Особенности неклассической философии. Философия А. Шопенгауэра. Ф. Ницше

Неклассическая, постклассическая или иррациональная философия это учения и направления в философии, которые, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и предлагают вместо него в качестве основы миро­понимания волю, интуицию, бессо­знательное, мистическое озарение и др., утверждая тем самым неразумный, иррациональный характер самого бытия.

Классическая философия уповала на познавательные воз­можности разума, прогресс науки и техники, превозносила идеалы свободы, равенства и братства. Но историческая и социальная ситуации в XIX веке начала складываться таким образом, что начал нарастать интерес в культуре и философии к дру­гим сторонам бытия человека и общества и, прежде всего, к егоиррациональнымаспектам (воле, бессознательному и др.).

Каковы варианты неклассической философии?

1) Критика философской классики и иррациональная философия (Шопенгауэр, Ницше)

Социально-критическая программа, которая ориентирована не только на объяснение, но и на изменение мира (Маркс).

3) Критическая философия, которая включает научно-рационалистические приоритеты и ценности (позитивизм, неопозитивизм)

4) Экзистенциально-антропологи-психологическое направление (экзистенциализм, психоанализ). (КСР)

Одним из первых принципы европейского иррационализма разработал Артур Шопенгауэр(1788-1860) в произведении «Мир как воля и представление» (1818).

Воснове мира, по мнению Шопенгауэра, лежит не разум, а воля.

Воля - это абсолютное начало всякого бытия, некая кос­мическая и биологическая сила, созидающая мир и человека. Человек является рабом воли. Воля заставляет человека жить. Она заманивает индивида соблазнами, например, сексуальным наслаждением. Разум человека - всего лишь инструмент воли, ее ору­дие, с помощью которого человек исполняет свои желания. Жизнь есть спонтанный процесс волевых импульсов, она по существу есть ад, в котором нужно уметь устроить себе огнеупорное помещение. Глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, мудрец старается избегать бед. К счастью ведет самоограничение. Оно не во внешних обстоя­тельствах, а во внутреннем чувстве. Мудро живущий человек осознает бренность бытия и неизбежность бед, держит в узде свои страсти и ставит предел своим желаниям. Есть только один разумный выход - погасить в себе волю к жизни. Эту ис­тину, по мнению Шопенгауэра, открыли еще древнеиндийские мудрецы, выразившие ее в буддистском учении о нирване.

Рассуждения о воле приводят философа к пес­симистическому восприятию самой жизни. Шопенгауэр первым ввел в оборот термин «пессимизм», выражающий негативное отно­шение к жизни, которая рассматривается как бессмыслица и поток желаний. Шопенгауэр выделял две разновидности людей, которые перестали быть ра­бами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве.

Философия Ф. Ницше

Основные работы: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Анти­христ», «Воля к власти»и др.

К основным понятиямфилософии Ницше относятся: «жизнь», «воля к власти», «нигилизм», «сверхчеловек», «вечное становление», «переоценка всех ценностей».

1) «Жизнь» - это вечное становление, борьба сильных и слабых воль. Отсюда отрицание всяких абсолютов, моральных принципов (что хорошо для сильных, плохо для слабых).

2)«Воля к власти» - воля к торжеству жизни, самоутверждение жизни.

3) Ницше впервые заговорил о нигилизме(от­рицании общепринятых ценностей, моральных норм). Это ми­ровоззрение, в котором не находится место Богу, христианским ценностям. Суть нигилизма Ницше кратко выразил формулой: «Бог умер». Это означает, что христианский Бог - «голая идея», абстрактный смысл. «Смерть Бога» - итог тыся­челетнего развития рационализированной культуры западной цивилизации.

Ницше утверждает, что назрело время переоценки цен­ностей, а именно: на смену должна прийти новая система ценностей, ядром является воля к власти, которая будет при­суща новому типу человека, «сверхчеловеку».

