Самостоятельная работа с философским текстом на семинарских занятиях

Ф И Л О С О Ф И Я

Методические рекомендации

для подготовки к семинарским занятиям

студентов экономического факультета

Вологда. Молочное.

2015г.

Ковров Э.Л. Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям студентов экономического факультета по философии - Вологда. Молочное: ВГМХА, 2015г.

Ковров Э.Л. - доцент кафедры философии Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии, кандидат философских наук.

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям студентов экономического факультета по философии одобрены на заседании методической комиссии экономического факультета ВГМХА ______________ протокол № _____

Оглавление

1. Цель изучения курса «Философия» С- 4

2. Самостоятельная работа с философским текстом на семинарских

занятиях. С- 5-7

3. Как начинать изучение философии С - 8-11

4. Планы семинарских занятий С- 12-17

5. Проведение самоконтроля готовности к сдаче итогового экзамена.

Вопросы для подготовки к экзамену по философии. С -18-20

7. Литература С - 21-22

8. Глоссарий С - 23-35

Цель изучения курса «Философия»

Самостоятельная работа студента является основной формой его учебной деятельности, от ее правильной организации и направленности зависит успешное освоение программного материала по курсу «Философия» Настоящее методическое пособие поможет студентам:

- осознать цель изучаемого предмета и способы достижения этой цели;

- правильно организовать самостоятельную работу для успешного освоения курса и выявления сложностей и предупреждения типичных ошибки, возникающих при его освоении;

- овладеть навыками правильного прочтения философского текста;

- провести самоконтроль готовности к сдаче итогового экзамена.

Первое условие успешного освоения курса «Философии» - четкое осознание цели ее изучения. Для многих студентов философия как учебная дисциплина - вещь совершенно бесполезная. Такому пониманию соответствует безразличное, а порой и враждебное к ней отношение. Причиной этого является резкое снижение общего уровня культуры студентов, тогда как занятия философией предполагают высокую ступень культурного развития. Главное, что должен осознать приступающий к изучению данного курса студент: философия нужна всем людям без исключения, она носит всеобщий характер. С философией не сталкивается только тот, кто не думает о своем месте в мире, об окружающих людях и, в конечном счете, о самом себе и своем призвании.Философия - попытка ответить на самые существенные вопросы человеческого бытия. С помощью философии человек пытается найти свое место в Мире, открыть истину, которая сделает его свободным. Философия не нужна только тем, кто давно превратился в объект манипулирования и перестал развиваться, кто не знает себя как свободный дух, кто стал рабом обстоятельств и других людей. Разговоры о том, что философия не нужна, так как отвлекает от изучения специальных - необходимых для будущей профессии предметов, ничего не стоят. За этими разговорами стоит обыкновенная лень и ведут их именно те студенты, которые не успевают по всем предметам, в том числе и специальным. Все обстоит с точностью наоборот. Именно тем, кто хочет стать настоящим специалистом философия необходима, так какцелью изучения курса философии является формирование целостного мировоззрения будущего специалиста.Именно философия подводит учащегося к пониманию выбранной им профессиональной сферы. Только на занятиях философии осуществляется синтез всего накопленного учащимся материала и разрозненные знания, умения и навыки занимают свое место в целостной системе личного опыта.

Для достижения данной цели существует продуманная система изучения курса философии. Студент посещает лекции и семинарские занятия. К каждому семинарскому занятию студент обязан прочитать и проработать философский текст. Так как философия - предмет сложный для усвоения и требует особого усилия понятийного (абстрактного) мышления, студент может обратиться за помощью к преподавателю. Существуют учебники по философии, но следует помнить, что работа с учебниками носит вспомогательный характер. В конце семестра или учебного года предусмотрен экзамен.

Самостоятельная работа с философским текстом на семинарских занятиях.

