Отечественная философия

· Учение Ж. Баласагуна.

Кыргызы как особая социальная общность людей, в своём историческом развитии представляют - часть кочевой цивилизации, а стало быть они имеют своё миропонимание, свои подходы к природе, обществу и мышлению. Особое место философии кыргызов раскрыты в произведениях Джусупа Баласагуни, который описал жизнь, быт, обычаи, психологию представителей тюр-коязычного населения проживающих в современной территории Кыргызской республики.

Поэт - родоначальник тюркской поэзии Юсуп Хас-хадни, ал- Баласагуни {1018 - 1070 г.г.) был представителем средневекового западнизма, который был целым направлением среднеазиатской общетюркской поэзии XI - ХШ столетий.

В своём произведении, «Кутадгу билич» (Благодатное знание) Баласагуни писал:

«На нынешний век. премудрый взгляни:

Всё стало иным, переменчивы дни!

В развале закон и разрушен обычай

Меж белым и чёрным не стало различий

Грянет судный день - нет вернее примет

Происходит событие за вестью вслед»

Как и все заманисты (философы пишущие о конце мира - Акыр - заман) Баласагуни воспевал, и призывал народ не забывать старые традиции, жить в дружбе и согласии. Человек должен прожить жизнь достойно, чтобы когда придёт конец мира он мог встретить его без страха.

Смысл философии поэта состоит в том:

· что нужно вернуть стране традиции;

· раньше правители были добрые и народ жил хорошо;

· нельзя посягать на чужое добро, чужую землю, на свободу каждого человека в отдельности;

· не смотря на то, что идёт конец мира люди должны жить в соблюдении традиций, хотя этот век хуже чем прошлый, народ ещё может вернуть себе счастливую жизнь.

· Эпос «Манас» - источник духовной культуры Кыргызского народа.

Манас эпос Кыргызского народа содержит свыше полумиллиона стихотворных строк. Состоит из трёх частей («Манас», «Семетей - сын Манаса» и Сейтек - сын Семетея» ) и составляет звенья единой эпической трилогии,

Идейный пафос произведения связан с непримиримой борьбой Кыргызов за освобождение от иноземного ига.

Характерно что эпос «Манас» бытует только у Кыргызов, Манас отражает не только историю народа, но и все стороны жизни кыргызов, не редко давая философское направление.

Описываются хозяйство, быт, обычаи, нравы, этические нормы и вкусы, суждения о человеческом достоинстве и пороках, представления об пороках, представление об окружающей природе, религиозные понятия, медицинские и географические знания. Таким образом, эпос «Манас» содержит философские взгляды на духовную и социальную жизнь народа.

Идея объединения как бы пронизывает каждый эпизод, переходя в идею воспевания Родины.

Родина сравнивается со щедрой природой, изобилием, природными явлениями. Понятия добра и зла. Белый цвет символизирует чистоту и святость. Темное - злое.

Интересны «заповеди» Манаса в них определены философско-социальные взгляды Кыргызского народа.

· Единство и сплочённость нации;

· Межнациональное согласие, дружба и сотрудничество;

· Национальная честь и патриотизм;

· Через кропотливый неустанный труд и знания к процветанию и благосостоянию;

· Гуманизм, великодушие, терпимость;

· Гармония с природой;

· Укрепление и защита Кыргызской Государственности.

Историко-культурное значение «Манаса» заключается ещё и в том, что он в течении веков оказывал существенное влияние на формирование этических вкусов и национального характера Кыргызского народа. Эпос воспевает эти этические нормы во взаимоотношениях людей, поэтому эпопея и в наши дни не потеряла своего воспитательного значения.

· Легендарные мыслители. Асан-Кайгы, Толубай Сынчи, Санчи-Сынчи.

В древние времена Кыргызы верили в демонические силы. Пользовались уважением шаманы, прорицатели, гадальщики и др. Наряду с язычеством, мистикой, мифологией соседствовал атеизм.

В верованиях Кыргызов сохранялись пережитки тотемизма. Так племя Бугу почитало Оленя как своего прародителя.

В то же время формировалось мировоззрение, которое пыталось отразить все сложности социального развития общества. Реальные люди (вызывающие к себе уважение и надежду) превращались в легендарные фигуры, которые могли помочь народу.

Так Асан-Кайгы (Асан - сострадалец) остался в памяти народа как бродячий философ -проповедник. Основу его философии и проповедей составлял призыв к состраданию к простому народу, установление справедливости на земле, любви к ближнему и к своей земле.

Идеи Толубая - Сынчи также были направлены на облегчение участи обездоленных, дружбе, помощи друг другу. Верили к справедливых правителей при которых народ будет хорошо жить.

Произведения философа XVIII века Санчи-Сынчи были пронизаны острой критикой баев, ханов, существующего порядка. Призывал к борьбе против угнетателей. Однако слабая связь с народом, безграмотностью простого народа не давали развития и распространения идет мыслителей. Они не выдвигали реального конкретного пути к обществу социальной справедливости.- поэтому их можно отнести к мыслителям - утопистам.

· Философско-этические взгляды акынов демократов.