4) Тезис о сверхчеловеке~ центральный в философии Ниц­ше. Человек должен превзойти самого себя и стать «сверхчело­веком». Сверхчеловек должен заменить умершего христианс­кого Бога. Ближе всего к образу сверхчеловека тот, кто творит свою жизнь без подсказки, несет ответственность за поступки и собственную жизнь, выстраивает себя как свободную авто­номную личность, не мстит и не обижается на жизнь, а воспринимает жизнь как вечное становление(в виде побед и поражений, падений и взлетов). Только сильному человеку по плечу брать на себя ответственность за собственную жизнь и не переклады­вать эту ответственность на других (это удел слабых волей лю­дей).

Суть ницшеанства - заставить человека всмотреться в себя, самоопределиться, стать независимой творчес­кой, самостоятельной личностью. Созвучие философии Ницше мы находим в русской культуре ( «выдавливать из себя раба» (Чехов), «тварь ли я дрожащая или право имею» (Достоевский)).

Философия марксизма

Марксистская философия возникла в 40-х годах XIX столе­тия. Ее основателями были немецкие мыслители Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Суть своих воззрений Маркс изложил в Предисловии к книге «К критике политической экономии» (1859), «Капитале».

Основными тео­ретическими источниками марксизма были:

• немецкая классическая философияи, прежде всего, идеа­листическая диалектика Гегеля и антропологический матери­ализм Фейербаха,английская классическая политическая экономия в лице ее выдающихся представителей А. Смита и Д. Рикардо;

• идеи социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

Одной из наиболее обстоятельно разработан­ных является идея материалистического понимания истории.

В ее изложении Маркс и Энгельс использовали такие ка­тегории, как «способ производства», «общественно-экономи­ческая формация», «производительные силы», «производс­твенные отношения», «базис», «надстройка», «общественное бытие», «общественное сознание» и др.

1) Материалистическое понимание историиисходит из того, что общественное бытиеопределяет общественное сознание. Общественное бытиеесть реальный процесс жизни людей, социальная материя, которая отражается в общественном со­знании. Общественное сознание - это осознанное обществен­ное бытие, которое имеет по отношений) к нему относительную самостоятельность.

2) В общественном бытии Маркс и Энгельс выделяют то главное, что независимо от воли и желания людей составляет основу их жизни - способ производства материальных благ.Именно способ производства, доказывал К. Маркс, опреде­ляет социальный, политический и духовныйпроцессы жизни общества, т.е. его деление на социальные классы, формы по­литического устройства, особенности его мировоззрения и духовной культуры.

Способ производства - единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы- это орудия труда, его средства условия и, конечно, люди, имеющие соответствующую квалификацию и опыт. Производственные отношения- это экономические отношения между людьми в процессе производства, главными из которых являются отно­шения собственности.

3) МЭ рассмотрели вопрос о строении общества, его структуре. Марксизм оперирует категориями «базис» и «надстройка». Ба­зис - это совокупность производственных отношений, эконо­мический строй общества. Над базисом возвышается надстрой­ка, включающая в себя общественное сознание, идеологичес­кие отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. Конечную причину всех важных исторических событий марксизм видит по преимуществу в экономическом развитии общества.

4) Материалистическое понимание истории позволило Мар­ксу обнаружить общие повторяющиеся черты в историческом процессе и сформулировать идею конкретно-исторического типа общества - общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация - это особый ис­торический тип развития общества, обусловленный формой собственности, уровнем развития производительных сил, ха­рактеризующийся особой социальной и политической струк­турой. Основа общественно-экономической формации - спо­соб производстваматериальных благ.

Смена общественно-экономических формаций (в марксиз­ме выделяются пять основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодаль­ная, капиталистическая и коммунистическая) представляет собой естественно-исторический процесс, который определя­ется объективными законами общественного развития.

5) Учение о классах, классовой борьбекак движущей силе ис­тории и диктатуре пролетариатакак ее высшей и последней форме составляет важнейшую часть марксизма.

Движущей силой исторического процесса, творцами истории являются народные массы,а также другие социальные общности, классы, их организации, отдельные индивиды, вы­дающиеся личности. Способы и результаты действия социаль ных законов зависят не только от объективных условий исто­рического процесса, но и от уровня сознательности, организо­ванности субъектов исторического действия.

Наши рекомендации