называл их «вещи в себе». Под «вещами в себе» он понимал сущность, которая, якобы, непознаваема. Человек в своей деятельности имеет дело с явлениями – «вещью для нас» по терминологии Канта. Согласно этому философу, от явления к сущности перейти невозможно. Кант гениально увидел реальные противоречия познавательного процесса, которые были обнаружены и выявлены заново на рубеже XIX-XX веков при попытке объяснить специфику познания микроявлений в квантовой физике.
В проблемном вопросе Канта «Что я могу знать?» содержится следующее содержание: «Как человек познает, осваивает мир, механизм познания, что есть знание, основание или достоверность знания». Философская теория познания человеком мира начала создаваться в Древней Греции и получила название гносеология (от греч. Gnosis – познание, logos – учение ). Одновременно там существовал и другой термин – эпистемология, который обозначал процесс научного познания в отличие от обыденного (мнения). Эпистемология рассматривает в качестве основной задачи получение высшего теоретического знания, обладающего универсальностью, логической непротиворечивостью. Оно в отличие от мнения (доксы) постоянно, лишено субъективной окраски (человеческих страстей) и определено космическим порядком (логосом) – устройством мира самого по себе.
Гносеология как специальная философская дисциплина возникает в Новое время. Здесь формируется основное гносеологическое отношение «субъект - объект» и осознаётся основная проблема – противостояние, оппозиционность человека и мира. Данная проблема возникает вследствие построения философской теории познании человеком мира на базе обобщения закономерностей научного познания, как наиболее правильного (достоверного). Впоследствии это было осознанно как сайентизм – абсолютизация науки среди других форм освоения человеком мира.
При изложении философии можно исходить из двух допущений: натуралистического или классического и субъектно-гуманистического. Основные презумпции или аксиомы классической гносеологии: а) материальный мир или природа существует независимо от человека и обладает устойчивыми, закономерными связями б) познание осуществляется в рамках субъект-объектного отношения; в) результатом познания как отражения мира является объективная истина. Основные установки (аксиомы) неклассической философии связаны с понятием человека и культуры, искусственного – всё что создано человеком. Субъектно-гуманистическое направление в философии поэтому имеют название культурологического. Оно нашло реализацию в экзистенциализме, герменевтике, философской антропологии и других течениях. Субъектно-гуманистическая философия исходит из предпосылки, что основа мира – человек, а не материальный мир, как в классической философии. Человек в процессе своей жизни не просто познаёт (классическая философия), а осваивает мир, делает его своим. Сущность человеческого освоения мира не разум и знания, а стремление к власти (Фридрих Ницше), любовь (Фейербах, Фромм), конструирование мира (Дж. Дьи, Ч. Пирс). Существуют различные формы освоения человеком мира: духовно-практическая; -рационально-познавательная; художественно-эстетическая; нравственная; обыденная; религиозная и др. Освоение человеком мира представляет собой активный процесс конструирования мира и самого человека, а не просто отражение человеком (хотя и творческое) посредством органов чувств и разума внешнего мира. Конструктивный характер освоения человеком мира может быть описан в понятиях культуры, культуротворчества, как процесса создания культуры. При этом, с одной стороны освоение человеком мира приводит к развитию человека: обучение превращается в самообучение, организация – в самоорганизацию, определение – в самоопределение, образование – в самообразование. С другой стороны, освоение мира – это не только деятельность, но и взаимодействие с культурным и природным миром.
Неклассическая гносеология исходит не из абсолютного противопоставления, а относительности объекта и субъекта познания. В гносеологии субъект – это не просто человек познающий, а носитель познавательной активности, обладающий знаниями, умениями и навыками, которые детерминируются культурно-историческими достижениями человечества, пропущенными через индивидуальный опыт. Субъект познания имеет социальную природу, однако он всегда индивидуален. Познает не общество в целом, а отдельные люди. Затем знание становится интерсубъективным, внеличностным через определённые формы коммуникации и социализации. Субъекту познания противостоит объект, как фрагмент объективной реальности, выделенной для познавательной деятельности. Объектом познания могут выступать не только явления природного мира, но и общества, сам познавательный процесс, а также феномен сознания (рефлексия). Предмет познания – это сторона, часть объекта, которая задаётся в процессе формулировки проблемы и задач исследования.
Кроме субъекта и объекта (предмета) выделяют также средства или условия (базис) познания. К ним относятся приборы, оборудование, инструменты, информация, язык описания, и другие условия и средства, в которых протекает и при помощи которых фиксируется знание. Основная проблема в рамках субъект-объектной оппозиции заключается в ответе на вопрос, каким образом субъект-индивид, обладающий субъективностью восприятия, в состоянии получать объективное знание, не ангажированное субъективностью. С этой целью возникает идеализация «объекта существующего самого по себе», а также корреспондентская теория истины, которая характеризуется принципом объективности и конкретности. Принцип объективности основывается на зеркальном отражении объективной реальности. Достоверность знаний подтверждается через установление соответствия (корреспонденции) знания и реальности посредством практической деятельности, либо логической непротиворечивости.
