Правила научного метода Рене Декарта
Первое философское сочинение Декарта – «Правила для руководства ума». Ум, считает Декарт – это способность правильно судить, т.е. отличать истинное от ложного. Всем людям эта способность дана от природы, но одни ученые совершают великие открытия, а другие всю жизнь повторяют давно уже всем известное. Причина в том, что для достижения научных результатов уму необходим метод (в переводе с греческого – «правильный путь»)
«Под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых препятствует принятию ложного за истинное и без излишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно».
Так определяя метод, Декарт выделяет главное: для научного познания важны не отдельные случайные открытия, зависящие от наблюдательности и остроты ума исследователя, а продуманный подход, способствующий организованному поиску новых истин.
Научный метод должен быть методом открытия нового, он должен давать правила познания неизвестного. В первом своем сочинении Декарт формулирует 21 правило, в трактате «Рассуждение о методе», написанном в зрелые годы, он счел возможным свести их число к четырем правилам.
Первое правило — это правило очевидности, которое Декарт формулирует следующим образом: "Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, иными словами, тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению". Таким образом, все сводится к ясности и отчетливости, в чем и заключается очевидность. Говорить о ясных и отчетливых идеях и говорить об идеях очевидных — одно и то же. Но каково то умственное действие, посредством которого достигается очевидность? Это интуиция, которой Декарт дает определение в "Правилах дли руководства ума": она представляет собой "не зыбкое свидетельство наших чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, а понимание ясного и внимательного ума… порожденное лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция". Таким образом, это ясная, отчетливая идея, отражающая "чистый свет разума", еще не согласованная с другими идеями, интуитивно данная и не доказанная. Речь идет об идее, присутствующей в уме, — и об уме, открытом идее без какого бы то ни было посредничества. Достичь этой взаимной прозрачности — цель трех других правил.
Второе правило: "Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения". Это защита аналитического метода, который только и может привести к очевидности. Ведь расчленяя сложное на простые элементы, он светом разума изгоняет двусмысленности. Если для определенности необходима очевидность, а для очевидности необходима интуиция, то для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного "на элементарные части до пределов возможного". В "Правилах" Декарт уточняет: "Мы называем простым только то, знание о чем столь ясно и отчетливо, что ум не может разделить их на большее число частей". Если всякая трудность вызвана смешением истинного с ложным, то аналитический ход мысли должен способствовать освобождению истинного от шлаков лжи.
Но разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, а не прочную связь, создающую из них сложное и живое целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез, цель третьего правила, которое Декарт определяет так: "Третье правило заключается в том, чтобы располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу." Итак, следует вновь соединить расчлененные элементы, в которых живет одна сложная реальность. Имеется в виду синтез, который должен отталкиваться от элементов абсолютных, независимых от других, продвигаясь к элементам относительным и зависимым, открывая дорогу цепи аргументов, освещающих сложные связи. Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от простого к сложному. Если бы даже этого порядка и не существовало, то его следует принять в форме гипотезы, наиболее подходящей для интерпретации и выражения реальности. Без очевидности не было бы интуиции, а переход от простого к сложному необходим для акта дедукции. В чем важность синтеза? "Может показаться, что при этой двойной работе не появляется ничего существенно нового, поскольку в конце концов мы получаем тот же предмет, с которого начинали. Но в действительности это уже не тот же самый предмет. Реконструированное сложное целое стало прозрачным под лучом прожектора мысли. Первый — это грубый факт, второе — знание о том, как он сделан; между ними двумя — посредник-разум" (Де Руджеро).
И наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать все этапы работы. Поэтому в заключение Декарт говорит:
"Последнее правило — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено" Итак, перечень контролирует полноту анализа, обзор — корректность синтеза.
Правила просты, они подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которые распадается любое строгое исследование. Они являются методом познания именно потому, что только ясность и отчетливость защищают от возможных ошибок или поспешных обобщений. Что же дает такой метод? Прежде всего, и в общей форме — отказ от всех приблизительных или несовершенных, фантастических или только похожих на правду понятий, которые устраняются в результате этой упрощающей операции. Простота, по Декарту, не есть "всеобщее" традиционной философии, так же как интуиция не есть "абстракция". Всеобщее и абстракция — эти два основных момента аристотелевско-схоластической философии — вытесняются простыми элементами и интуицией.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия