Понятие, предмет и метод философии
Автономная некоммерческая организация
Высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Тверской филиал
«Утверждаю»
Директор
Тверского филиала МГЭИ
А. А. Бутузов
«___»_______________ 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
«ФИЛОСОФИЯ»
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки:
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
ЭКОНОМИКА»
МЕНЕДЖМЕНТ»
ПСИХОЛОГИЯ»
Квалификация (степень) бакалавр
Тверь 2014
Автономная некоммерческая организация
Высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Тверской филиал
«Утверждаю»
Директор
Тверского филиала МГЭИ
А. А. Бутузов
«___»_______________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
«ФИЛОСОФИЯ»
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки:
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
ЭКОНОМИКА»
МЕНЕДЖМЕНТ»
ПСИХОЛОГИЯ»
Квалификация (степень) бакалавр
Тверь 2015
Иванов Н. И.
Философия. Рабочая программа.
Рабочая программа обсуждена и рекомендована к изданию на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института
(Протокол № 2 от 24. 08. 2014 г.).
Рабочая программа предназначена для студентов Тверского филиала МГЭИ очной и заочной форм обучения направлений подготовки 38.03.02. Менеджмент, 38.03.01. Экономика, 40.03.01. Юриспруденция, 37.03.01. Психология.
© Тверской филиал МГЭИ, 2014
© Иванов Н.И., 2014
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Планируемые результаты обучения | |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы | |
3. Объем дисциплины и его распределение на виды работ студента | |
4. Содержание и структура дисциплины | |
5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся | |
6. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации | |
7. Перечень основной и дополнительной литературы | |
8. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет» | |
9. Методические указания по освоению дисциплины | |
10. Перечень информационных технологий, справочных систем, используемых в образовательном процессе | |
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса |
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Понятие, предмет и метод философии.
Возникновение и основные этапы развития философии Древнего мира. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения и Нового времени. Основные направления западноевропейской философии 19-20 веков.
Русская философия. Философское учение о бытии (онтология). Философское учение о развитии. Сознание.
Познание как проблема философии. Наука и научное познание. Общество как объект философского анализа.
Сферы общественной жизни. Проблема периодизации всемирной истории. Социокультурная природа человека.
Человек в системе социальных связей, свобода и ответственность личности. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
Место дисциплины в структуре ООП.Данный курс является дисциплиной первого цикла учебного плана всех направлений подготовки и преподается студентам во 2-м семестре в объеме 4-х зачетных единиц (144 часа) «Экономика» и «Менеджмент» в объеме 3-х зачетных единиц (108 часов) «Психология» и «Юриспруденция».
Освоение философии основывается на знаниях, приобретенных при изучении истории, логики, правоведения, экономической теории и др.
Цель освоения дисциплины – формирование у студентов теоретических знаний, философского мировоззрения, методологической культуры, навыков аналитического стиля мышления, а также знаний исторических этапов становления, развития и функционирования философии как обобщенного систематизированного знания, выраженного законами и закономерностями природы, общества и мышления.
Основные задачи курса: Сформировать у обучающих понимание философских принципов, законов и категорий; научить студентов осознано пользоваться принципами философского мышления; сформировать у обучаемых научную картину мира и современный стиль мышления, усиливающие их мировоззренческую и методологическую позицию с целью эффективного решения профессиональных задач; обучить умению всесторонне анализировать сложные социальные явления и процессы окружающего мира, что позволит успешно планировать, прогнозировать и управлять социальной деятельностью.
Программа курса состоит из 3 разделов, включает 15 тем и не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в учебную программу: Философия как система знаний и тип мировоззрения, средневековая философия, философия эпохи Возрождения и Нового времени, западноевропейская философия 19-20 веков, русская философия, философское учение о бытии и развитии, социальная философия и философская антропология.
На практических занятиях рассматриваются наиболее важные разделы и сложные темы для понимания студентов: история философии Древнего мира, средних веков, западноевропейская и русская философии, методы и формы научного познания.
Самостоятельная работа студентов направлена на изучение отдельных разделов и тем рабочей программы: решение онтологических и гносеологических проблем различными философскими направлениями, логика развития философского мышления, изменение представлений о материи в ходе её исторического развития, философские взгляды Ф.Бэкона, Р.Декарта, Д.Беркли, Д.Юма, Ф.М.Достоевского и Льва Толстого, формирование и развитие сознания и мышления, практика как цель познания и критерий истины, общество как система общественных отношений, социальная структура общества, материальное производство как основа существования и развития общества, научно-технический прогресс и его критерии, формационная и цивилизационная концепции развития общества, личность как продукт общественных отношений и результат социальной деятельности.
Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен. Один семестровый экзамен выражается 1-й зачетной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и один день на экзамен (9 часов)
Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Менеджмент», должны: знать основные философские понятия и категории; закономерности развития природы, общества и мышления;
уметь применять понятийно-категоральный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; применять методы и средства для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
овладеть навыками целостного подхода к анализу проблем общества; выражение своих мыслей и мнений в межличностном и деловом общении.
Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Менеджмент» следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):
знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
знание законов развития природы, умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2)
способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
владение культурой мышления, способность к анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
способность и готовность ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психологического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ОК – 8);
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13).
В результате освоения курса выпускники направления «Психология», должны:
знать основные категории, понятия, законы, направления развития философии, экономики, политологии, социологии; систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога;
уметь анализировать и оценивать социально-экономическую и политическую информацию;
Владеть навыками взаимодействия и сотрудничества; толерантностью, социальной мобильностью.
Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология» следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК -1);
способностью к самоорганизации и самообразованию ( ОК -7).
В результате освоения курса выпускники направления подготовки «Юриспруденция», должны:
знать предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности; сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления;
уметь ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума; понимать характерные особенности современного этапа развития философии; применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности;
владеть навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, философско-правового анализа.
Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Юриспруденция» следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
В результате освоения курса выпускники направления «Экономика», должны:
знать основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;
уметь применять понятийно-категоральный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
владеть навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками научной речи.
Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Экономика»следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозирование возможности их развития в будущем (ОК-4);
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-12);
способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и / или аналитический отчет (ПК-9).
Содержание
1. Цель изучения дисциплины.
2. Требования ГОС ВПО.
3. Тематические планы.
4. Программа дисциплины.
5. Учебно-методические разработки по проведению практических занятий и организации самостоятельной работы.
6. Учебно-методические указания по подготовке и сдаче экзамена (зачета).
7. Вопросы для подготовки к зачету (экзамену).
8. Темы курсовых работ и рефератов.
9. Рекомендуемая литература.
10. Методические рекомендации по написанию рефератов.
11. Тесты.
12. Упражнения для самостоятельной работы.
13. Организация и контроль самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН