Каковы основные стратегии осмысления природы человека в классической философии?
Античные философы рассматривают человека как часть Космоса, природы, своеобразный «малый космос» - микрокосмос, как аналог и воспроизведение законов макрокосмоса - всей Вселенной. Через столетия пришло к нам крылатое выражение софиста Протагора: «Человек - есть мера всех вещей». В философии Сократа проблема человека переместилась в центр философского интереса. Целью познания, по Сократу, является, прежде всего, самопознание. «Познай самого себя».
В средние века в христианской философии человек провозглашался творением Божьим (идея креационизма). Человек, по учению средневековых теологов, был создан Богом по образу и подобию Божьему и сначала был равен своему Создателю. Но это состояние было утрачено человеком после грехопадения, когда он вкусил плод с древа познания добра и зла. С этого момента первозданная мощь и чистота человека померкла и вернуться к ней своими силами человек не мажет, для этого нужно откровение, вера. Проблемы соотношениятела, веры и разума, разума и воли - в центре внимания религиозно-философской антропологии Средневековья. В идеях средневековых философов (Августина Блаженного, Фомы Аквинского и др,) заложено понимание человека как личности(несущей в себе лик Божий), заключающей в своем внутреннем мире напряженную духовную жизнь, переживания души и идеи духа.
В эпоху Возрождения формируется идея о том, что человека можно понять анализируя условия его реальной земной жизни, от которых существенно зависят его свобода и достоинство. «Человек - мыслящий тростник» (Б. Паскаль).
Для философов эпохи Просвещения главной сферой человеческой деятельности становится познание, воспитание и просвещение.
По Канту, человек двойственное по своей природе существо, принадлежащее и к миру природной необходимостии к сференравственной свободы. Человек как сознательно-моральное существо должен относиться с уважением не только к себе, но и к другим людям. Антропологический материализм Л. Фейербаха утверждал, что центральной проблемой философии должен быть человек как телесное, природное, психофизическое существо, у которого душа и тело не могут быть отделены друг от друга.
Сущность человека понимается Марксом как совокупность его общественных отношений. Сущность человека в постклассической философии осмысливается на фоне трагедий XX века (Первая и Вторая мировые войны)
В центре внимания философии экзистенциализма - проблемы существования, свободы и ответственности человека, а также проблема выбора.
В русской философии XIX-XX вв. акцентируется внимание на духовно-нравственныхаспектах бытия человека.
Т.е. существуют три стратегии осмысления человека:
- одномерная (человек как биологическое или социальное существо);
- двумерная, в которой человек трактуется как биосоциальное единство;
- триалистическая – человек из трех начал – биологического, социального и духовного.
В последней стратегии речь идет не только о биологически-наследственном и социально-приобретенном. В природе человека специально выделяется духовная составляющая, которая позволяет понимать человека как био-социо-культурно-экзистенциальное существо.Духовное начало в человеке, как элемент его природы, является обозначением внутреннего субъективного мира человека, его ценностно-смыслового содержания. «Существование человека предшествует его сущности» (Ж.П. Сартр). Экзистенциалисты убеждены, что изначально человек ничего из себя не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, реализуя свой проект бытия. Человек – это совокупность собственных поступков. Современная философской антропология (М. Шелер, Г. Плесснер) предложила рассматривать сущность человека – в его незавершенности, открытости миру, свободе, способности к трансцендированию – преодолению себя и своей ситуации в мире. Человек, в отличие от других существ, как бы «приговорен» к постоянному самосозиданию, самотворчеству и самореализации, к безостановочному экзистенциальному поиску.
2. Проблема антропогенеза и биосоциальной природы человека в философии и науке.
Важное значение для понимания человека имеет и вопрос о его происхождении (проблема антропогенеза). Существует несколько основных вариантов решения этой проблемы – креационистский (религиозный) подход (человек является продуктом божественного творения, наделяется специфическими, отсутствующими у других живых существ способностями, к числу которых относится, прежде всего, способность к духовной жизни, творчеству, а также «божественной» сущностью в силу обладания бессмертной душой). Эволюционная теория Ч. Дарвина (человек, как и другие животные, появился в ходе эволюционного развития. В процессе борьбы за существование выживают, только те представители животного мира, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям своего существования. Человек в этой концепции связан с высшими млекопитающими и происходит от человекообразной обезьяны в результате эволюционных изменений ее конституций. Психика человека, его способность мыслить, а также способность к труду есть не что иное, как многократно усиленные естественным отбором инстинкты, низшие формы которых проявляются в поведении низших животных). Трудовая концепция (Ф. Энгельс) - при действии биологических механизмов изменчивости и наследственности, трудовая деятельность преобразовала биологическую природу человека, у людей появилась способность создавать и использовать искусственные орудия труда и сотрудничать с себе подобными, сплачиваться в общности и совместным трудом преобразовывать окружающую среду, а не просто адаптироваться к ней. Естественный отбор постепенно терял свое значение и в эволюции человека начали играть социокультурные факторы.
