Философское понимание бытия. Метафизика и онтология
Онтология (от греч. Ontos – сущее и logоs – слово, учение) - учение о бытии как таковом, о фундаментальных принципах, первичных основаниях и атрибутах бытия.
Онтология - раздел философии, где речь идет об истинно сущем, едином, о том, что гарантирует миру и человеку устойчивое существование.
Центральным понятием онтологии выступает категория «бытие». В истории философии проблема бытия всегда была связана с вопросами о сущности и смысле человеческого существования, природы, универсума.
В обыденном языке термины быть, существовать, находиться в наличности являются синонимами. В философии они имеют особые смыслы, становятся категориями онтологии.
Бытие как философская категория обозначает реальность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а потому не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества.
Люди на протяжении всей истории стояли и стоят перед жизненно важной проблемой:
- либо признать наличие бытия, т.е. того, что есть истинно сущее, что не возникало, а потому вечно, нескончаемо во времени, неуничтожимо, и жить с оглядкой на него.
- либо объявить свое собственное существование самодостаточным, автономным, не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсолюта.
Философия, принимая или оправдывая тот или иной выбор, являла себя в истории то как философия бытия, то как философия свободы.
Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного (Бог, Разум).
Философия свободы доказывала, что человек сам творит историю и себя самого.
Бытие – это философская категория, отражающая совокупность многообразных проявлений мира, существующих в реальности.
Выделяют два основных вида бытия: материальное (от лат. materialis – вещество) и идеальное (от греч. Idea – идея, первообраз, парадигма, эталон, образец, эйдос).
Между материальными и идеальными основаниями бытия есть существенные различия:
- материальные объекты возникают и функционируют по объективным законам, а идеальные основаны на способности человека отражать мир в образах, следовательно, зависят от психики, сознания, мышления, воли человека, творчества, а иногда и фантазии.
- Материальные феномены тиражируются, группируются в классы, идеальные же стремятся к уникальности, неповторимости;
- Материальные объекты даны в ощущениях и могут фиксироваться органами чувств или приборами, идеальные в ощущениях непосредственно не даны.
Вместе с тем противоположность материального и идеального не является абсолютной. Человек материализует идеальное, а идеальное обладает реальным бытием.
Выделяется несколько форм бытия:
· Бытие природы: органической и неорганической;
· Бытие культуры: материальной, духовной, художественной; национальной, региональной, общечеловеческой; народно-фольклорной, массовой, элитарной.
· Бытие общества, или социальное бытие: экономическое, политическое;
· Бытие человека, индивидуально-личностное.
· Особую проблему для современной философии представляет выяснение отнологического статуса виртуальной реальности, с которой сталкиваются теоретическая физика, квантовая электродинамика, психология, кибернетика и даже пользователи компьютеров последнего поколения.
Виртуальное (от лат. virtualis – возможное, могущее появиться, которое должно появиться) бытие охватывает не только ставшие, но и становящиеся объекты, действия, события, энергетические процессы, в возникновении и конструировании которых большую роль играет человек.
Универсальные принципы бытия:
- принцип единства мира и его целостности
- принцип взаимосвязи и взаимодействия всех явлений и процессов
- принцип системности
- принцип развития
- принцип глобального эволюционизма и коэволюции (согласованности)
- принцип сложной причинно-следственной обусловленности всех явлений и процессов в мире, который называют еще принципом детерминизма.
2. Материя и её основные атрибуты (движение, пространство, время). Эволюция представлений о материи в истории философии.
В домарксовском материализме господствовал субстратный подход к понятию материи: либоматерия отождествлялась с какими-то конкретными «первокирпичиками», из которых построено мироздание (корпускулами, атомами, веществом, энергией и т.д.), либо делалась попытка отыскать некую единообразную материю, которая существует наряду с конкретными вещами. Оба эти подхода были отвергнуты диалектическим материализмом.
Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы» подчёркивал, что материя – это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных явлений и процессов. Материя как таковая не существует. Она существует в конкретных бесконечных многообразных видах и формах вещей, процессов, явлений, состояний и т.д. Ни один из них не может быть отождествлён с материей, но всё их многообразие, включая связи и взаимодействия, составляют материальную действительность.
Классическое для диалектического материализма определение материи сформулировал В.И.Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется и отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Поскольку мир един и имеет устойчивые основания своего единства, постольку у него должны обнаруживаться всеобщие, универсальные признаки и свойства. К таким характерным для всех форм бытия атрибутам относятся движение, пространство и время.
Движение – это философская категория, которая отражает все типы изменений и взаимодействий в мире, это изменения вообще, оно абсолютно.
Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуется понятием покоя, о котором можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения.
Выделяются следующие типы движения:
- предмет взаимодействует с окружающей средой и устойчиво воспроизводитсяв своих основных состояниях и характеристиках
- происходит качественное, направленное и необратимое изменение объекта. Этот тип называется развитием.
Устойчивость и развитие – два типа движения.
Выделяются формы движения. Ф.Энгельсвыделил механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения. Причем каждая форма движения связана с определённым материальным носителем: механическое – движение тел, физическое – атомов, химическое – молекул, биологическое – белков, социальное – индивидов и социальных общностей. Наука открывает новые формы организации мира, а следовательно, и новые формы движения. Например, тепловое, электромагнитное, гравитационное, кибернетическое. При этом основной принцип классификации, разработанный Ф.Энгельсом, сохраняется: каждая высшая форма включает в себя низшие, но не сводится к ним.
Мир есть движущаяся материя, и она не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. Пространство и время есть формы бытия материи.
Пространство – это философская категория, отражающая рядоположенность, протяженность, устойчивость конфигурации объектов, их особое место и границу по отношению к другим объектам. Категория пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку бытие структурно, разрежено, дифференцированно на самостоятельные объекты, явления и процессы.
Время – это философская категория, отражающая чередование и последовательность, ритм и темп процессов в объектах, длительность бытия самих объектов. Время является важнейшим атрибутом бытия, организующим движение, изменение и развитие мира. Вне понятия движения время было бы бессмысленным.
Понятия пространства и времени имеют общие и специфические свойства.
Общие свойства: объективность, бесконечность и неисчерпаемость, неотъемлемость пространства и времени по отношению к бытию.
Специфические свойства пространства и времени:
- формой проявления объективности пространства является протяженность тел, их расположение и движение относительно друг друга; формой проявления объективности времени является длительность и последовательность происходящих событий.
- В нашей системе отсчета пространство трехмерно, а время одномерно.
- Пространство обратимо, так как возможно движение в прямом и обратном направлениях; время – необратимо, оно направлено от прошлого к настоящему и будущему.
В истории науки сложилось два основных подхода к пониманию пространства и времени: субстанциальный и реляционный.