Неклассическая гносеология строится не на идее отражения объекта субъектом, на конструктивной идее, которая объясняет построение в определённом смысле субъектом онтологии. Так, идея конструктивности проявлялась в том, что знание общего предшествуют индивидуальному опыту и определённым образом его упорядочивает. Речь идёт «о врождённых идеях» Декарта, трансцендентальных формах и универсалиях культуры, категориях (Кант, Гегель). Проверка знания на достоверность осуществляется посредством философской рефлексии оснований научного поиска. Принципиальное отличие неклассической гносеологии от классической состоит в том, что в неклассической гносеологии принцип объективности истины не может быть реализован. Принцип объективности требует исключать из знания всё, что связано с познавательной деятельностью субъекта, а также всё, что связано со средствами и условиями познавательной деятельности («подсмотреть», явление не вмешиваясь в него). При рассмотрении объектов как простых систем это удавалось, что демонстрировала классическая наука и, прежде всего классическая физика, как лидер естествознания. С появлением неклассической науки и освоением объектов как сложных, а также саморазвивающихся систем, ситуация изменилась. Неклассическая гносеология описывает познавательные ситуации, когда знание не описывают объект, существующий сам по себе. Наиболее наглядно это демонстрируется на примере квантовой механики и теории относительности. Речь идет о соотношении неопределенностей В. Гейзенберга, а также о релятивистских эффектах замедления времени и сокращении длины в специальной теории относительности А. Эйнштейна. Неклассическая гносеология характеризуется следующими новациями:
1. Отказ от познания как отражение реальности.
2. Познание – один из возможных способов освоения человеком мира культуры как культуротворчества.
3. Онтология во многом конструируется субъектом, который также результат самосозидания.
4. Отказ от идеала единственно-истинной теории и допущение истинности нескольких теорий-проектов.
5. Установление зависимости между онтологическими свойствами объекта и методологией его освоения.
6. Знание об объекте зависит от средств и операций познавательной деятельности.
7. Субъект становиться ответственным за принимаемые допущения и осуществляемый выбор.
Таким образом, происходит отказ от классического принципа объективности, то есть описания и объяснения свойств объекта, существующего «сам по себе». Меняется методология испытания природы: ответы природы на вопросы естествознания зависят не только от устройства самой природы, но и от способов постановки вопросов, которые во многом определяются средствами и методами познавательной деятельности.
Вопрос 2. Чувственное и рациональное в познании.
Ключевые слова: структура, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.
Под структурой понимается совокупность элементов или частей, из которых состоит целое (система), а также взаимосвязь между ними. Система может выполнять различные функции и в зависимости от этого может иметь различную структуру. Так, мы рассматривали следующую структуру познавательного процесса: субъект- действие – объект. Можно выделить деятельностную структуру: цель – средство – результат. Рассмотрим структуру познавательного процесса в зависимости от двух основных уровней – чувственного и рационального познания.
Чувственное познание человека основывается на работе органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и, прежде всего, на зрении и слухе.
Рациональное познание основано на выработке человеческим мышлением абстрактных понятий, теорий и называется логическим. Действительный процесс познания всегда представляет собой единство чувственных и рациональных форм. Любая чувственная форма окрашена рациональным моментом, и наоборот, всякое абстрактное теоретическое понятие в конечном итоге имеет основание в практической деятельности человека и основано на данных органов чувств.
Формы чувственного познания:
1. Ощущение — это отражение отдельных сторон, свойств объекта.
Ощущение является исходным пунктом познавательного процесса и
представляет собой непосредственную связь человека с внешним миром.
2. Восприятие — более высокая форма познания, которая представляет
собой отражение предмета в целом.
3. Представление — высшая форма, которая характеризуется
возможностью воспроизведения ранее воспринимавшихся объектов.
Особенность его состоит в том, что оно содержит элемент обобщения и
тем самым сближается с рациональной формой познания.
Рациональное познание называется логическим или абстрактным мышлением. Это высшая форма познания, благодаря которой субъект проникает в сущность предметов и явлений. Рациональное познание характеризуется двумя основными свойствами: основывается на абстрактных понятиях и отражает сущность.
Формы рационального познания:
1. Понятие — есть определённая мысль, в которой зафиксированы общие и существенные свойства объекта. Например: дерево, дом. Различают понятия науки и обыденного сознания.
2. Суждение — это определенная мысль, в которой что-либо отрицается или утверждается. Например, металл — электропроводен.