В настоящее время, несмотря на признание и приоритет эволюционной и трудовой концепций антропогенеза, существуют и альтернативные подходы. Среди них можно выделить: психоаналитическую (З. Фрейд), игровую (Й. Хейзинга), семиотическую, уфологическую и др.
Итак, человек как целостное существо, представляет собой единствобиологического, социального и духовного.
1) Как представитель биологического вида человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего с приматами. Специфическими особенностями человека, которые выделяют его из мира животных, является: прямохождение, развитие головного мозга, мышление, язык, членораздельная речь.
2) Как социальное существо человек способен сознательно создавать разнообразные формы социальной жизни, социальные системы. Это и простейшие (семья, род, община), и сложные (государство, объединение государств, цивилизации, мировое сообщество), которые в свою очередь состоят из множества высокоорганизованных подсистем (армия, экономика, политика, образование, наука, идеология и др.).
3) Как духовное существо человек способен создавать мир ценностей и возвышаться над миром повседневности.
Человек описывается такими понятиями, как:
• индивид (единичный представитель всего рода человеческого);
• индивидуальность (уникальность и неповторимость индивида). Специфические компоненты индивидуальности: задатки и способности, темперамент и характер, талант и гениальность;
• личность ~ социокультурная характеристика человека, совокупность социальных черт:
• разумность – способность поступать обдуманно,
• ответственность – способность предвидеть результаты своей деятельности, пользу или вред она приносит людям.
• достоинство – это поведение человека, связанное с защитой им своих прав и осуществлением своих обязанностей
• Индивидуальность – обладание своеобразием, неповоторимостью, особенностями (интеллекта, эмоциями, воли)
• Свобода – возможность и способность мыслить и действовать согласно своей воле.
• Активность
• открытость
Формирование и развитие личности происходит в процессе социализации (процессе освоения и усвоения норм жизни в обществе), воспитания и социальной деятельности.
Таким образом, человек - это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами и душой (духовном предназначении человека).
К основным социокультурныммодусам человеческого бытияможно отнести:
• деятельность;
• социализацию;
• образование и коммуникацию.
1) Деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование внешнего и внутреннего мира. Человек в результате деятельности не только приспосабливается, но и преобразует окружающий мир и самого себя, создавая «вторую природу», мир культуры. Существуют такие формы человеческой деятельности: материальная, прежде всего, трудовая, практическая и духовная. По целям выделяют преобразовательную, познавательную, коммуникативную, оценочную и творческую (художественную), управленческую, политическую, научную, инновационную деятельность.
Структура деятельности выглядит следующим образом: потребность - мотив -цель - средство действия - результат.Американский ученый А. Маслоу выделил пять видов потребностей:
а)физиологические потребности;
б)потребности в безопасности (физической и психологической);
в)потребности в привязанностях (любви, дружбе, общении),
г)потребности в уважении (в одобрении, благодарности, признании);
д) потребности самоактуализации.
2) Социализация - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, статусов и ролей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного и активного члена общества. Человек приобретает свои личностные качества только в социальной среде, благодаря активному взаимодействию (коммуникации, общение) с другими людьми. В результате несоблюдения социальных норм возникают аномия, нигилизм и т.п. Со своей стороны, общество предъявляет к субъектам санкции.
3) Коммуникация - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной социальной деятельности.Контракт разобщает людей, т.к. их общение ограничивается заключением договоренности. Устанавливаемый в ходе коммуникации контакт, наоборот, сближает и объединяет людей. Средствами достижения контакта являются дискуссии, диалог, обмен информацией.
3. Человеческая субъективность ц экзистенциальные характеристики личности.
Человеческая субъективность представляет собой не что иное, как сложный и противоречивый внутренний мир человека, который наиболее зримо обнаруживает себя в так называемых критических ситуациях (ситуациях экзистенциального вакуума). К важнейшим экзистенциальным характеристикам человеческого бытияобычно относятся: сущность и существование, свобода и ответственность, любовь, смысл жизни и др.
Свобода определяется как способность и реальная возможность человека действовать в соответствии с собственными желаниями, волей. Стремясь к свободе, человек в то же время бежит от нее, поскольку свобода предполагает высокий уровень ответственности личности. Американский философ Э.Фромм выделил два вида свободы: негативную (свобода от, т.е. внешних и внутренних форм зависимостей) и позитивную (свобода для, т.е. свобода как творческая реализация).
Крайние трактовки свободы человека в истории философии были связаны с идеями фатализма, согласно которым жизнь человеческая, как и все в мире, предопределено судьбой, роком или божественной волей, а свобода человека заключается в умении подчинится высшей предопределенности. Также волюнтаризм утверждает, что источник свободы - свободная воля человека.
