«Диалектика – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворённого им окружающего мира», - Г.Гегель | - смысл диалектики в том, что: -всё – Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы, явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (день и ночь, тепло и холод, молодость и старость и т.д.); - данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; - единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире, т.е. основа всеобщего существования и развития. |
- механизм развития (от абстрактоного к конкретному): - существует определённый тезис (утверждение, форма бытия); - данному тезису всегда находится антитезис –его противоположность; - в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; - данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис всё более и более высокого уровня. - в качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Г.Гегель выделяет тезис «бытие» (т.е. то, что существует). Его антитезис – «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии. - по Г.Гегелю, противоречие не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. |
Философия духа по Г.Гегелю: | - дух имеет три разновидности: - субъективный дух –душа, сознание отдельного человека («дух для себя»); -объективный дух –следующая ступень духа, «духа общества в целом». Выражением объектов нового духа является право – данный свыше, изначально существующий как идея порядок взаимоотношения между людьми. Право – реализованная идея свободы. Другим выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство; - абсолютный дух –высшее проявление духа, вечно действительная истина. |
- выражение абсолютного духа: - искусство –непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства; - религия– антитезис искусства. Если искусство – абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия – абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения; - философия– синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи, Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми – философами. Это – полное раскрытие всех истин, познание Абсолютным духом самого себя, соединение начала абсолютной идеи с её концом, высшее знание. |
- предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, идолжен включать в себя: - философию природы; - антропологию; - психологию; - логику; - философию государства; - философию гражданского общества; - философию права; - философию истории; - диалектику – как истину всеобщих законов и принципов |
- история – процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком всё большей и большей свободы; - в связи с этим Г.Гегель делит всю историю человечества на три большие эры: - Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т.д.) – период истории, когда в обществе осознаёт себя, пользуется свободой и всеми благами жизни один человек – фараон, китайский император и т.д., а все остальные являются его рабами и слугами; - Антично-средневековая эра – период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей; - Германская эра – современная Г.Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все. |
Социально-политические взгляды Г.Гегеля: | - государство – форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощённый Бог); |
-право – наличное бытие свободы (её воплощение); |
-общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу; |
- богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться; |
-противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса; |
-противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе; |
-«вечный мир» приведёт к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. |
Один из важнейших философских выводов Г.Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие – сознанием. Всё разумное действительно, а всё действительное разумно.
Наши рекомендации