Как уже отмечалось, к каждому семинарскому занятию студент обязан прочитать и проработать философский текст. От студента требуется понимание основной мысли текста и умение показать, как эта мысль развертывается и доказывается. К сожалению, умение следовать за чужой мыслью - необходимый, но редкий дар современной школы. Ошибочно считается, что проработанный и прочитанный текст это одно и тоже. Все чаще, работа студентов ограничивается подчеркиванием в ксерокопии текста мест, которые отвечают на вопросы семинарского занятия. Студенты не знают, что умение следовать за чужой мыслью необходимо развивать, что оно формируется в процессе прочтения и конспектирования научного текста. Более того, большинство студентов вообще не обладают навыками конспектирования. Таковым почему-то, считается бессмысленное переписывание текста или его тезисное изложение. Как же пишется настоящий конспект?

Тетрадный лист делится на две неравные части. Одну третью (левую) часть тетрадного листа необходимо оставить под поля. Две трети, для записей, которые появятся в результате проработки текста. Записи, которые студент делает по мере прочтения текста бывают двух видов. Это либо цитаты, которые берутся в кавычки, либо пересказ текста своими словами. Цитировать следует только наиболее существенные места текста - выводы, определения и наиболее удачные выражения, о которых говорится: «лучше не скажешь» Все остальное можно и нужно пересказывать своими словами потому, что такой пересказ - первый шаг к пониманию собеседника. Буквальное воспроизведение чужой мысли свидетельствует лишь о хорошей памяти.

Главная работа с текстом происходит на полях конспекта. Это место, где читатель встречается с автором текста. Первое, что должен сделать студент для правильной организации самостоятельной работы с текстом - осознать, что текст по философии - личный диалог мыслителя прошлого читателем.Во время диалога мы, во-первых, следим за мыслью говорящего. Во-вторых, пытаемся ее осмыслить. В третьих, пытаемся выработать собственное отношение к предмету разговора. Отсюда тройственная функция полей конспекта. Первая задачу, когда читатель слушает автора и пытается запомнить ход его мыслей, решается составлением на полях конспекта плана текста. Он позволяет следить за ходом авторской аргументации. После завершения составления плана у студента имеется логический каркас текста. Благодаря этому текст предстает как целостность, все части которой связаны самостоятельной работой самого студента. Таким конспектом легко пользоваться: с помощью плана можно легко найти нужное место, если такая потребность возникла на семинарском занятии. Вторая задача, когда читатель пытается осмыслить сказанное автором, решается работой со словарями или энциклопедией. Результат этой работы также фиксируется на полях конспекта. Философские тексты написаны очень сложным языком. Необходимо этот язык понимать, то есть вкладывать в термины тот же смысл, что и создатель текста. Для этого на поля выносятся философские термины и иностранные слова. Студент должен знать, что существует «Философский энциклопедический словарь», пятитомная «Философская энциклопедия» и «Словарь иностранных слов». Работа с понятиями - необходимое условие правильного конспектирования и одного словаря для этой работы мало. Существуют так называемые контекстуальные определения понятий. Часто автор вкладывает в понятие особый смысл, но не дает явного определения. В этом случае читатель пробует дать на полях определение, которое вытекает из контекста. Третья задача, когда читатель вырабатывает свою точку зрения на предмет диалога, решается благодаря тому, что настоящий читатель не может воспринимать текст пассивно. У него рождаются вопросы, появляются сомнения или возражения. Эта деятельность находит свое выражения на полях конспекта, в виде значков (например, восклицательных или вопросительных знаков) Желательно, чтобы каждый читатель имел собственную систему таких значков. Кроме того читатель вступает в диалог с автором. Спорит с ним, то есть у него рождаются собственные мысли, которые он заносит на теже поля. Таким образом, конспект без полей и не конспект вовсе, а груда бесполезной информации. Если полей в конспекте нет, то встреча студента и философа не состоялась. Текст прочитан, но не понят, а это главная задача, которую мы ставим перед собой.