В неклассической философии, например, К. Маркс и Ф. Энгельс дополняли: свобода человека - это познанная необходимость и возможность человека действовать в соответствии с этим знанием.
В современной философии права проблема свободы обычно соотносится с проблемой развития правовой культуры общества. В ее решений обычно используются следующие аргументы:
• свобода - естественное право человека;
• мера свободы человека устанавливается существующими в обществе социальными нормами (моралью и, прежде всего, правом);
• степень свободы человека характеризует состояние цивилизованности, гуманности общества и его культуры.
Любовь - важнейший атрибут человеческого бытия, проявление истинной субъективности и экзистенциальная характеристика личности. Бытие человека характеризуют разные проявления любви, как то; половая любовь, братская любовь, любовь к ближнему, любовь к природе, любовь к жизни, любовь к Богу и др. В каких бы формах не обнаруживала себя любовь, сущностными признаками ее являются;
· преодоление эгоизма, духовной изоляции;
· открытость человека миру, другому человеку, возможность растворения, в ином (взаимность);
· форма любви - духовная привязанность к вещам, человеку;
· источник любви - сердце человека, это духовный центр целостности человека, концентрирующим в себе разум, волю, чувства, эмоции.
· любовь есть источник жизни. Она придает жизни самоорганизацию, целостность, осмысленность и многообразие ее проявлений.
Механичность, деструктивность, бездушие современного мира - следствия утраты любви, а следовательно, способности человека творить по духовным законам.
Смысл жизни. Неудовлетворенность существующей жизнью и осознание конечности своего существования - основа поиска человеком смысла жизни. Проблема смысла жизни актуализируется в период кризиса, распада общественных структур, потери Пути (даосизм). Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.
К определению смысла жизни существуют различные философские подходы.
Гедонизм – связывает высшее благо и смысл жизни с удовольствием, наслаждением.
Эвдемонизм– связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем;
Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов
Этика долга – жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу
Утилитаризм– жить– значит из всего извлекать пользу
Прагматизм– цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.
Философские ответы на вопрос смысла жизни таковы:
· смысл жизни должен быть найден (обнаружен), но не может быть задан изначально;
· смысл жизни - базовая потребность человека в самоактуализации; самореализации человека (в профессиональном и человеческом плане),
· проблема смысла жизни актуализируется в критических ситуациях, в которых проясняется подлинное или неподлинное бытие человека:
· смысл жизни как ценность состоит в открытии (нахождении) человеком самого себя.
Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).
Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.
В современных условиях осуществляется прозападная, либерально-рыночная форма глобализации не в интересах всего человечества, его возвышения и гуманизации, а в локально-корпоративных интересах относительно узкой группы людей. В ходе ее реализации происходит не развитие, а примитивизация человека, формирование массы ориентированных на гедонизм индивидов – потребителей («экономический человек»).
Данный тип человека может быть квалифицирован как современное «экономическое животное», ставшее рабом своих материальных потребностей, смысл личного бытия которого – чувственно-эмоциональные удовольствия, потребление и телесный комфорт. Такой человек в принципе не способен откликаться на сложнейшие вызовы эпохи, осознать всю остроту проблем, стоящих сегодня перед человечеством.
В ряду глобальных вызовов первостепенное значение начинает приобретать антропологическая катастрофа – кризис современного человека. Она трактуется как:
- проблематичность, негарантированность его судьбы;
- угроза выживаемости человека, подрыв оснований его бытия;
- расчеловечивание человека, возможность наступления постчеловеческого будущего.
Антропологический катастрофизмпроявляется, прежде всего, в следующем:
1. Подрыве биологических основ человеческого бытия (денатурализация внешней и внутренней среды человека, разрушение его биосферных качеств и глубинных инстинктов, социализация биологических маргиналов и т.д.).
2. Исчерпание психологических ресурсов человека (рост стрессовых состояний, психических сдвигов, психоневротический нигилизм, деградация высших мотивов поведения, рост эмоциональной тупости и ноогенных неврозов, кризис индустриальной идентичности, доминирование клиповой аудиовизуальной культуры и т.д.).
Группой факторов антропологической катастрофы выступают также современные тенденции к переконструированию биологической основы человека. Они обозначились в русле достижений современных высоких технологий (биотехнологий, генной инженерии, робототехники, нанотехнологий и т.д.), которые позволяют в перспективе создавать искусственного человека (киборга, мутанта, клона и пр.). Искусственный человек уже получил даже название – Анантроп, Homo Futuris.
Все эти манипуляции над биологической составляющей человека имеют далеко идущие последствия. Совершенно очевидно, что техногенная цивилизация открывает новую зону риска, связанную со «сделкой с дьяволом». Она может состояться, если человек откажется от своей «человечности», а парк новых технологий станет не частью ресурсов обновления человека, а источником его краха.
Тема 7