Модуль А. Философия естествознания и техники

Биология и современность. – М., 1990.
Бор, Н. Избранные научные труды / Н.Бор. Т. 2.– М., 1970 – 1971.
Борн, М. Физика в жизни моего поколения / М.Борн. – М., 1963.
Бройль, Л. Революция в физике / Л. Бройль. – М., 1963.
Вернадский, В.И. Биосфера и ноо-сфера / В.И. Вернадский. – М., 1989.
Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. – СПб., 1996.
Гейзенберг, В. Шаги за горизонт / В.Гейзенберг. – М., 1987.
Горохов, В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: учеб. пособие / В.Г.Горохов, В.М.Розин. – М., 1998.
Дубнищева, Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание / Т.Я. Дубнищева, А.Ю. Пигарев.– Новосибирск, 1998.
Естествознание: системность и динамика. – М., 1990.
Зеленков, А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции / А.И. Зеленков, П.А. Водопьянов. – Мн., 1987.
Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания / С.Х. Карпенков. – М., 2001.
Митчем, К. Что такое философия техники / К. Митчем. – М., 1995.
Моделирование сложных систем и виртуальная реальность. – М., 1995.
Мэмфорд, Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление / Л. Мэмфорд. – М., 1991.
Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания / В.М. Найдыш. – М., 1999.
Огурцов, А.П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование / А.П. Огурцов. – М., 1988.
Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике / Х. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. – 1993. № 10.
Пригожин, И., Стенгерс И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986.
Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов.– М., 1993.
Ровинский, Р.Е. Развивающаяся Вселенная / Р.Е. Ровинский. – М., 1995.
Судьбы естествознания: современные дискуссии. – М., 2000.
Философия естествознания: ретро-спективный взгляд. – М., 2000.
Философия техники в ФРГ. – М., 1989.
Философия техники: история и современность. – М., 1997.
Хакен, Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. – М., 1985.
Шаповалов, Е.А. Курс лекций по философии техники / Е.А.Шаповалов. – СПб., 1998.
Шредингер, Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика / Э. Шредингер. – М., 1972.
Эйнштейн, А. Физика и реальность: собр. научн. тр. / А. Эйнштейн. – Т. 4. – М., 1967.

Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания

Арон, Р. Этапы социологической мысли / Р.Арон. – М., 1993.
Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем / В.В. Василькова. – СПб., 1999.
Виндельбанд, В. Избранное: Дух и история / В. Виндельбанд. – М., 1995.
Микешина, Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности / Л.А. Микешина, М.Ю. Опенков. – М., 1997.
Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт.– М., 1998.
Современная социологическая теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. – Новосибирск, 1995.
Теория и жизненный мир человека. – М., 1995.
Теория познания: Познание социальной реальности: В 4-х т. Т. 4. – М., 1995.
Трельч, Э. Историзм и его проблемы / Э. Трельч. – М.,1994.
Федотова, В.Г. Практическое и духовное освоение действительности / В.Г. Федотова.– М., 1991.
Фрейд, З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд. – Мн., 1991.
Шпенглер, О. Человек и техника // Культурология. ХХ век: Антология О. Шпенглер.– М., 1999.

Вместо заключения. Философия и наука на рубеже XX и XXI веков

Бек, У. Что такое глобализация? / У.Бек.– М., 2001.
Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн.– СПб., 2001.
Водопьянов, П.А., Крисаченко В.С. Великий день гнева: экология и эсхатология / П.А. Водопьянов, В.С. Крисаченко. – Мн., 1993.
Высокие технологии и современная цивилизация. – М., 1999.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
Грани глобализации. – М., 2003.
Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М., 2000.
Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М., 2000.
Козловский, П. Культура постмодерна / П. Козловский. – М., 1997.
Лиотар, Ж.Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании // Философия эпохи постмодерна / Ж.Ф. Лиотар. – Мн., 1996.
Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. – СПб., 2000.
Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин.– М., 2000.
Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. – М., 1994.
Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М., 2000.
Хантингтон, С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века / С. Хантингтон. – М., 2003.
Человек. Наука. Цивилизация: К 70-летию академика В.С. Стёпина. – М., 2004.

Раздел I.
ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Тема 1. Статус и предназначение философии в жизни общества

Понятийно-терминологический минимум:философия, мировоззрение, культура, метафизика, онтология, гносеология, аксиология, классическая и постклассическая, философия, материализм, идеализм, агностицизм, номинализм, реализм, схоластика, эмпиризм, рационализм, субстанция, панлогизм, марксизм, иррационализм, позитивизм, экзистенциализм, неотомизм, герменевтика, мифология, религия, идеология, национальное самосознание.

Учебно-методические задачи: Раскрыть специфику философии как личностного знания и рационально-критической формы мировоззрения. Раскрыть природу философских проблем и охарактеризовать типы философского мышления в культурных традициях Востока и Запада. Проанализировать основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии. Рассмотреть проблему научности философии. Показать многомерность феномена философии, ее социокультурный статус и функции в современном мире культурного многообразия, роль философии в формировании ценностных ориентаций личности и принципов биосферного мышления. Определить соотношение философии и национального самосознания.

Лекция 1, 2 ч.

1. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения.

2. Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления.

3. Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии.

4. Социокультурный статус и функции философии в современном мире культурного многообразия.

Семинар 1, 2 ч.

1. Философия, мировоззрение, культура.

2. Природа философских проблем.

3. Проблема научности философии.

4. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности и принципов биосферного мышления.

Дискуссии*:

Наши рекомендации