3. Умозаключение — это вывод из двух или более суждений нового суждения. Существует два вида умозаключения: индукция и дедукция. Индукция — умозаключение, направленное от частных высказываний к общим. Дедукция - умозаключение, напрвленное от общего к частному. Например, металлы электропроводны, медь – металл. Следовательно - медь проводит электрический ток.
В истории философии сформировался сенсуализм (лат. censua - чувства) – философское направление, которое абсолютизирует роль чувственного познания. С ним связано такое направление как эмпиризм (Ф. Бэкон, Дж. Локк)( лат. Empirio - опыт) – философское течение, которое абсолютизирует роль опытного, экспериментального исследования мира. Рационализм (Р. Декарт, Г. Лейбниц)( лат. razio - разум) абсолютизирует роль логического, абстрактного мышления и является противоположностью сенсуализму и эмпиризму.
Вопрос 3. Концепции истины. Истина и критерии достоверности знаний.
Ключевые слова: истина, практика, относительная истина, абсолютная истина, конкретная истина, ложь.
Классическая философия основывается на корреспондентской теории истины, родоначальниками которой были Платон и Аристотель. Истина - это знание адекватное (соответствующее) действительности. В самой природе как таковой нет ни истин, ни заблуждений. Истина обладает двумя характеристиками: объективность и конкретность. Объективность истины означает, что содержание истинного знания не зависит ни о человека, ни от человечества. Конкретность истины означает следующее: знание получено в конкретных условиях с использованием конкретных средств; знание характеризуется конкретными историческими обстоятельствами. Истинное знание отражает конкретный фрагмент реальности, либо конкретную познавательную ситуацию. Например, физический справочник содержит сведения о температуре плавления металлов, которые должны быть химически чистыми. Противоположностью истине является заблуждение, которое отличается от лжи неадекватным, искажённым отражением действительности.
В философии существует проблема моделирования истины как процесса. Поскольку реальный мир изменяется, то и меняется наше представление о нём. Кроме того, процесс познания углубляется, поэтому идёт «движение» знания от менее к более точному. Для того чтобы объяснить движение истины, в философии выработаны понятия абсолютной и относительной истины.
Абсолютная истина — это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Её разновидностью является вечная истина, т.е. знание об элементарных сведениях, конкретных исторических фактах, которое обладает свойством неизменности во времени.
Относительная истина — не полное, не точное, не исчерпывающее знание об объекте.
Процессуальность истины выражается следующим образом:
1. Абсолютная истина складывается из бесконечного числа истин
относительных;
2. Всякая относительная истина содержит в себе элемент, частичку
абсолютной истины.
Догматизм — философское направление, которое считает главным абсолютную истину, т.е. рассматривает истину только как абсолютную. Релятивизм – напротив, считает всякую истину относительной и не учитывает в ней элементов абсолютного.
Решение проблемы достоверности знания в неклассической гносеологии порождает когерентную, конвенционалистскую, прагматическую и феноменологическую концепцию истины. Когерентная (от лат. сohaerentia - связь) концепция (О. Нейрат,Р. Карнап) понимает истину как согласие мышления с самим с собой, то есть соответствие одних знаний другим. Конвенционалистская (от лат. сonvention - соглашение) концепция (А. Пуанкаре, П. Фейерабенд) рассматривает истину как результат выбора-соглашения научных авторитетов среди конкурирующих теорий. Проще говоря, истина то, что считает большинство. Прагматическая (от лат. pragma - дело, действие) концепция (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) решают проблему истины с позиции проектирования и практического подхода. Истина здесь – всё, что наиболее эффективно решает проблему и удовлетворяет запросы потребителя. Феноменологическая (от лат. fenomen - явление) концепция (Э. Гуссерль, Ж.П.Сартр) связывает истину со знанием и мировосприятием отдельного субъекта – индивида. Здесь истина связывается не со знанием, а с пониманием, чувствованием, достижением социально-психологического комфорта.
Неклассическая эпистемология включает в себя также религиозное, экстатическое, эстетическое, мистическое и другие концепции истины, которые характеризуются паранаучными и поликультурными свойствами.
ТЕМА 10. НАУКА, ЕЕ КОГНИТИВНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС.
(Материалы лекции и семинарских занятий разработаны А.И.Лойко - вопрос 6; И.И.Терлюкевич - вопросы 1-5).
Вопрос 1. Философия науки, ее структура и функции.
Ключевые слова: наука, человеческая деятельность, социальный институт, система знаний, научное познание.
Вопрос 31. Философия науки, ее структура и функции
( Терлюкевич И.И.)
Философия науки исследует структуру и динамику научного знания, средства и методы научного познания. Самостоятельной областью исследований философия науки становиться в середине XIX века.
