Самостоятельная работа № 5
Знание и понимание
Форма: конспектирование
Цели: рассмотреть понимание как особую познавательную процедуру, сформировать представлении о понимании как основе гуманитарных наук.
Задание. Законспектируйте представленный материал.
Термин «понимание» очень близок по значению к термину «объяснение». Однако их значения не тождественны.
Нужно признать прежде всего, что термин «понимание» в своем происхождении связано с гуманитарным знанием и являлось категорией герменевтики.
Первоначально слово «герменевтика» обозначало искусство толкования и перевода. Это слово часто связывают с именем Гермеса, который (по античному мифу) был посланцем богов Олимпа, доставлявшим людям сообщения и истолковывавшим им эти сообщения; важно было правильно передать людям смысл и содержание таких сообщений. Это слово («герменевтика») перешло затем на священные книги, Библию, их толкование, а позднее и на художественные произведения, и с ним стали соотносить искусство истолкования, пояснения и объяснения этих текстов. Заметим, что уже здесь, еще до работ В. Дильтея, термин «понимание» шел рядом с термином «объяснение». Это не было объяснение на основе природного закона; содержание этого термина было почти равнозначно термину «пояснение». Наряду с этими понятиями термин «понимание» (в рамках герменевтики) часто применялся в связи с другими терминами, такими, как «вчувствование» (эмпатия), «интерпретация», «традиция», «авторитет», «смысл». Центральным было понятие «смысл», связанное с «пониманием».
Понимание есть процесс проникновения в смысл; это выявление смысла. Понимание есть деятельность субъекта, направленная на раскрытие текста (смысла). Без осмысления нет понимания. Чтобы раскрыть смысл, необходима интерпретация, или истолкование.
Правы те, кто считает соотносительными понятия смысла и понимания; они, действительно, не могут рассматриваться в отрыве друг от друга: смысла так же нет вне понимания, как и понимание всегда есть усвоение некоторого смысла. Бессмыслица изначально отрицает возможность понимания: в чем нет смысла, того не поймешь (возможно непонимание глубокого смысла из-за недостаточных усилий ума). Если же в чем-то уже заложен смысл, то его можно раскрыть. Понимание может быть частичным, может быть полным. Но может иметь место, как уже отмечалось, более глубокое понимание того, что «заложено» в смысле.
В постижении смысла человек активен. Не случайно понимание определяется как деятельность субъекта, направленная на раскрытие смысла текста. Смысл не задан субъекту извне, как какой-либо еще не познанный предмет природы; смысл формируется в процессе понимания. В этом отношении более обосновано то мнение, согласно которому смысл «приписывается». Он, конечно, не «приписывается» произвольно; в последнем случае мы имели бы чрезмерное нагромождение условностей.
Герменевтика как научная методология познания изучает, помимо прочего, условия, при которых смысл оказывается адекватным (в целом) самому предмету исследования. Одно из главных условий — строгое следование правилам и законам логики. Среди многих других условий — вхождение в «герменевтический круг».
Суть «герменевтического круга» в следующем: чтобы понять целое, мы должны понять части, но понимание отдельных частей определяется пониманием целого. Начинать процесс приходится с интуитивного представления о целом или части, и это представление в дальнейшем конкретизируется, углубляется.
Количество интерпретаций, их разброс уменьшается при соблюдении некоторых условий, и одним из них выступает определенная общность контекста, базиса понимания: интеллектуального, культурного, социального. Если нет, к примеру, общности базовых знаний, то маловероятным будет и достижение их взаимопонимания.
Понимание в гуманитарных науках вовсе не исключает ни знания, ни познания, ни объяснения. Оно невозможно без них. В свою очередь, процесс познания здесь неотрывен от понимания. Сопоставим теперь понимание с объяснением.
Обратимся к естественным наукам. Их предмет — не духовный мир человека, его эмоции, переживания, а предметы неорганической природы и живые органические существа. И в тех и в других нет духовности (хотя у высших живых существ и есть, возможно, зачатки интеллекта). В них в отличие от текста нет никакого заранее заложенного смысла. Если, конечно, кто-то из учащихся придерживается религиозных воззрений на мир, то он не будет сомневаться, что во все явления природы Бог заложил определенный смысл и что этот смысл нужно понять, раскрыть. В аналогичном положении оказываются и представители объективного идеализма, для которых существенно утверждение об интерпретации феноменов Абсолютной идеи. Но положение большинства естествоиспытателей иное: они должны раскрыть вещественные системы исходя из них самих, т. е. как не имеющих в себе никаких заранее данных им смыслов. Их объяснение основывается на данных эксперимента, на выявленном объективном законе и на правилах и законах логики.
Научное объяснение — это подведение объясняемого явления под существующий общий закон, это сопоставление тождественных черт исследуемого явления с теми, которые обобщены в данном законе; это распространение действующих законов на еще неизвестные факты. Объяснение отвечает на вопросы: «Почему существует данный предмет?», «Какова его причина?» и т. п. Распространение существующих законов на открытые факты создает возможность их объяснения и предвидения новых.
Таким образом, объяснение в науке строго рационалистично. На него, конечно, влияют и психологическо-герменевтические факторы, связанные с личностью исследователя, однако сам исследователь, чтобы добиться объективной истины, должен от всего субъективного абстрагироваться.
Не то в гуманитарных науках с пониманием. Здесь понимание есть, как уже отмечалось, прежде всего вживание, эмпатия; оно включает в себя рационалистический компонент, но на нем полностью не строится и к нему не сводится.
Понимание тесно связано с коммуникацией, с диалогом; понимание диалогично; объяснение же, хотя и имеет своей предпосылкой среду научного сообщества, монологично по своей сути. Для научного объяснения характерна нацеленность не на индивидуального слушателя, но рассчитано оно прежде всего в качестве всеобщей формы знания на всеобщее понимание. Отсюда, кстати, и стремление к созданию доступных для широких кругов читателей учебников.
Понимание и объяснение — два относительно самостоятельных метода постижения действительности, но они взаимосвязаны, взаимодополняемы. В гуманитарном знании ведущим является понимание, подчиняющее себе объяснение; в естественных науках, наоборот, ведущим выступает объяснение, использующее в необходимых случаях понимание (здесь, повторим, понимание не фактов, не имеющих смысла, а понимание текстов — о фактах, законах, о мире в целом; интерпретации здесь подвергаются мысли, знания о предметах, процессах).