Но что означает требование понимания текста? В буквальном значении слова, «понять» - сделать своим. Учащийся обязан повторить духовный опыт, зафиксированный в тексте, воспроизвести его в себе, сделать истину текста своей. Возможно ли это вообще? Вспомним как трудно понять даже близкого человека. А если перед нами текст, написанный несколько тысяч лет назад? Иная культура, менталитет... И все-таки это возможно, так как писал человек для людей. Представим себе истину текста как центр различных значений, расположенных вокруг нее в виде концентрических кругов. Степень моего понимания текста будет зависеть от того, насколько близко я нахожусь к центру, насколько я сам вовлечен в происходящее Здесь лежит главная трудность, связанная со спецификой философского знания. Философская истина не исключает меня как познающего субъекта. То, о чем я философствую, должно иметь ко мне прямое отношение. Если это не так, если предмет философствования меня не касается, то он не имеет значения. Истина текста остается для меня закрытой. Это означает, что конспектирование текста необходимое, но недостаточное условие для его понимания. Работа по пониманию текста будет продолжена на семинарском занятии, когда студент получит возможность уточнить свою точку зрения благодаря столкновению с другой, возможно противоположной точкой зрения своего товарища. В сборнике рекомендаций для студентов экономического факультета «Гуманитарное знание» Вологда. - Молочное 1998. В статье «Апология Сократа - разговор о вечном» вопрос о специфике прочтения философского текста рассмотрен более подробно и желающие могут обратиться к данному тексту.

К каждому семинарскому занятию студент должен проработать философский текст и быть готовым вести по нему беседу. Главное понять, что семинарское занятие по философиине повод доказать собственной точки зрения на текст, а диалог тех, кто пытается этот текст понять.Очень часто, за требованием студента признать значимость его личной точки зрения, стоит бесцеремонная заявка на равнозначность его духовного опыта опыту великих авторов классических философских текстов. Необходимо понять: существует бесценный философский опыт, зафиксированный в тексте и мы надеемся с помощью напряженных усилий этот опыт повторить. Речь не идет о том, что у студента не должно быть своего мнения. Такое утверждение противоречило бы тому о чем говорилось в предыдущем разделе. Вопрос в акцентах. Студент имеет свое мнение, но это только мнение. Целью же является истина текста, которая является продуктом усилий каждого из присутствующих понять этот текст адекватно замыслу автора. Читая текст учащийся не мог не задавать себе тех же вопросов, что и автор текста. Сам текст был ответом на эти вопросы. Обязан ли студент в своих ответах бездумно следовать даже за именитым автором? Но человек не компьютер, выполняющий заложенную в него программу. Ответы учащегося будут зависеть от жизненного опыта и чем этот опыт богаче и разнообразнее, тем более неожиданны и интересны будут ответы. Каждый увидит в тексте свое и это свое зависит от общего уровня культуры и даже минутного настроения учащегося. На семинарском занятии появляется возможность столкнуть различные ответы между собой и увидеть альтернативу своему пониманию текста. При этом следует помнить, что наши ответы будут представлять только наши мнения. Так будет продолжаться до тех пор, пока мы не встанем на точку зрения философа, пока не повторим его духовного опыта, пока не посмотрим на постигаемую проблему «с точки зрения вечности», как об этом говорил великий Бенедикт Спиноза. Нам следует подняться на метафизическую (философскую точку зрения), наш взгляд должен стать диалектическим, когда противоположный взгляд на вещи становиться элементом моего собственного отношения к этой вещи. Наш путь должен увенчаться интуитивным озарением, когда все станет понятным и свет истины озарит все точки зрения, примиряя их друг с другом и с собой. Такому пониманию поиска истины противостоит точка зрения, выраженная в формуле: «Истина познается в споре» Задача семинара не спор, но сотрудничество, когда самостоятельные усилия студента направлены на понимание текста и своей собственной позиции

Наши рекомендации