Мировоззрение акынов-демократов таких как; Токтогул, Тоголок Молдо, Барпы Алыкулов характеризовались любовью к своему народу, к справедливости они критиковали баев, существующие порядки.

Токтогул является родоначальником высокоидейной демократической поэзии с философским содержанием. Он воспитал целую плеяду акынов. Его последователями и учениками являются; Тоголок Молдо, Барпы Алыкулов, Калыс Акие, Алымкул Усенбаев, талантливые певцы Бай-сентов, Коргол Досуев..

Большую роль сыграл акын-песенник, талантливый поэт, просветитель Байымбет Абдахма-нов (1864) - 1942 г.г.) по прозвищу Тоголок Молдо. Его перу принадлежат стихотворения « Плач жены Декханина», «Плач жены кузнеца», проделки ходжи» Тоголок Молдо одним из первых создал кыргызские басни «Лиса и Журавль», «Осёл и соловей». В сатирических стихах и поэмах акыны обличают тунеядство и алчность господствующих классов, часто в аллегорической форме изображаются социальные противоречия общества.

Народный певец Барпы Алымкулов (1884 - 1949 г.г.) посвящает свои песни тяжёлому положению народа несущего двойной гнет царских чиновников и местных баев и манапов. Об этом говорится в стихах «Алчность ханов», «Свобода в один из дней придёт» и другие. После победы Советской власти акыны активно участвовали в борьбе за социализм, боролись с басмачеством. В годы Великой Отечественной войны акыны призывали людей подняться на защиту Отечества, героическим трудом помогать Красной Армии.

· Проблема добра и зла, жизни и смерти в творчестве заманистов.

«Замай» - это жанр письменной поэзии: короткое бесконечное стихотворение, выражающие отношение акына к современности.

В большинстве заманов выражается недовольство современностью и забвением требований ислама. Поэты заманисты идеализировали патриархально-феодальное общество, призывали сохранять прошлое, как «золотой век», проклинали новую эпоху (эпоху скорби - зар заман), предвещали конец мира (акыр заман).

Истоки заманизма уходят в глубь веков. Их можно обнаружить даже в Коране, Библии и Талмуде - этих трёх канонических памятников мировой культуры.

В средневековье заманизм был представлен целым направлением среднеазиатской общетюркской поэзии XI - XIII столетий. (Юсуф ал Баласагуни 1018 - 1070 гг. писал:

На нынешний век, премудрый взгляни

Всё стало иным, переменчивы дни

В развале закон и разумный обычай

Меж: белым а чёрным не стало различий

Сулейман Бакыргани призывал к религиозно- мистическому осмыслению явлений мировоззрения к безропотной покорности и аскетизму.

Акыны предрекая близкий конец света (мира) тем немее искали реальные пути выхода из критического состояния, избавления человечества от страшного конца. Эти идеи в начале XIX века были подхвачены и развиты в своеобразной форме Кыргызскими акынами-мыслителями - Ка-лыгулом, Арсгабеком и Молдо Кылычем.

Понятия «тар заман», «зар заман», акыр заман как бы оживали в переломные эпохи истории

Как бы оживает в переломные эпохи истории, а в благе приятные периоды они уходили на второй план.

Идеи конца мира свидетельствовали о крайнем неблагополучии общества, о том, что людям необходимо серьезно задуматься нед жизнью и возможным её крахом. Задуматься и изменить свою жизнь - вот к чему призывали акыны заманисты, творившие в эпоху исторических потрясений.

Работы Калыгула, Арстанбека и Молдо Кылыча (Акыр запан, зар запан) проникнуты мотивами народного горя и страдания, в то же время идеализировали патриархальщину, бай-манапство, не были лишены реально-мистических настроений.

Калыгул лишь в сказочном мифологическом прошлом видел свой идеал, путь народа к благополучию.

Акын откровенно боялся будущего. Боялся присоединения к России, боялся не зная русских ни политики России, Эта его идея прослеживается в ((Акыр-Запане» Калычул взывает к религиозным чувствам мусульман. Грозит: люди позабывшие корни, станут жестокими, перестанут слушать старшего младший брат все станут бессердечными. Он призывает народ к миролюбию и разуму.

Здравый смысл поэта позволяет ему видеть в будущем не только плохое. Он говорит: телеги, телеграммы …

Будут расстояния сократятся. Появляются стихи, наполненные здоровой философией восприятия неизбежности грядущего, философия здравого смысла - исторический процесс не остановить, не изменить нельзя.

· Рекомендуемая литература.

Артыкбаев М.Т. философия. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов КГНУ. Бишкек. 1999г.

БрудныЙ А. А Пространство возможностей. Введение в исследование реальностей. Бишкек 1999г.

Волчек В.З.. Философия курс лекций. М-1996 г.

Канке В.А. Философия. М-2000 г.

Кириллов В,И, Философия часть I - II. Основные проблемы.

Спиркин А.С. Философия

Спиркин А.С. Современный философский словарь. Под редакцией В.Е. Кемерова. Москва-Бишкек-Екатеренбург 1996 г.

Чабыт (Порыв) Литературный альманах. Выпуск 2 Илим-Бишкек 1997 г. Отечественная философия - student2.ru

Наши рекомендации