В западной философии особое внимание проблематике философии науки уделяет позитивизм. В его историческом развитии выделяют несколько этапов. Представители первого этапа О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер (30-40 гг. XIX в.) пытались осмыслить отношение между философией и наукой, разрабатывали учение о методах индуктивного обобщения опытных данных, давали описательную трактовку знаний. Эмпириокритицизм – вторая форма позитивизма. Его основные мыслители Э. Мах, Р. Авенариус (рубеж XIX-XX в.) сосредоточили внимание на природе познания, соотношении субъекта и объекта, взаимоотношении физического и психического. Значительными мыслителями третьего этапа позитивизма – неопозитивизма были М. Шлик, Б. Рассел, Л. Витгенштейн (первая половина XX в.). Они видели основную задачу философии науки в логическом анализе языка. Постпозитивизм, последняя форма этого направления, включает ряд философско-методологических концепций науки. К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд и др. (вторая половина XX в.) исследуют динамику научного знания, изучают социокультурные факторы развития науки. Особый интерес к проблемам философии науки проявляют мыслители аналитической философии, герменевтики, феноменологии.
Во второй половине XX в. проблемы теории научного познания стали активно разрабатываться представителями диалектического материализма – В.М. Кедровым, П.В. Копниным, В.А. Штоффом, В.С. Швыревым, В.А. Лекторским, Е.А. Мамчур и др. В 70-80 гг. XX в. в Беларуси формируется Минская школа философии науки. Ее представители В.С. Степин, Л.М. Томильчик, А.Н. Елсуков, А.И. Зеленков, Л.Ф. Кузнецова и др. В центре внимания минской школы проблемы структуры и динамики научного знания, которые исследуются на материале физики, биологии и социальных наук. Логика - методологическая проблематика разрабатывается В.Ф. Берковым, Я.С. Яскевич, В.К. Лукашевичем и др.
Наука представляет собой сложную и многогранную сферу человеческой деятельности, поэтому можно выделить ее различные виды и элементы.
Основными структурными компонентами науки как системной целостности являются, во-первых, наука как вид человеческой деятельности, направленный на производство новых знаний (строгих, непротиворечивых и доказательных), во-вторых, наука как система знаний, обобщающая и систематизирующая результаты деятельности её ведущих представителей, в-третьих, наука как социальный институт, призванный обеспечить непрерывный прирост знаний (сообщество учёных, различные научные организации и структуры, которые непосредственно заняты решением этих задач).
В гносеологическом плане выделяют два структурных компонента или уровня науки – эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдений и экспериментов. На данном уровне в основном собираются, обобщаются и классифицируются факты. Теоретическое исследование связано с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направлено на выявление законов. К структурным компонентам данного деления относят также основания науки: 1) идеалы и нормы исследования, которые характеризуют тип научной рациональности, стиль мышления; 2) научную картину мира, дающую общее представление о результатах научных исследований, полученных в различных науках; 3) философские основания как систему идей и принципов, обеспечивающих включение научного знания в культуру.
Осуществляя классификацию научных форм по их предметности, обычно разграничивают естествознание – занятое изучением живой и неживой природы (физика, химия, биология и т.п.), социально-гуманитарные науки – сфера их интересов связана с человеком и обществом (социология, политология, психология и т.п.), и технические науки – призванные развивать и теоретически осмысливать «искусственную природу», созданную человеком: машины, механизмы, электронные и другие приспособления.
Наиболее часто науки классифицируются по их отношению к практической деятельности, при этом обычно подразделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальная наука осуществляет изучение основополагающих законов окружающей природы и социума, человеческого сознания и мышления. Прикладная наука решает задачи технологического внедрения полученных знаний, постановки их на службу человеку, интенсификации на их основе промышленного производства. От поставленных целей зависит выбор исследовательского направления: если в фундаментальных науках он обусловлен внутренней логикой саморазвития изучаемой предметности, то прикладные науки тесно связаны с конкретно-историческими запросами социальной системы, непосредственно решаемыми технологическими и экономическими проблемами.
Наиболее яркими примерами фундаментального научного знания являются теоретическая физика, химия, математика и математическая логика, биология. К прикладным наукам относятся медицина, агрономия, бухгалтерский учёт, навигация, военная стратегия и тактика, целый ряд других технических, экономических и других дисциплин. Хотя на первый взгляд, кажется, что именно прикладное знание непосредственно отвечает жизненным потребностям человека, соответственно, является более важным, однако перспективы его развития непосредственно определяются уровнем, достигнутым фундаментальной наукой, несмотря на её абстрактно-теоретическую направленность.
Наука как общественное явление выполняет ряд функций: 1) культурно-мировоззренческую (осуществляет важную роль в формировании представлений об устройстве и эволюции Вселенной, возникновении жизни, природе человеческого мышления и т.д.); 2) методологическую (направляет исследовательский процесс); 3) производительной и социальной силы (соединившись с техникой стала могучей силой, способной не только удовлетворить существующие потребности человека, но и стремится безгранично властвовать над природой и социальной действительностью).