Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия
ытие - интегральная характеристика мира, утверждает целостность мира, через его существование. Таким образом, понятие бытия отвлекается от конкретных характеристик предметов, кроме одной их черты - их существования. Это задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.
Один из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира - вопрос о многообразии способов и форм бытия.
По способу существования бытие разделяется на два мира:
§ мир физических состояний (материальный, природный);
§
мир психических состояний (сознание, духовность...)
Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель - субъект).
Вопрос о том, как эти два способа бытия реально связаны между собой - один из основных вопросов философии. Комбинация этих способов позволяет выделить ещё несколько разновидностей бытия:
§ бытие человека;
§
специфическое бытие вещей создаваемых человеком (принадлежат к физическому миру, но в тоже время, в своём происхождении они опосредованы человеческим сознанием, этим бытие «второй природы» отличается от способа бытия самой природы, частью которой является человек;
§
духовный мир человека: субъективный - внутренний психический мир, мир отдельного человека; объективный - совместная деятельность порождает объективированное или интерсубъективированное духовное достояние общества, духовной культуры общества (язык, искусство, наука...). Между объективно - и субъективно-духовным существует органическая взаимосвязь;
§
Человеческое общество - в нём переплетаются материальное и идеальное, первая и вторая природа, субъективный и объективный мир.
Уровни бытия:
§ существовавшее в возможности (потенциальное бытие);
§
существующее в действительности (активное бытие).
Каждая из форм бытия имеет свою специфику и развитие и существует по своим собственным специфическим законам, однако имеет одну основу - материю. Однако это не значит, что понятие бытие и материя тождественны. Материя отражает лишь объективно существующую форму бытия.
Онтология - раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу онтология выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.) В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание.
Термин «онтология» был впервые употреблен в философском лексиконе (1613) Р. Гоклениуса как синоним метафизики. До начала ХIХ в. онтология развивалась умозрительно, опираясь на представления о скрытых сущностях вещей. Несостоятельность такого учения о бытии, подвергнутая критике в немецкой классической философии, была полностью преодолена марксизмом, который показал необходимую связь и единство онтологии, гносеологии и логики и, следовательно, зависимость онтологических представлений от наличного уровня и форм познания.
В ХХ в. возрастание уровня абстрактности научного познания выдвигает некоторые принципиальные онтологические проблемы: построение адекватной онтологической интерпретации абстрактных понятий современной науки(например, физики элементарных частиц, космологии) и создание теоретического фундамента для современных методологических подходов и направлений(например, онтологический базис системного подхода, кибернетики и т.д.).
Для ряда направлений философии (в частности, для феноменологии, экзистенциализма, персонализма) характерны попытки возродить проблематику онтология в новом, преимущественно субъективно-личностном ключе - как вопрос о слоях и уровнях бытия личности. Эта линия выражает мироощущение пессимистически настроенного индивида в условиях отчуждения.
Монизм - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы(«субстанции») всего существующегои построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Монизм первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например «вода» (у Фалеса), «огонь» (у Гераклита). Главную проблему философского монизма составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма.
Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (плюрализм в гносеологии). Термин «плюрализм» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. Плюрализм противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала - материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира.
Античный атомизм - материалистический вариант плюрализма, поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант плюрализма, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций - монад.