Начало последовательного развития философии относится ко второй половине XIXв
Этот век до революции – самый яркий период в истории русской философии. Идейные споры велись в основном о будущих путях развития России, о понимании русской идеи.
«Русская идея» - это термин, означающий систему представлений о месте России в мировом сообществе, особенностях её истории, культуры, национальной ментальности и национального характера. О русской идее писали преимущественно философы, а не историки, социологи и экономисты. По этой причине обсуждение русской идеи шло в рамках оригинальной и самобытной русской философской истории.
В истории русской философии яркий контраст представляют два взаимопротивоположных направления – славянофильское и западническое.
Западники ориентировались на европейские модели, а славянофилы выступали за самобытность России.
У истоков славянофильства стоит Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)– дворянин. Окончил физико-математический факультет Московского университета, поступил на военную службу в кавалерию. Участвовал в войне с Турцией, был трижды награждён за мужество. В отставке занимался философией и сельским хозяйством. А.С.Хомяков обладал феноменальной памятью, знал множество языков, был специалистом во многих гуманитарных и технических науках, поэтом, врачом и изобретателем.
Основные положения «славянофилов» (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков и др.): | - разрабатывали христианское миропонимание и считали, что основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни; |
- высоко ценили самобытные особенности русской культуры, идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер и считали, что русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада); | |
- любые формы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически. Русская политическая и общественная жизнь развивалась, и будет развиваться по собственному пути, отличному от пути западных народов. |
По мнению славянофилов, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, а также помочь Европе в разрешении её внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами.
Западничество как влиятельное философское течение оформляется в 1840-х гг.Теоретические идеи западников опираются преимущественно на построения западных философов. Но сама по себе теория интересовала их только в той мере, в какой её можно применить на практике: в борьбе за равенство, свободу, социальную справедливость.
Основные положения «западников» (А.Г.Герцен, Н.П.Огарёв, В.Г.Белинский И др.): | - отдельного от основной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет, Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе; |
- Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый этап развития, т.к. для России благо – освоить западные ценности, европейскую науку и плоды векового просвещения, и стать нормальной цивилизованной страной. | |
- они мало интересовались религией, не видели достоинств православия и преувеличивали недостатки русской церкви; | |
- что касается социальных проблем, то одни из них высоко ценили политическую свободу, а другие являлись сторонниками социализма в той или иной форме. |
Западники пытались внести в русскую философию идеи и положения материализма и эмпиризма.
Мировоззрение некоторых западников не отличалось постоянством. В начале или к концу жизни они значительно отступали от типичных западнических взглядов. В этом отношении ярким примером может служить Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).
П.Я.Чаадаев родился в дворянской семье. Учился в Московском университете. Участник войны 1812г. Был близок к декабристам, но не разделял их радикализма. В 1820г., несмотря на успешно складывающуюся карьеру, неожиданно ушёл в отставку. Три года жил за границей – в Англии, Франции, Германии, где познакомился с немецким философом Ф.Шеллингом. Несколько следующих лет жил затворником, работал над главным произведением своей жизни - «Философическими письмами», которые вышли в свет в1836г. в журнале «Телескоп».
Основные положения философии истории П.Я.Чаадаева: | - в основе исторического процесса лежит Божественное провидение; воплощение Божественной воли – христианство, которое является стержнем, двигателем истории; |
- Россия «выпала» из мирового исторического процесса, её будущее – вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся уникальности выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации; | |
- одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов является - географический; | |
- главной причиной, вызвавшей деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право являются несоизмеримые с другими странами просторы России. |
Взгляды П.Я.Чаадаева оказали большое влияние на последующее развитие русской философии. К проблемам, поднятым П.Я.Чаадаевым, впоследствии не раз обращались русские философы.
Западники воспринимали славянофильское стремление к возрождению народного быта, поддержанию и сохранению народных традиций и обычаев как искусственное и карнавальное, а славянофилам воззрения западников представлялось пустым подражательством, оторванным от реалий России.
Непониманию между этими двумя направлениями философской мысли способствовала острота общественных противоречий, требовавшая незамедлительных политических решений, и различные ограничения, не дававшие возможности обсуждать общественно-политические вопросы, в полной мере открыто и гласно.